Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:57, доклад

Описание работы

инновационный менеджмент сущность цель,задачи – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент госы 2012.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


Инновационный менеджмент

1 инновационный менеджмент сущность цель,задачи – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.ИМ предполагает выполнение следующих задач (работ):• разработка и осуществление единой инновационной политики;• разработка проектов и программ инновационной деятельности;• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;• подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта;Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.Основные функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.К числу обеспечивающих относятся также технологические функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

2 инновационное предпринимательство В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира.Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для российской, но и для мировой экономики в целом. Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

3 приоритет и правовая защита предпринимательских идей Яркие идеи являются основой эффективных рационализаторских предложений, изобретений, открытий. Менеджеры компаний должны знать основы правового регулирования этого процесса, подводные камни, которые могут встретиться им на пути в связи с обеспечением охраны и защиты рожденных идей. В "чистом виде" идея не является предметом правовой охраны. Рассмотрим более подробно, как же закон может охранять идеи?
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона "Об авторском праве" оно не распространяет свое действие на идеи, методы, процессы, системы, способы, открытия,факты.Некоторые из перечисленных результатов интеллектуальной деятельности охраняются, например, патентным правом. Возможные способы охраны иных достижений являются предметом обсуждения ученых и специалистов практиков.Но авторское право не охраняет идеи, принципы, факты и подобные им результаты интеллектуальной деятельности. Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. Напомним, что п. 1. ст. 4 Патентного закона РФ предъявляет к изобретениям следующие требования: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.Таким образом, изобретение в течение многих лет в нашей стране рассматривалось как техническое решение задачи. Поэтому организационные, организационно-технические и организационно-управленческие либо экономические новации изобретениями не признавались. Соответственно этим воззрениям формировались праовые нормы. Современный Патентный закон, как и ранее действовавшее законодательство, хотя и не применяет сам термин "техническое решение задачи", но конкретные требования такого характера, критерии, предъявляемые к изобретению, в нем сохранены. В частности, Патентный закон прямо указывает на возможные объекты изобретений, лишь расширяя их состав за счет штаммов микроорганизмов,культур,клеток,растений,животных. Что относит Патентный закон к объектам изобретений? Это -устройства, способы, вещества, а также предложения по применению уже известных устройств, способов и веществ по новому назначению. Российский Патентный закон не признает изобретениями, в силу их не технического характера: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем; сорта растений и породы животных и др.
Большинство названных достижений охраняются правом, но не как изобретения, а в качестве иных объектов интеллектуальной собственности, подпадая под действие либо норм авторского права (например, программы для вычислительных машин, проекты зданий и сооружений) , либо норм иных правовых институтов (например, топологии интегральных микросхем, новые сорта растений и порода животных).
Не охраняемая правовой нормой идея может быть безнаказанно "позаимствована". Поэтому именно на данной стадии важна не правовая охрана и защита, которые, как мы отметили, невозможны, но возможно и необходимо соблюдение конфиденциальности. Такая мера получила мировое распространение в процессе заключения различных договоров, где на стадии преддоговорной процедуры сторона, владеющая идеей, ноу-хау, вынуждена раскрывать эти секреты другой стороне, чтобы разъяснить их механизм действия и преимущества. Это имеет место при заключении договора коммерческой концессии, франчайзинга. Еще до заключения договора либо при его заключении франчайзи уплачивает франчайзеру сумму, называемую "паушальным взносом", за сам факт раскрытия информации. Одно из перспективных направлений менеджмента - патентование идей, легализованных в форме бизнес-методов. В последние годы в связи с тем, что идеи, знания становятся главным оружием в конкурентной борьбе, все активнее предпринимаются попытки "застолбить", запатентовать не только технические решения, но и бизнес-методы, сугубо управленческие, интеллектуальные находки менеджеров. В отдельных странах такая практика уже сложилась и продолжает успешно развиваться. В настоящее время в чистом виде методы ведения бизнеса патентуются уже в США, Японии и некоторых других странах. В США и Японии в последние годы зарегистрированы патенты на разнообразные методы ведения бизнеса, всевозможные организационные и управленческие приемы. Зарегистрировано несколько подобных изобретений и в России. правовой статус коммерческой тайны Менеджер, постоянно работающий с информацией, обязан знать правовой режим, основания и условия регулирования КТ с тем, чтобы активно использовать эти нормы в борьбе за сохранение информации и недопущения ее хищения конкурентами. С этой целью необходимо всесторонне проанализировать действующее в этой части российское законодательство, чтобы вооружиться против самой сильной угрозы - хищения или утечки информации, содержащей КТ.
Центральное место среди источников правового регулирования отношений, определяющих правовой статус КТ, занимает ГК РФ, где в ст. 139 дается определение коммерческой тайны. Нормы о КТ содержатся более чем в 30 законодательных актах, среди которых: Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ N 188 от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". В соответствии с данным Указом к конфиденциальной информации относятся:   сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;  служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);  сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);  сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;  сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие.Таким образом, коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Запатентовать идею «в чистом виде» нельзя. Гражданский кодекс (п.5 ст. 1259, ст. 1349) не защищает идеи и концепции. Получить патент можно только тогда, когда идея реализована в конкретном техническом или художественно-конструкторском решении, которое соответствует критериям охраноспособности (установленными Гражданским кодексом). Поэтому патентная защита гарантирована только объектам промышленной собственности — изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам.В то же время, существуют альтернативные методы защиты. Идею, выраженную в техническом решении или продукте, который не соответствует критериям охраноспособности, можно защитить в режиме ноу-хау — особо охраняемой коммерческой информации. Многие компании делают свой выбор в пользу именно этого способа защиты своих технологий. Самый популярный пример — «Coca-Cola», которая уже более ста лет сохраняет в секрете рецепт своего знаменитого напитка.Другой способ защитить идею — ее публикация в печатном или электронном издании. Например, в сфере науки и исследований этот вариант защиты интеллектуальной собственности является одним из основных. Статья может стать доказательством авторства и (как объект авторского права) будет защищена от копирования.

