Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии"
Вопрос №13, Апрель 2011
Классический европейский либерализм (XVII - XVIII вв.) его основные принципы.
Основные черты классического либерализма:
государством;
8. Терпимость и защита прав меньшинств
в обществе
(этнические, религиозные, политические)
9. Всеобщее избирательное право.
10. Сведение функции государства до минимума. «Превращение государства в ночного сторожа».
11 .Гражданское общество предоставлено самому себе - в религии, философии, культуре и экономической жизни.
Не вмешивайтесь! Дайте дорогу !Мир идет сам по себе!- основной лозунг либералов
Основные идеи и принципы, характерные для классического либерализма. В мировоззренческой области:
•рационализм;
•космополитизм (от греч. kosmopolites - гражданин мира), свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков;
•гуманизм, признание абсолютной ценности человеческой личности, приоритета частного над общественным;
•демократизм,
В политической области:
•верховенство закона и свобода человека в рамках закона;
•идея правового государства и договорного происхождения государства. Представление о роли государства как о «ночном стороже»;
•идея естественных неотчуждаемых прав человека;
•признание основных свобод и прав граждан;
•принцип разделения властей (на исполнительную, законодательную и судебную);
•идея парламентаризма;
•идея политического плюрализма.
В экономической области:
•свободная экономика:
•требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства; •простор для частной инициативы;
•свободный рынок;
•создание условий для развертывания частного предпринимательства.
В 30-е гг. XX в. сложился неолиберализм, который, в отличие от классической идеологии, предполагает расширение социальных функций государства, допускает вмешательство государства в экономику с целью создания благоприятных условий для конкуренции
Сущность либерализма.
Либерализм является исторически первой формой идеологии Нового времени. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. В настоящее время либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одной из влиятельнейших светских политических идеологий. Классиками либерализма являются Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. Токвиль. Либерализм – это прежде всего идеология Просвещения, контрмодель абсолютизма. Либералы выступили против социального базиса абсолютизма – сословного порядка и сословных привилегий. Основываясь на христианской доктрине и идеях стоической философии о «естественном праве» (с их принципами свободы и равенства всех людей), либералы расширили их до «основных прав личности» (Д.Локк).
Теоретическое ядро либерализма составляют: доктрина «естественного состояния»; теория «общественного договора»; теория «суверенитета народа»; неотъемлемые права человека («жизнь», «свобода», «собственность»). Основными принципами классического либерализма являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как основа реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля и равенство всех перед законом; приоритет прав человека над правами государства.
Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является ценностью во многих идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме – это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы означало право поступать по собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей. Поскольку в фокус зрения либералов попал такой ограничитель свободы, как другие люди с равными правами, то отсюда следовало, что идея свободы дополнилась требованием политического равенства, но свобода в либерализме трактуется как внешняя свобода (свобода поступка, действия); негативная свобода («свобода от» – от угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная свобода – как свобода человека вообще, любого человека; индивидуальная свобода (наиболее важный вид ее – свобода предпринимательства)
При наличии общих ценностей и принципов в западном классическом либерализме XVII–XVIII вв. обозначились серьезные разногласия в трактовке перечня и иерархии неотъемлемых прав человека, в том числе и по вопросу их гарантий и форм реализации. В результате возникло два течения: буржуазно-элитарное, отстаивающее интересы и права собственников и требующее невмешательства государства в социально-экономические отношения и демократическое направление, полагающее, что поскольку права должны быть распространены на всех, то государству необходимо создавать для этого необходимые условия. До конца XIX в. в либерализме господствовало первое направление, исходящее их понимания частной собственности как неотъемлемого права человека и защищающее идею о том, что политические права должны предоставляться только собственникам, которые будут добросовестно распоряжаться национальным богатством страны и принимать разумные законы, поскольку за результаты своей политической деятельности им есть чем отвечать - своей собственностью. «Манчестерская» школа классического либерализма первой половины XIX в. с ее проповедью рыночного детерминизма и «Социал-дарвинистская» школа конца XIX – начала XX в., основателем которой являлся Г. Спенсер, являются характерными примерами этого направления. В США последователи этих взглядов удерживали свои позиции до 30-х гг. XX века.
