Государство и право как социальные явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

цель работы: установление характера и особенностей соотношения государства и права как социальных явлений на современном этапе.
Для этого нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. определиться в понятиях государства и права, охарактеризовать их сущностные признаки;
2. проанализировать все имеющиеся подходы к соотношению государства и права;
3. выявить какое воздействие государство и право оказывают друг на друга;
4. характер и особенности соотношения государства и права на современном этапе развития общества.

Файлы: 1 файл

право и государство.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается  судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

      На  основании вышеперечисленных признаков  можно дать следующее определение  права. Право - это система установленных  или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспеченных государственной защитой.

      Теперь  рассмотрим государство. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».7

      Традиционно государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная власть. Термин «государство» можно рассматривать в широком и узком смысле.

      В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

      В широком смысле государство можно  рассматривать, как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.8 

      Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

      С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном.

      Государство характеризуется следующими признаками, отличающими его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

      1. Единая политико-территориальная  организация власти в масштабе  всей страны;

      2. Это организация особой политической  власти, которая внешне выражена в специальном аппарате управления (парламент, правительство, министерства) и аппарате принуждения (армия) – это и есть государственная власть;

      3. Суверенность - верховенство государства  внутри страны и независимость  вне её. Из всех организаций  общества только государство обладает государственным суверенитетом.

      Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной  власти; именно он отличает государственную  власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

             

      Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и  внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

      Внутренняя  сторона суверенитета выражается в  следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством)9:

-универсальность  - власть в государстве распространяется  на все население;

- прерогатива  - государство обладает правом  издавать законы и тем самым  определять масштаб свободы всех субъектов права;

- наличие  особых средств для передачи  своих велений (право, законодательство);

- в исключительном  праве государства официально  представлять все общество, а  не отдельные его части; 

- наличие  особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

      Внешний суверенитет - это независимость  государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя  сторона суверенитета выражается в  следующих характеристиках10:

- государственная  власть способна самостоятельно  проводить в жизнь внешнюю  политику, строить взаимоотношения  с другими государствами; 

- никто  не вправе вмешиваться во внутренние  дела государства; 

- государство  вправе по своему усмотрению  создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

- государство  обеспечивает собственную территориальную  целостность и неприкосновенность;

- государство  вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

       4. Наличие публичной власти, выделенной  из общества и несовпадающей  с население страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, принуждения, правосудия);

      5. Система налогов и займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата);

      6. Территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей. Населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство);

      7. государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

      8. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

      9. Связь с правом: государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.

      10. Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (гражданство);

      11. Выступает единственным официальным представителем всего общества (никакая иная структура не вправе представлять свою страну);

      12. Символы – герб, флаг, гимн, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

      Мы  можем следующим образом определить государство.  Государство – это  единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные  подходы к соотношению государства  и права: 

      Вопрос  о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли государство верховенствующее значение по отношению к праву  или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

      Некоторые ученые рассматривают государство  как инструмент государства. «Основополагающее  представление о праве как  инструменте государства господствовало тогда и продолжает господствовать в настоящее время. Право как система многочисленных юридических норм, создаваемых главным образом правотворческой деятельностью государства, особенно близко и понятно представителям отраслевых юридических наук. Взять хотя бы вопрос о соотношении материальных и процессуальных отраслей права. Ведь проблема соотношения материального и процессуального права может быть поставлена лишь тогда, когда под понятием "право" подразумевается система реально существующих в государствоорганизованном обществе юридических норм, то есть тогда, когда право понимается в позитивно-нормативистском плане».11

      Традиционно в науке по вопросу о соотношении  государства и права

выделялось  два подхода: этатистский и естественно-правовой. 

      Согласно  этатистскому подходу государство  имеет приоритет над правом.

      «Абсолютизация  роли государства в общественной жизни - краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма. Согласно взглядам сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные Х. Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную».12

      Согласно  рассматриваемой теории, государство  предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), посредством которых государственная власть осуществляет руководство обществом. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

      Подобный  взгляд выводит государство, его  институты за пределы зоны влияния права: если государство — источник права, то государство не может быть им связано. Такой подход исключает проблему правомерности государственной власти. Не случайно поэтому, что этатизм, получивший

широкое распространение в Германии и России, в немалой степени благоприятствовал формированию в этих странах тоталитарных систем. Вместе с тем этатизм не тождествен тоталитаризму, - последний есть крайнее проявление этатизма.

      Очевидно, что современное общество не может  обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите государством социальных прав граждан, в его покровительстве культуре, образованию. В то же время есть объективные пределы такого вмешательства. Это обстоятельство как раз не учитывается теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право рассматривается как продукт государственной деятельности, как его следствие.

      Естественно-правовой подход исходит из приоритета права  над государством. 

      Сторонники так называемой школы естественного права исходили из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на всем протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не есть результат деятельности государства, — они суть порождение идеального правопорядка. Государство — продукт права, оно учреждается юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком.13

Информация о работе Государство и право как социальные явления