Социальные пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.)

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......3-4
Глава I: Пенсионное обеспечение: теоретические аспекты……………………4
§1 История развития социальных пенсий………………………………….5-6
§2 Пенсия: сущность, понятие…………………………………………..6-7
§3 Виды пенсий, их характеристика………………………………………………. 7-8

Глава II: Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации …………………………………………………….9-12
§1 Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения …………………..…9-10
§2 Общая характеристика основных источников пенсионного обеспечения в РФ…………………………………………………………………………………10-12

Глава III: Социальные пенсии как особый институт государства…...…………………13
§1 Понятие и виды социальных пенсий ……………………………………………13-15
§2: По старости……………………………………..……………………15-20
§3: По инвалидности…………………………………………………………20-26
§4: По случаю потери кормильца ……………………………..27-30

Заключение…………………………………………………………………31
Список Литературы…………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

рр.docx

— 84.85 Кб (Скачать файл)

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть  пенсионной системы, обеспечивающая в  дополнение к государственному пенсионному  обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Виды пенсий:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери  кормильца;

- социальные пенсии.

Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью при наличии у лица трудового стажа.

Социальные пенсии назначаются  гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи  с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью.

Право на пенсионное обеспечение  имеют не только граждане России, но и проживающие на территории РФ граждане других бывших союзных республик, а  также иностранцы и лица без гражданства.

Гражданам имеющим право  на различные виды государственных пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Лица, имеющие право  на получение нескольких пенсий:

1. Граждане, ставшие инвалидами  вследствие военной травмы, участники  ВОВ, ставшие инвалидами вследствие  общего заболевания, трудового  увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

2. Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, не вступившие в новый брак, - им могут устанавливаться пенсии по старости (или пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца (за бывшего мужа).

 

      Изменение социально-экономической ситуации в стране существенным

образом повлияло на менталитет общества в части формирования своей

будущей пенсии.  

Глава II. Законодательная база пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. 

§1  Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в  социальном секторе, указывает на уровень  развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает  Россию социальным государством со всеми  вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция  провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение  и социальную защиту. В частности  ст.39 Конституции РФ гласит:

Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях установленных  законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом.

Поощряется  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Таким образом, Конституция  гарантирует социальную защиту граждан  Российской Федерации и провозглашает  основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное  обеспечение» понимается в Конституции  в широком смысле и включает в  себя социальное страхование, предусматривающее  предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются  ссылки на федеральные законы, о  которых пойдет речь в дальнейшем.

Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система  обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием. Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной; все условия и нормы  уплаты соответствующих страховых  взносов, так же как условия и  нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

В чем же заключается  экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?

Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

§2 Общая характеристика основных  источников пенсионного обеспечения  в РФ.

В данной главе уже  можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как упоминалось ранее, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру.

Так, во главе Российского  законодательства стоит Конституция  РФ, которая закрепляет основные права  и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится  так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической  силе стоят   Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты.

Источники пенсионного  обеспечения можно разделить  на три группы:

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

Важное место отводится  Основам законодательства РФ « Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых— право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди  которых особое место занимают Указы  Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов ( например, Указ Президента РФ « О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента РФ « О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000 г.

Четвертую группу среди  подзаконных актов занимают постановления  Правительства РФ, которые устанавливают  порядок применения норм законов  по отдельным видам социального  обеспечения ( пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992 г. «Об утверждении Положения « О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно- испытательного состава»; постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997 г.; постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье»; постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: Социальные пенсии

§1  Понятие и виды социальных пенсий

Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и потери кормильца.

Согласно российскому законодательству «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств" ст. 2, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальные пенсии повысятся в 2014г. на 15,2% в связи с тем, что в текущем году прожиточный минимум пенсионеров увеличивается, отметил М.Топилин. "Социальные пенсии будут проиндексированы в более высоких объемах", - сказал министр труда.

Социальное обеспечение  занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и  общества. Оно непосредственно зависит  от развития экономики и теснейшим  образом связано с политикой  социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение  как особый социальный институт государства  является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию  при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение  можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Одним из основных видов  социальной помощи являются социальные пенсии.

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным  замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Информация о работе Социальные пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца