Эффективность местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления;
- Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления……………………….............5
Эффективность деятельности органов местного самоуправления……...…5
1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21
Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении...................................26
2.1 Факторы, влияющие на эффективность………............................................26
2.2 Модель и механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления…………………………………………….................32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota Ксюши.docx

— 81.76 Кб (Скачать файл)
  1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района). 
     
    2. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами. 
     
    3. Число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет: 
     
    4. Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения. 
     
    5. Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет. 
     
    6. Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг. 
     
    7. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене. 
     
    8. Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения. 
     
    9. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. 
     
    10. Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен: капитальный ремонт; текущий ремонт. 
     
    11. Доля автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трех лет). 
     
    12. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района). 
     
    13. Год утверждения или внесения последних изменений: 
    - В генеральный план городского округа (схему территориального планирования муниципального района);

- В правила землепользования и застройки городского округа (муниципального района); 
- В комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры. 
 
14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за год. Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения - всего, в том числе введенных в действие за год.

15. Площадь земельных участков, предоставленных  для строительства, - всего, в том  числе земельных участков, предоставленных  для жилищного строительства, индивидуального  жилищного строительства и комплексного  освоения в целях жилищного  строительства. 
 
16. Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство. 
 
17. Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий: 
- Общая площадь жилых помещений; 
- Число жилых квартир. 
 
18. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых со дня принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: 
 
19. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории городского округа (муниципального района). 
 
20. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами 
 
21. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, энергоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района). 
 
22. Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов. 
 
23. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет. 
 
24. Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета. 
 
25. Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

26. Отношение тарифов для промышленных  потребителей к тарифам для  населения: по водоснабжению; по  водоотведению. 
 
27. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе). 
 
28. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных: на нормативное подушевое финансирование; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. 
 
29. Доля муниципальных медицинских учреждений: 
- Применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи; 
- Переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности; 
- Переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат; 
- Переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. 
 
30. Удовлетворенность населения: 
- Медицинской помощью (процент от числа опрошенных); 
- Качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);

- Деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных) и др. 

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 установил систему показателей для комплексной оценки работы органов местного самоуправления. Она охватывает все отрасли экономики и социальную сферу муниципалитетов: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортную инфраструктуру, малый бизнес, территориальное планирование. Главное внимание уделяется параметрам, характеризующим качество жизни населения, а также степень внедрения новых методов и принципов управления.

 

Однако принятие такого перечня показателей вызвало дискуссии различного характера. В частности многие показатели подверглись критике. Большинство контрольных показателей не имеют прямого отношения к предметам ведения и полномочиям местных властей, и повлиять на них местным властям крайне сложно; на некоторые показатели огромное влияние оказывают внешние факторы, например, развитие предпринимательской активности. Действительно, насколько от действий местных властей зависит такой показатель как число случаев смерти в возрасте до 65 лет или удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене.

 

Несмотря на это принятие Указа № 607 позволило ввести на всех уровнях – от федерального до муниципального - единую систему показателей, характеризующих социально-экономическое развития страны, причем сделать ее общедоступной.

Указ предусматривает обязательное опубликование докладов в Интернете. Это существенно расширяет информационную открытость местных властей, дает возможность каждому жителю муниципалитета оценить эффективность работы избранной им власти и сравнить ее с результатами работы в других муниципалитетах. 
В условиях, когда в стране почти полностью отсутствует информация, характеризующая экономическое и социальное состояние в муниципальных образованиях, появление Указа, фактически, создает основу для развития муниципальной статистики.

 

Как уже было сказано, далеко не все критерии объективно оценивают эффективность работы органов местного самоуправления. На некоторые огромное влияние оказывают внешние факторы, например, развитие предпринимательской активности. Например, темп развития малого предпринимательства не зависит напрямую от объема выделяемых органами местного самоуправления бюджетных средств. Куда более важным стимулом является совершенствование законодательной базы и предпринимаемые муниципалитетом, региональными и федеральными властями меры по снижению административных барьеров. Поскольку предпринимательство базируется на личной инициативе человека, главной мотивацией должна быть сформированная бизнес-среда с реальной поддержкой предпринимателей. Или, например, как можно определить, насколько эффективно работает муниципалитет, по такому показателю, как «Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги».

