Административно-командная экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран.

Содержание работы

Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Теория плановой экономики
1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.
1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
2.2. Преимущества плановой экономики
2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. Необходимость и теории перехода к рынку
3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы
3.3. Трансформационная экономическая система Украины.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].
Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]
Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]

Файлы: 1 файл

Административно командная экономическая система.docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

2.         Страны, которые выбрали постепенный, но полный переход к рыночным отношениям, проводя различные эксперименты и переустройства, что дал возможность исключить крупные социальные потрясения и массовое обеднение населения. Такой путь, к примеру, избрала Венгрия, а так же Польша – на более позднем этапе перехода.

3.         Государства, избравшие путь «шоковой терапии» на первых этапах преобразований. В некоторых странах таких, как Польша, Чехия, Эстония, этот опыт был достаточно успешным. Однако опыт других стран, прежде всего на постсоветском пространстве, показал, что эта концепция не может обеспечить создание нового хозяйственного механизма и быстро обучить экономические субъекты новым принципам поведения.

Опыт реформирования экономик разных стран достаточно неоднороден, что вызвано как избранием  ими разных концепций перехода, так  и разными стартовыми позициями, сложившимися политическими и экономическими условиями на момент начала реформирования разными социально-бытовыми и культурными  реалиями. Достаточно хотя бы сравнить реформы в Китае с реформами  в Украине. В то же время все  такие концепции имеют право  на существование и находят своё применение. Главное для постсоциалистических стран – создание прочных основ  рыночной экономики, укрепление и стабилизация системы и одновременно – поддержание  устойчивого экономического роста. Поэтому многие учёные справедливо  считают, что неоклассические концепции  не обеспечили желаемых результатов, а  копирование чужих моделей без  учёта исторических и социально-экономических  особенностей конкретной страны приводит к серьёзным негативным последствиям [8, с.186].

3.3.     Трансформационная экономическая система Украины

На основе мирового опыта  перехода к рыночной экономике и  на основе разработанных по этому  поводу научных концепций, проводятся научно-исследовательские работы и  в Украине.

Масштабы экономических  преобразований в Украине в последнее  десятилетие достаточно широки. Считается, что в это время Украина  переживает три масштабных переходных процесса [8, с.189]:

–   Переход от административно-командной экономической системы к рыночной;

–   Переход от положения составной части народного хозяйства к самостоятельной экономике;

–   Переход от глубинного экономического кризиса к экономическому оздоровлению и росту.

При этом именно последний  переход оказывается наиболее сложным  и ответственным. Отсутствие научно разработанной программы преобразований, неподготовленность к рыночным отношениям населения и руководителей среднего и высшего звена привели ко многим ошибкам на этом пути. Украина  не только стала на путь реформирования экономической системы, она вместе с тем и стала на путь формирования собственного государства. При отсутствии не только рыночных механизмов, но и  даже государственных структур, отвечающих за их формирование, на начальных этапах процесс перехода к рыночной экономике  усложнялся ещё и многими другими  отрицательными моментами:

·          Экономический спад, связанный с процессами модернизации, экономический кризис, нерешённый с советских времён;

·          Разрыв экономических связей в рамках СССР и Совета Экономической Взаимопомощи;

·          Деформированность милитаризированной и монополизированной экономики с преобладанием экстенсивных методов хозяйствования;

·          Глобальная экологическая катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Эти негативные факторы, а  так же те, которые проявились во время самого реформирования привели  к кризисным явлениям невиданных масштабов в молодом государстве: за несколько лет ВВП снизился почти на половину, в середине девяностых гиперинфляция достигала 10 250 %.

2000 год стал отправной  точкой экономического развития  Украины: к этому времени было  завешено становление смешанной  экономики и её инфраструктуры, с этого года начал стабильно  расти ВВП, который к 2004 году  составил 7920 у.е., при 1900 у.е. в 1995 году.

Процесс разгосударствления и становления новых форм собственности  проходил в Украине достаточно неоднозначно: с одной стороны формировалась  главная основа рыночной экономики  – частная собственность, а с  другой стороны приватизация государственного имущества проводилась в некоторых  случаях недостаточно честно и прозрачно.

