Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Shpora_politologia_1_2.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество в его  со-временном понимании и значении - это общество, способное противостоять  государству, контролировать его дея-тельность, способное указать государству  его место, держать его "в узде". Говоря другими словами, гражданское  общество - это общество, способное  сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что  гражданское общество только тем  и занимается, что борется с  государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское  общество позволяет государству  активно вмешиваться в социально-экономические  процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять  себя, сделать социальную систему  тоталитарной.

гражданское общество и его  взаи-моотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

становление и развитие гражданского общества связывается с формированием  буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним  в противоречивом единстве;

гражданское общество представляет собой систему, которая построена  на основе горизонтальных связей между  субъектами (принцип координации) и  которой свойственны самоорганизация  и самоуправляемость;

гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а  следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной  и политической ответственности  за состояние общества;

с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности  происходит сближение общества и  государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство  есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

взаимодействие гражданского общества и правового государства  направлено на формирование правового  демократиче-ского общества, на создание демократи-ческого социально правового  государст-ва.

 

5.Государство как  основной политический институт:сущность,признаки,факторы  образования.

Государство - основной элемент  политической структуры социально  дифференцированного общества.

Основными факторами этого  процесса являлась; а) возникновение  обособленного аппарата власти; б) содержание этого аппарата за счет налогов с  граждан ; в) появление таких звеньев  публичной государственной власти , как особая организация занимающихся военным ремеслом ; г) территориальное  разделение населения.

Термином ‘’ государство’’  обозначается политический институт , который характеризуется следующими признаками:

-отношение власти и  подчинения ; у государства есть  масса возможностей- от закона  и традиций до специальных  органов принуждения , чтобы организовать  и подчинить народ ;

-монопольным использованием  насилия теми, кто владеет властью  ; правда, в периоды бунтов, революций  и прочих политических катаклизмов  насилие активно применяется  теми , кто не имеет власти , для того, чтобы эту власть получить ;

-наличием законов и  правом их применять ;

-стабильной и относительно  универсальной структурой государственных  органов, а именно ; а) законодательные  органы-парламенты, советы , съезды  депутатов и пр; б) исполнительные  министерства , госкомитеты , администрация  госпредприятий , органы правопорядка ; в)армия и органы госбезопасности;  г) государственная система информации ; д) судебные органы .

Формы государства и его  органов определяются , как правило , национальными традициями управления и его развитием в русле  общих принципов демократии , иначе  говоря , своеобразием сочетания национального  и интернационального в политике .

 

6. Политический  режим: общая характеристика. Сравнительный  анализ демократических и недемократических  политических режимов.

Политический режим ―  понятие более широкое, поскольку  оно включает в себя не только методы государствен-ного властвования, но и  характерные способы деятельности негосударствен-ных политических организаций (партии, движения,клубы, союзы)».

Политический режим ―  характе-ристика не только (и даже может быть, нестолько!) государства, но и всей политической системы: отношения  между людьмипо поводу государствен-ной  власти и отношения людей с  госу-дарственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются  именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним  из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические  и культурные

основы этого общества обусловливают характер государства  не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

За последние 20 лет очень  много неде-мократических: тоталитарных и автори-тарных режимов распалось  или транс-формировалось в демократические  республики или государства на демократической  основе. Общий недостаток недемократических  политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны  народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависел прежде всего  от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны  авторитарных правителей существенно  сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем  на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой  восстаний. В современную эпоху  эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому  надежно обуздать власть, гарантировать  защиту граждан от государственного произвола может только демократическая  форма правле-ния. Тем народам, которые  готовы к индивидуальной свободе  и ответствен-ности, ограничению  собственного эгоизма, уважению закона и прав чело-века, демократия действительно  создает наилучшие возможности  для индивидуального и общественного  развития, реализации гуманистических  ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. В реальной действительности не существует идеальных  демократических форм политического  режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные  по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно  выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуще-ствления государственной власти. Для современного государства характерны и тоталитаризм, и правовая демократия, также как для рабовладельческих государств ― и деспотия, и демократия; для феодализма ― и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание.

 

8.Формы правления:  основные характеристики

Форма государственного правления  характеризует организацию государственной  власти, систему высших государственных  органов.