По предложенной Министерством регионального развития РФ методике проведения оценки эффективности, например, Магадан в 2008 году неэффективно израсходовал на здравоохранение и образование 34 млн руб. При этом не было учтено, что город расположен в районах Крайнего Севера. Здесь иные, нежели в средней полосе, природно-климатические условия, территория отдаленная и труднодоступная. Железной дороги нет, автотрасса экстремальная, навигация хотя и круглогодичная, но связана с ледовой проводкой судов. Основная доставка грузов осуществляется авиацией. Однако в методике Минрегионразвития России на эти особенности не предусмотрены какие-либо поправочные коэффициенты. В Магадане в силу неблагоприятного климата население больше болеет, в связи с этим коечный фонд в лечебных учреждениях превышает среднероссийский уровень. Если сократить его до среднего по стране норматива и убрать из больниц города 231 койку, сразу же снизится доступность, а соответственно и качество медицинской помощи магаданцам, что недопустимо.

Географическое положение Магадана, сложившаяся городская среда с удаленными на 25–50 км от центра микрорайонами вынуждают содержать школы с низкой численностью детей. Но «излишнее», по нормативам Минрегиона, число педагогов и обслуживающего персонала в образовательных учреждениях в отчетах отмечено. 
С «неэффективными», согласно оценкам Минрегиона России, расходами столкнулись многие муниципалитеты, и при существующей методике проведения оценки они будут возникать постоянно. Особенно при дотационности местных бюджетов. 
На практике расходы местных бюджетов не отражают реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении возложенных на нас полномочий по решению вопросов местного значения, поскольку органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие расходные обязательства по остаточному принципу. 
В этих условиях не представляется возможным обеспечить, к примеру, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений в соответствии с табелем оснащения, отремонтировать в необходимом объеме дороги, модернизировать коммунальную инфраструктуру. Кроме того, методика, разработанная Минрегионразвития России, не учитывает такие затраты, как начисление северных надбавок, проезд северян в отпуск. За пределами рассмотрения остались вопросы материально-технического обеспечения органов ЗАГСа, комиссии по делам несовершеннолетних... 
В то время, когда Северу отводится ключевое место в национальной экономике России, так как здесь формируется около трети национального дохода и более половины экспорта страны, доля собственных доходов местных бюджетов в общем объеме доходов ничтожно мала. Так в 2008 году собственные доходы Магадана составили 23%, Воркуты и Нарьян-Мара – по 25%, Надыма - 40,65%. В 2009 году, несмотря на все старания, доля собственных доходов составила 28,7%. По методике Минрегионразвития России, в указанный объем собственных доходов не вошли поступления налогов по дополнительным нормативам отчислений и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Хотя именно в платных услугах мы видим один из путей пополнения местной казны и улучшения материально-технической базы муниципальных учреждений.

По-прежнему немало проблем сохраняется и в правовом поле деятельности муниципалитетов. Это касается регулирования процедур, связанных с обеспечением расходных обязательств муниципальных образований по переданным государственным полномочиям.

Проведение оценки эффективности требует иной организации и статистической работы в муниципалитетах. Полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований фактически отсутствует. Вопрос о создании служб муниципальной статистики сегодня не обсуждается. Сбор статистических показателей не входит в перечень вопросов местного значения, поэтому включить его в расходные обязательства местного бюджета органы местного самоуправления не могут.

И хотя Федеральный закон от 29 ноября 1997 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации» гарантирует органам местного самоуправления свободный доступ к базе статистических данных, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, в реальности все иначе. Органы госстатистики готовы предоставить любые сведения, но за плату.

 

    1. Методологические основы эффективного управления в менеджменте

В науке управления большое внимание уделяется понятию «эффективность». Практически нет учебников по менеджменту, где бы авторы обошли стороной проблему эффективности. Однако рассматривая эффективность управления, эффективность организации производства, эффективность управления персоналом и т.д., авторы редко заботятся о том, чтобы дать определение эффективности, объяснить, что понимается под этим понятием.

Эффективность управления производством - результативность управления производством, характеризующаяся степенью использования ресурсов, предназначенных для достижения цели. Эффективность управления производством есть функция двух переменных: затрат на содержание аппарата управления и результатов управленческой деятельности, отражающихся в значениях показателей, которыми оценивается состояние объекта управления.

На самом деле всеобщее согласие в отношении того, что означает эффективность как в теоретическом, так и в практическом смысле, отсутствует. Различия в определении эффективности отражают приверженность одному из трех общих методов анализа рассматриваемых явлений целевого подхода, систематического подхода и многопараметрического подхода”. Менеджеры должны использовать любой из этих подходов в зависимости от обстоятельств для повышения эффективности.

Целевой подход к определению эффективности является самым известным и наиболее широко применяющимся методом оценки. В соответствии с целевым подходом организация существует для определенных целей. Идея, которая заключается в том, что организация, а также их отдельные члены и их группы должны оцениваться на основе достижения цели, получила широкое распространение и практическое применение.

Информация о работе Эффективность местного самоуправления