В ходе реформирования экономики  Украины был допущен ряд ошибок, приведших к перечисленным выше негативным явлениям, но в то же время  было достигнуто и много принципиальных позитивных результатов. Государство  приобретает опыт регулирующего  влияния на народное хозяйство в  новых условиях, хотя и в некоторых случаях ещё вмешивается в ценообразование. Вместе с тем ещё не сформированы условия оптимизации рыночной эффективности и социальной защищённости всех граждан, что является обязательным для социально-ориентированных обществ.

Дальнейшая стабилизация экономического роста в Украине  будет достигнута, если экономическая  модель, выстраиваемая в государстве  станет национальной по форме и инновационной  по содержанию. Таким образом, Украина, реализуя признанные человечеством  законы и правила рыночной экономики, испытывает при этом влияние на экономические  отношения национальной истории, культуры, обычаев, политики, обеспеченности экономическими ресурсами. И это, безусловно, приводит к созданию собственной украинской модели рыночной экономики.

Несмотря ни на что, мировое  сообщество, страны Западной Европы и  США, не так давно признали за Украиной статус страны с рыночной экономикой. И, хотя это решение и является довольно-таки политизированным и не полностью соответствует действительности, его можно считать одним из важнейших достижений украинского  народа.

 

Заключение

В данном курсовом проекте, целью  которого было полное и всестороннее рассмотрение административно-командной  экономической системы, так же рассмотрены  и возможности перехода от плановой экономики к рыночным механизмам.

Работа включает три раздела, в первом из которых рассматривается  собственно теория плановой экономики. Здесь выделяется цель социалистического  производства, состоящая в наиболее полном удовлетворении общественных и  личных потребностей, критерии его  эффективности. Здесь даётся определение  планомерности, как скоординированности  экономических процессов, рассматривается  роль государства в экономических  процессах, которая является для  этой системы определяющей, функции  государства по распределению производимых благ, отношения собственности в  такой системе, а так же спрос, предложение и их регулирование  с помощью командных механизмов. Эти основные составляющие плановой экономической системы определяют её как систему, руководимую государством, с государственной формой собственности, в качестве основополагающей, и целостной  системой инструментов управления народным хозяйством. Так же этот раздел включает рассмотрение действия плановой экономики  в СССР и Украине на протяжении всей истории её существования. За период существования этой системы в  Украине, обнаруживались как положительные, так и отрицательные проявления: строительство Днепрогэс и голод 1932–1933 годов, быстрое восстановление экономики и инфраструктуры в  послевоенные годы и неадекватная реакция  на катастрофу на ЧАЭС. Поимо этого  в третьем пункте этого раздела  приводится так же и сравнение  основных показателей развития других стран, принявших плановую экономику, из чего делается вывод о том, что  в большинстве случаев страны ухудшили свои макроэкономические показатели.

Следующий раздел представляет собой сравнительную характеристику командной и рыночной экономической  систем. Здесь подробно представлены преимущества рыночной экономики, основными  из которых можно назвать свободу  экономических субъектов, возможности  быстрого реагирования на изменения  на рынке и частную собственность, а так же её недостатки, например, расслоение общества на классы в зависимости  от уровня дохода в результате неравномерного распределения произведенного в  обществе продукта. Далее указываются  и преимущества плановой экономики, основным из которых является отсутствие бедности, наличие уверенности в  завтрашнем дне, возможность концентрации средств у государства для  целевого использования, и её недостатки, выражающиеся в отсутствии материальной заинтересованности субъектов экономической  деятельности в результатах своего труда, и в том, что социальное равенство так и не было достигнуто.

Последний раздел курсового  проекта посвящён рассмотрению необходимости, теориям и концепциям перехода к  рыночной экономике. Здесь рассматриваются  два основных подхода к реформированию экономики: монетаристский и институционалистский. Был рассмотрен мировой опыт реформирования экономических систем и выделены три основные группы стран в соответствии с выбранными концепциями. Так же был проведен обзор трансформационных  процессов в экономике Украины, выделены основные проблемы, с которыми государство столкнулось на первых порах. Важнейшими проблемами, с которыми столкнулась страна на этом пути были экономический кризис, спад и остановка  производства, разрыв экономических  связей в рамках распавшегося СССР, гиперинфляция и другие. Сделан вывод  о том, что в ходе трансформации  экономической системы Украины, в стране сложилась национальная модель рыночной экономики.

Подводя итоги проделанной  работы, можно сказать, что административно-командная  экономическая система имеет  как свои преимущества над другими  системами хозяйствования, так и  свои недостатки. Её эффективность  зависит от практических принципов  её внедрения и развития, хотя в  большинстве случаев эта система оказалась неэффективной. Реформирование этой системы требует учёта всех сложившихся обстоятельств и национальных особенностей в стране.