Демократическое направление в либерализме развивалось в США (Б. Франклин и Т. Джефферсон). Борясь за воплощение «американской мечты», либерально-демократическое правительство США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне одобрило акт «о праве каждого американца старше 21 года на приобретение в полную собственность 64 га земли из государственного фонда», положившее начало успеху фермерского пути в сельскохозяйственном производстве. Демократическое направление усилило свои позиции и стало доминирующей формой либерализма на рубеже XIX-XX вв. В этот период оно вело активный диалог с социализмом и заимствовало у последнего ряд важных идей. Демократическое направление выступило под именем «социального либерализма» (неолиберализма). Среди политических деятелей, разделявших убеждения «социального либерализма», были Д. Ллойд Джордж, В. Вильсон, Т. Рузвельт. Особых успехов в сфере практической политики «социальный либерализм» добился в 30–40 гг. XX столетия, на которые пришлась политика «нового курса» в США, разработанная еще в 20-х гг. этого же столетия Д. Кейнсом как теоретическая модель и претворенная в жизнь президентом Рузвельтом. Модель «неокапитализма», «народного капитализма», разработанная в США, была предложена и успешно использовалась в условиях послевоенной разрухи в Западной Европе для восстановления либерально-демократических основ жизни. Во второй половине XX в. «социальный либерализм» (неолиберализм) стал прочно доминировать в либеральной традиции. Суть его заключается в следующем. Частная собственность имеет уже частно-общественную природу, поскольку в ее создании, умножении, охране участвуют не только собственники(теория и практика «социального партнерства»), но и наемные работники.
В России «социальный» либерализм сформировался в конце 90х годов XIX века с целью помочь России найти средний путь политического развития между реакцией и революцией. Сохранив преемственность с идеями европейского и раннего русского («охранительного») либерализма, «социальный» («новый») либерализм дополнил его новыми выводами: в толковании прав человека («права притязания» по отношению к государству), в понимании принципа равенства («равенство исходного пункта»), в отношении к институту собственности (неприятия монопольной собственности). Российский «социальный» либерализм синтезировал ценности отечественного либерализма с идеями социализма. В неолиберализме, прежде всего изменилась роль и место государства. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения. В связи с этим важное место в либеральной теории занимает проблема государственного регулирования производственно-рыночным механизмом спроса и предложения и концепция планирования. Либеральная теория промышленной демократии развивает идею соучастия рабочих в управлении (на производстве создаются наблюдательные советы за деятельностью администрации с участием рабочих). Классическая либеральная теория государства как «ночного сторожа» заменена концепцией «государства всеобщего благосостояния»: каждому члену общества полагается прожиточный минимум; государственная политика должна содействовать экономической стабильности и предотвращать социальные потрясения; одна из высших целей социальной политики – полная занятость.
Важное место в «социальном либерализме» принадлежит концепции социальной справедливости, строящейся на принципах вознаграждения индивида за предприимчивость и талант, и одновременно учитывающей необходимость перераспределения общественного богатства в интересах наименее защищенных групп.
Либерализм существует не только как идейно-политическое направление мысли, отвечающее потребностям развития современной цивилизации, но и как идейно-политическое течение. Первые политические партии либералов возникли в XIX в. Среди либеральных партий самыми первыми и влиятельными являются Демократическая партия США (1828) и Либеральная партия Великобритании (1832). В 1947 году 32 партии, стоящие на либеральных позициях объединились в Либеральный интернационал и приняли программный «Манифест либералов».
Социализм как общественная система не создан пока ни в одной стране мира. Либерализм, развиваясь во времени дает ответы на все вызовы, которые ставит развивающаяся общественная практика. Ценности либерализма сегодня нашли свое дальнейшее развитие в идеологии современного «неоконсерватизма». В силу чего его называют «консервативным либерализмом». Представляют интерес такие ценности консервативного либерализма как «свобода человека» и «сильная власть». Гармония «начала свободы личности с началом власти и закона» являются выражением сути модели развития современного общества. Основные идеи «либерального консерватизма» были предложены российским мыслителем Б.Н. Чичериным в конце 19 века, сегодня как никогда актуальны для современной России.