Формы правления:

1.Деспотизм- форма самодержавной  власти, неограниченная монархия, отличающаяся  полным произволом власти, бесправием  подданных; самовластие и тирания  по отношению к окружающим.

2.Анархия- состояние, в  котором находится общество, когда  в нем упразднена государственная  власть.

3.Демократия- вид политического  устройства государства или политической  системы общества, при которой  единственно легитимным источником  власти в государстве являются  его граждане. При этом управление  государством осуществляется либо  напрямую (прямая демократия), либо  косвенно, через избираемых посредников  или через судебные разбирательства.

4.Монархия:

а)Абсолютная монархия —  разновидность монархической формы  правления, при которой вся полнота  государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится  в руках монарха.

б)Конституцио́нная мона́рхия  — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При  конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная — правительству.

в)Дуалистическая монархия —  конституционная монархия, в которой  власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

г)Парламентарная монархия —  конституционная монархия, в которой  монарх выполняет свои функции чисто  номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед  парламентом, которому принадлежит  формальное верховенство среди других органов государства.

5.Респу́блика:

а)Президентская республика-характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.

б)Парла́ментская респу́блика  — разновидность республики с  перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство  отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией

в)Смешанная республика (также  может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской  республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

г)Сове́тская респу́блика  — особая разновидность республиканской  формы правления, основу которой  составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких  депутатов и т. д.

д)Суперпрезидентская республика—  форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается  лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно  у президента и подконтрольных ему  административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

 

10. Понятие и  основные идеи либерализма.

Представители : Дж. Локк, Кант, А. Смитт, Кохен

Антипод реализму. Три течения  либерализма: правовое регулирование  международных отношений; анархию  международных отношений могут  урегулировать межденародные организации (Лига Нации); акцент на разоружение.

Основные принципы: человек  неагрессивен, он нацелен на сотрудничество, война это проблема, которую можно  решить совместными решениями, необходимы международные институты предотвращающие  конфликты в мире, действуют не только силовые но и другие факторы. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным  обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и  церкви, верховенством права, частной  собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника  познания. Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной  должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний  день политической системой, которая  наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Неолиберализм. обр. после  холодной войны. Плюрализм мнений во всех отраслях. Развитие межгосударственных сотрудничествах.Глобализация.

 

11.Понятие и  основные черты консерватизма.

 

В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия  «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме  главной ценностью принимается  сохранение традиций общества, его  институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных  черт консерватизма — неприятие  революционных изменений.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской  революции» . Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и  социализму, требующему социального равенства. В список основателей консерватизма, помимо Бёрка, входят француз, иезуит Жозеф де Местр и австрийский канцлер Клеменс Меттерних.

 

12.Понятие и  основные черты социализма.

 

экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что  процесс производства и распределения  доходов находится под контролем  общества. Важнейшей категорией, которая  объединяет различные направления  социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность. Марксизм определяет социализм как  общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности  на средства производства.

Марксизм-ленинизм рассматривает  социализм как первую фазу коммунизма.

На основе философских  идей социализма была также создана  политическая идеология, выдвигающая  в качестве цели и идеала установление общества, в котором:отсутствуют  эксплуатация человека человеком и  социальное угнетение;

утверждаются социальное равенство и справедливость

 

13 Общая характеристика  полит идеологии древней греции.

В истории возникновения  и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо  выделяются три периода. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения  древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и  особенно – знаменитых «семи мудрецов») и формируется философский подход к проблемам государства и  права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). Второй период (V – первая половина IV в. до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философской и  политико-правовой мысли, нашедшего  свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV–II в. до н.э.) – период эллинизма, время  начавшегося упадка древнегреческой  государственности, подпадения греческих  полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого  периода представлены в учениях  Эпикура, стоиков и Полибия.

 

Возникнув в условиях деления  людей на свободных и рабов, античная политко-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология  свободных. Свобода – фундаментальная  ценность, главная цель усилий и  основной предмет забот древнегреческой  политической теории и практики. Это, конечно, была не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только свободных  людей, полноправных членов полисного  коллектива, граждан полиса.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"