Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

2) функция поддержания мирового  порядка (это деятельность Российского  государства по предотвращению  войны, разоружению, сокращению  химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массовогоуничтожения и новейших военных технологий; участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

 

3) функция сотрудничества с другими  государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

 

Внешняя деятельность государств (в  том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь при базировании ее на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

42. Типология государств

 

 

Типология государств — это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

 

При формационном подходе главным  критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К.Маркса, Ф.Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).

 

Достоинства формационной типологии.

 

— продуктивна сама идея делить государства  на основе социально-экономических  факторов, которые действительно  весьма существенно влияют на общество;

 

— она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:

 

— формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем  история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные  для нее схемы;

 

— недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

 

В рамках цивилизационного подхода  основными критериями выступают  духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и  другие. Так, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

 

Достоинства цивипизационной типологии:

 

— выделены факторы культуры как  существенные в определенных условиях;

 

— в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют  именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная” типология государств.

 

Слабые стороны:

 

— недооцениваются социально-экономические  факторы;

 

— по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

 

 

 

43. Форма государства

 

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии “форма государства”.

 

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

 

Если категория “сущность государства” определяет, в чем заключается  главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через

 

различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

 

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных  институтов.

 

Форма государства — это его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

 

Элементы формы государства:

 

— форма правления (характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг с  другом и населением; в зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на монархические и республиканские);

 

— форма государственного устройства (отражает территориальную структуру  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, фе-

 

деративные и конфедеративные);

 

— политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления  государственной власти; в зависимости  от особенностей набора данных приемов  государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

 

 

44. Форма государственного правления

 

Форма государственного правления  — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

 

Верховной государственной властью  являются глава государства (монарх или президент), законодательный  орган, правительство.

 

В зависимости от положения главы  государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

 

Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при  которой власть полностью или  частично сосредоточена в руках  единоличного главы государства  — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

 

Признаки монархии:

 

— власть передается по наследству;

 

— осуществляется бессрочно;

 

— не зависит от воли населения.

 

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых  единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

 

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме  она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.

 

Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма  правления, при которой глава  государства является выборным и  сменяемым, а его власть считается  производной от воли избирателей  или представительного органа.

 

Признаки республики:

 

— выборность власти;

 

— срочность;

 

— зависимость от воли избирателей.

 

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и  смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

 

В президентской республике президент  избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно  народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство  и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

 

В парламентской республике правительство  формируется законодательным органом  и ответственно перед ним. Парламент  может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия  деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

 

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства  — и перед президентом, и перед  парламентом. В подобных республиках  президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

 

 

45. Соотношение типа и формы  государства

 

Отвечая на данный вопрос, следует  подчеркнуть, что понятия “тип государства” будет использоваться с позиции формационного подхода, а “форма государства” по сути дела означает форму правления.

 

Тип государства — это совокупность существенных признаков,

 

свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

 

С одной стороны, государства каждого  типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического  типа встречаются различные формы  государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

 

С другой стороны, государства определенного  исторического типа имеют некоторые  формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

 

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

 

Конкретная форма государства  предопределяется историческим типом  государства. Но кроме этого, она  зависит и от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.

 

Следовательно, тип и форма государства  соотносятся как содержание и  форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

 

 

 

46. Форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

 

С помощью данного понятия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

 

Формы государственного устройства:

 

1) унитарная (простое, единое  государство, части которого являются  административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

 

2) федеративная (сложное, союзное  государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"