Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Политика затрагивает интересы всех людей. В любом цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие интересов и воли людей определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Человек как существо политическое (Аристотель)
2. Взаимоотношение человека и политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

человек и политика.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

 

Будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности. Политологи считают, что  лишь 10-20% людей действительно политически  активны, остальные 80-90% - равнодушны, их называют зрители политического  театра.

 

 

Граждане государства  по-разному участвуют в политической жизни страны:

 

- участвуют в выборах,  референдуме;

 

- образуют политические  партии и ведут борьбу за  власть;

 

- обращаются в парламент  и местные органы власти;

 

- являются политическими  лидерами (партий, движений);

 

- участвуют в митингах, демонстрациях…

 

И чем выше политическая активность общества, тем выше наша политическая культура. Меньше негативного  происходит в обществе, больше ярких  личностей, и больше наших надежд и желаний смогут осуществляться.

 

Взаимоотношение человека и политики

 

Политическая наука исходит  из того, что люди, социум в целом - основа, а человек - исходная сущность политики. Человек как субъект  политики и его политическое поведение.

Политику создал человек  разумный для того, чтобы люди могли  полнее развивать и реализовывать  собственные способности мыслящих существ. Сами по себе политические отношения  между людьми являются, в первую очередь, особым видом общения, и  только в конечном счете они складываются на основе персонально ориентированных  и естественно повторяющихся  единичных действий в живую первооснову  политики. Люди, однако, занимаются политикой  не только потому, что их понуждают  к этому объективные факторы  и обстоятельства, но и ради личного  самоутверждения индивидов, их сообществ  и рода человеческого вообще.

 

Многие политические философы исходят из того, что смысл политики (как и любого другого вида жизнедеятельности) состоит в том, чтобы совершенствовать ту или иную сторону человеческого  существования, те или иные грани  личности. В силу этого занятие  политикой, вовлеченность в нее  могут и должны оказывать на людей  развивающее и гуманизирующее воздействие. Вместе с тем, собственно политическая деятельность способна нанести и  ущерб человеку. Какие-то негативные качества личности, с одной стороны, и деформированность политических институтов - с другой, способны обращать благо во зло.

 

Простейшее определение  человека политического - это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных и нужных ей целей. При этом используются разные подходы. Роль одного человека может  сочетаться с ролями других людей, в  результате чего складывается совместная деятельность, достигаются общие  цели. Но если обнаружится несогласованность  в исполнении людьми своих ролей, тогда вместо единого действия какой-то фрагмент политической жизни распадется на хаотические усилия отдельных  акторов. Тогда они в лучшем случае могут добиться желаемого лишь частично, со значительными утратами, в том  числе и персональными. Человек - основной субъект (актор) политики.

 

Организуя совместную жизнь  людей, государство тем не менее  всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию  определенных политических порядков и  форм поведения.

 

Государство - это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав.

 

Со своей стороны, индивид  выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать  любой путь своей эволюции, то человек  всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

 

Государство и индивид  взаимодействуют между собой  как два взаимосвязанных и  одновременно в известной степени  взаимооппозиционных  начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное - возможности в преобразовании социума.

 

И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для  индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами  и полномочиями. Однако и человек  в ряде демократических стран  становится высшей социальной ценностью  политических отношении, направляя  государственною политику

 

Взаимоотношения человека и  политики в обществе политология  рассматривает с различных точек  зрения. Поскольку человек существо биосоциальное - на первое место может  быть поставлены решения политических проблем или удовлетворения биологических  потребностей людей, их социальной жизни. Человек находится в гармонии с государством, только в том случае, считал Гегель, если государство провозглашает  стремление к свободе высшей формой своей деятельности. В свою очередь  человек должен старательно выполнять  свои обязанности перед государством.

 

Таким образом, взаимосвязь  гражданина и государства - это основа политического развития общества. Государство  должно выступать главным гарантом и регулятором требований личности и сплоченности общества. Оно должно способствовать формированию сознания и политической активности индивидов.

 

Субъективной стороной политизации  личности через государственную  принадлежность является: во-первых, осознание  существования государства, его  характера и общественных функций, а также собственной государственной  принадлежности; во-вторых, осознание  установленных законом и политикой  рамок для собственных стремлений и форм активности, прав и обязанностей, статуса гражданина. Безусловно, так  понимаемое государственное сознание зависит от переплетения сложных  факторов, от степени демократизма государства, статуса социальной группы к которой относится индивид, традиций политической культуры данного  класса и всего общества.

 

Поворот к человеку, утверждение  социальной справедливости, возвышение творческого труда как важнейшего фактора, определяющего место человека в обществе, находит свое выражение  в изменении социального статуса  личности, т.е. ее места в системе  общественных отношений.