Таким образом, задачи курсового  проекта выполнены, цель достигнута.

 

Список использованных источников

1.         Большая Интерактивная Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Россия, 2003 г., 10 CD

2.         «Вопросы экономики», №12, 1996 г., №10, №5 1997 г.

3.         Гутник В. Модели социально-экономического развития Западной Европы // Общество и экономика – 2000, №2 с. 92–99

4.         Детская Энциклопедия, – М.: Педагогика, 1977 г., т.10, 800 с.

5.         Дорн Дж. А. Переход от плана к рынку на конституционной основе. // Вопросы Экономики – 1993, №6, с. 59–61

6.         Елецкий Н. Политическая экономия: задачи исследования современной цивилизации // РЭЖ – 2000, №4, с. 82–86

7.         Ефремов В.А. История СССР. – М.: Наука 1984. – 672 с.

8.         История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. – 200 с.

9.         Малая Энциклопедия Стран, – Харьков: Торсинг, 2000 г.,719 с.

10.      Маркс К. Капитал, – М.: Государственное Издательство Политической Литературы, 1954 г. т.1–2

11.      Никитин С., Майбурд Е. Экономическая теория Маркса – наука или идеология? // МЭ и МО – 1993, №3 с. 5–22

12.      Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Г.Н. Климко, В.П. Нестеренко, А.О. Каніщенко та ін.; За ред. Г.Н.Климка, В.П.Нестеренка. – 2-ге видання, доповнене – К.: Вища школа – Знання, 1997. – 743 с.

13.      Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с.

14.      Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г., 1 CD

15.      Советская экономика: новое качество экономического роста: Учеб. пособие. / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Политиздат, 1988 г., 350 с.

16.      Становление новой экономической системы // РЭЖ – 2000, №7 с. 3–59

17.      Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. – под ред. Купцова В.И. – К.: Высшая школа, 1989. – 498 с.

18.      Теория переходной экономики. Под ред. Герасименко В.В., – М.: МГУ, 1997 г.

19.      Ципко А. Реставрация капитализма или обновление социализма // вопросы экономики 1990 №12.

20.      Экономика переходного периода под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина. – М.: МГУ, 2001 г.

21.      Эксперт-Юрист. Информационно-правовая библиотека. Законодательство Украины, – К.: Эксперт-Софт, 2005 г., 2 CD

22.      Microsoft Encyclopedia Encarta, USA, Microsoft, 2001, 7 CD

 

Приложение А

Структура собственности  при плановой экономике [13, c. 363]

 
 

Приложение  Б

Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]

  

 
 
 

Приложение  В

Макроэкономические  показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]

Показатели

СССР

УССР/Украина

Китай

Куба

1970

2000

1970

2000

1977

2000

1975

2000

1

Территория, тыс. км

22402,2

603,7

9572,9

111,0

2

Сель. хоз. угодья, %

51,3

54,8

48,9

69,7

17,4

27,6

72,3

78,3

3

Население, млн  чел.

260,02

290,10

49,48

49,57

830,13

1275,13

9,40

11,20

4

Потр-е энергии, кВт-ч/д.н.

74100,0

88500,0

1150,0

2959,1

644,0

850,1

759,4

1192,0

5

ВВП, млн у.е./д.н.

44135,2

54002,0

11033,8

2230,0

2970,0

3330,0

1177,3

1850,0

6

Темпы роста ВВП

8,9

5,4

н/д

6,0

6,0

8,0

3,5

5,6

7

Среднегод. темп ВВП, %

3,5

-9,2

н/д

-13,3

9,7

11,0

16,0

11,8

8

Динамика ВВП, у.е./д.н.

1544,7

3430,0

2301,0

1200,0

270,0

850,0

800,0

740,3

9

Внеш. гос. долг, у.е./д.н.

0,0

1157,0

0,0

207,8

99,5

127,0

1768,8

2777,0

10

Потребит. расходы,у.е./д.н

89,5

145

89,5

490,0

100,0

260,0

961,0

1510,0

11

Внеш.-торг. баланс, у.е.

9785,0

11399,0

-1185,0

5005,0

7243,0

897,5

-1025,0

12

Доля занятых  к трудосп., %

100

95,7

100

54,3

50,5

54,9

32,5

40,3

Информация о работе Административно-командная экономическая система