Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"

Файлы: 1 файл

3.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

Закон о гражданстве СССР 1978 года впервые установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое знание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как «действия, порочащие высокое звание гражданина», и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период «оттепели», когда «железный занавес» немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции,основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены), В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В последнем предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности но законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

 

24. Основания приобретения гражданства.

Основания приобретения гражданства РФ: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ; 3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке; 6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

3. Восстановление в гражданстве РФ - возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

25.Основаяния и порядок прекращения гражданства.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ - свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой - гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

26. Гос. органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок и сроки разрешения дел по вопросам гражданства.

  • Вопросы гражданства рассматривают Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности.

К их компетенции относятся:

- определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

- прием заявлений по вопросам гражданства;

- проверка фактов и представленных документов;

- направление Президенту Российской Федерации заявлений и других документов по вопросам гражданства;

- исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства;

- принятие решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке;

- учет лиц, изменивших гражданство;

- оформление гражданства;

- отмена решений по вопросам гражданства.

Аналогичные правовые процедуры в отношении лиц, проживающих за пределами РФ, осуществляет Министерство иностранных дел через консульские учреждения и дипломатические представительства.

Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД РФ, осуществляет:

- производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

- оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

- контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

- разработку и реализацию во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции.

Решение полномочного органа по вопросам гражданства об отклонении заявления может быть оспорено в суде. Иные действия, нарушающие порядок производства и порядок исполнения решений могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Вопросами гражданства занимается также Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее функции входит предварительное рассмотрение заявлений о приеме, восстановлении и прекращении российского гражданства.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"