 

5 патенты тов.знанаки,авторские права.В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь как конкретную вещественную, так и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные с ними права.В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году. Главная задачей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности.Вообще возникновение правового регулирования интеллектуальной соб­ственности (ИС) на международном уровне связано с Парижской кон­венцией (1883 г.) по охране промышленной собственности (ПС), регули­рованию использования патентов, товарных названий и др., в т.ч. мерам по наказанию за их незаконное использование. Право на ИС определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. СССР с целью обеспечения защиты отечественного приори­тета на изобретения присоединился к Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. Существующее законодательство Российской Федерации отражает содержание и направленность большинства международных право­вых актов в этой области.В России законодательная охрана ИС гарантирована статьей 44 Конституции Российской Федерации. Кроме того, на ее страже стоит пакет нормативно-правовых актов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, включающий в себя Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, Законы РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.Помимо этого, в Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (статья 139).Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями и приносить существенный доход. Они включаются в состав нематериальных активов (НМА) предприятий.Оформление прав на изобретение осуществляется путем полу­чения патента – документа, удостоверяющего авторство и предос­тавляющего его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изоб­ретение без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения выражается путем выда­чи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав.В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российс­ким патентным ведомством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным Законом Российской Федерации от 23.09.921 осу­ществляет единую политику в области охраны объектов промыш­ленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изоб­ретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует офици­альные сведения, издает патентные правила и т.д.Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собственности. Согласно закону, патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную мо­дель – в течение 5 лет (по ходатайству патентооб­ладателя оно может быть продлено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет.Патентный Закон РФ определяет совокупность критериев патен­тоспособности объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять данный объект для получения его создателем охранного патента.Полезным моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми в отраслях народ­ного хозяйства.Промышленному образцу, под которым понимается художествен­но-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, ори­гинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства.В Патентном Законе РФ также дается перечень объектов интеллекту­альной собственности, которые не признаются патентоспособными. Так, в качестве изобретений и полезных моделей не охраняются:

Признак

Виды лицензий

Объем прав, передаваемых
лицензиату

Неисключительные, исключительные, полные, сублицензии

Наличие правовой охраны

Патентные, беспатентные

Степень производственного
освоения объекта

На достижения, освоенные в производстве, 
исследовательские

Категория объектов лицензирования 

На научно-технические знания, на промышленные образцы,
на торговые знаки, услуги различного рода

– научные теории и математические методы;
– методы организации и управления хозяйством;
– условные обозначения, расписания, правила;
– методы выполнения умственных операций;
– алгоритмы и программы для вычислительных машин;
– проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
– решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей;
– технологии интегральных микросхем;
– решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
– решения, обусловленные исключительно тактической функцией изделия;
– объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), про­мышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;
– печатная продукция как таковая;
– объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

Патентование удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции – товарный знак.В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак ТЗ) – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц". Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.
Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар.Отметим, что однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.Товарный знак выполняет следующие задачи:ориентировки покупателя при выборе товара;указывает на наличие у товара соответствующего качества;выделяет товар из однородных товаров других производителей;показывает источник происхождения товара (информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков Патентного ведомства);рекламирует товар, обеспечивая производителю известность (а это стимулирует и сохраняет спрос на товары);позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.Товарный знак, будучи важной составной частью интеллектуальной собственности, входит в состав нематериальных активов и является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.Результатом инновационной деятельности являются также ноу-хау (с англ. know how – «знаю, как»). Это полностью или частично конфиденциальные знания, опыт и навыки (секреты производства), включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.Следствием инновационной деятельности являются также новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы. Последние, отражая единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией. Последние различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.

 Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам (или организациям) использовать изобретение, защищенное патентом, тех­нические знания, технологические и конструкторские секреты про­изводства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии состав­ляет коммерческую операцию и является объектом договора о про­даже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использова­ние в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, то­варные знаки и т.д.Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересован­ными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответ­ствии с которым собственник изобретения, технологических зна­ний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В со­глашении определяются производственная сфера и территориаль­ные границы использования предмета лицензии.Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

Авторское правоАвтору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1.         воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2.         распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3.         публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

Информация о работе Инновационный менеджмент