 

Социальный статус человека зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных  в обществе, но и от того, насколько  эти условия освоены личностью, от уровня ее сознания, культуры и активности. Эти условия можно разделить  на внешние, т.е. такие, которые от человека не зависят, и какими бы творческими  возможностями он не обладал, они  не могут быть реализованы и внутренние условия - это мировоззрение, профессиональные знания, культура, желание работать, компетентность и т.д.

 

Внутренние условия формируются  под воздействием политики государства, которая должна способствовать развитию творческих начал личности. С другой стороны сам человек должен стремиться повлиять на условия, в которых он живет и действует, а не ссылаться  на объективные условия, с помощью  которых нередко оправдывается  бездеятельность, халатность, а то и  просто лень.

 

Человек, являясь субъектом  политики, требует от нее обеспечить такие условия своего существования, чтобы он был свободен. Иногда, в  повседневной жизни, под свободой понимается только право говорить и делать, что захочется. На самом деле свобода  предполагает свободную деятельность, возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты.

 

Политика в отношении  к человеку должна руководствоваться  принципом: «не человек для общества, а общество для человека», т.е. личности должны быть представлены возможности  защиты от жестких политических решений  против интересов граждан, творческой реализации ее в политической деятельности ибо подлинным субъектом политики человек становится тогда, когда  он четко определяет свое место в  политической жизни общества и его  деятельность отвечает объективным  законам общественного развития.

 

При всей сложности взаимоотношений  между личностью и политикой  в них отчетливо выделяются две  основные внешне противоречивые, но внутренне  связанные между собой тенденции: повышение интереса к политике со стороны широких слоев населения  и падение доверия к ее официальным  представителям.

 

Если иметь в виду первую тенденцию, то она находит свое выражение  в многообразии демократических  форм участия индивидов в политике. В числе этих форм особенно выделяются такие, как:

 

- участие в управлении  государством;

 

- участие в создании, реализации  и охране законов, в судопроизводстве;

 

- участие в выборах,  избирательных и иных политических  кампаниях;

 

- участие в деятельности  политических партий и других  политических общественных организаций; 

 

- восприятие политической  информации и ее распространение; 

 

- участие в формировании  общественного мнения.

 

Различаются также индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и альтернативное, революционное  и охранительное политическое участие.

 

Конкретные формы и  уровень политического участия  в том или ином обществе зависят  от многих факторов: особенностей политического  режима, политических традиций и политической культуры; стабильности политических институтов и четкого разделения функций между ними; расстановки  социально-классовых и групповых  сил; культурно-образовательного уровня, материального положения, а также  половозрастных, нравственных и религиозных  особенностей индивидов. Увеличение доли свободного времени и повышение  культурно-образовательного уровня населения  в современных индустриально  развитых странах усилили стремление масс к политическому участию.

 

Что касается второй тенденции - падения доверия к официальным  представителям политики, - то она находит  свое выражение либо в форме неучастия  в осуществлении этой политики, либо в форме ее радикальной критики. Речь в данном случае идет о политике как деятельности, которая протекает  по согласованным правилам и преследует соответствующие групповые интересы. В ней участвуют коалиции из различных  групп, разгораются невероятные  страсти, а посредничество осуществляется профессиональными политиками.

 

По мнению американского  политолога Р.Лэйна, много внимания уделившего изучению механизма вхождения  человека в политику, «социальная  структура воздействует на политическое поведение двумя способами: она  влияет на мотивацию (позиции, цели, потребности, которые ассоциируются с ней) и на имеющиеся в наличии средства достижения политических целей». Влияние  групп на активность своих членов осуществляется через: определение  содержания морали и обязанностей; формирование позиций в отношении  к социальному окружению; влияние  на самооценку; воздействие на жизненные  цели; снабжение средствами достижения этих целей.

Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных  формах политически активного поведения  и характеризующееся стремлением  решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему  политической власти. Условиями включения  человека в политические отношения  служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения; в-третьих, желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы.

 

Факторами дальнейшего включения  в политику служат различные жизненные  обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: отождествление себя с определенной политической силой в обществе - партией или движением; приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; уровень образования: с его повышением интерес, степень участия людей в политической жизни устойчиво повышается; социальный статус - представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

 

Состояние отчуждения или  аномии, которое характеризуется  разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в не и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой.

 

Аномия возникает как  сочетание ряда психических качеств, среди которых: чувство безвластия, когда собственное поведение  не влияет на ход событий; потеря индивидом  мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что  верить; убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком  целей; минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.

 

В аномии необходимо различать  разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так  и несогласием с ними, наступать  вследствие добровольного выбора или  быть вынужденным состоянием, служить  результатом целенаправленного  отстранения социальной группы от возможности  влиять на решение жизненно важных для себя проблем через систему  государственных органов. Принижая и отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

Информация о работе Человек и политика