Международной финансовые отношения Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».

Содержание работы

Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................

Файлы: 1 файл

Дипломная Работа.docx

— 168.59 Кб (Скачать файл)

Примером государства  с федеративной формой устройства, где существует децентрализованная система органов государственного финансового контроля, является ФРГ. В этом государстве практикуется двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень состоит из Федеральной Счетной палаты, а второй - из региональных счетных палат. Деятельность Федеральной Счетной палаты регулируется Конституцией ФРГ (Основным законом), Законом от 11 июня 1985 г. «О Федеральной счетной палате Германии». В свою очередь, деятельность региональных счетных палат регулируется нормативными правовыми актами, принятыми землями. Децентрализованная система органов государственного финансового контроля также встречается в таких федеративных государствах, как РФ, Швейцария, США, и Канада.

Примером унитарного государства, где также существует децентрализованная система финансового контроля, может  послужить Франция. В отличие  от ФРГ, во Франции существует частичная  зависимость региональных счетных  палат от Счетной палаты Франции, так как в законодательстве этой страны закреплено право контроля за принимаемыми региональными счетными палатами решениями со стороны Счетной палаты Франции.

Существование контрольных  органов на местах позволяет улучшить эффективность использования государственных  ресурсов на местах. Характерной особенностью большинства зарубежных государств является механизм отслеживания результатов  исполнения бюджета, а именно того, полезна ли для государства и  общества проводимая регионами и  местными властями политика в области  планирования бюджетных расходов. Иными  словами, выстраивается неразрывная  цепь: «основная цель» - «конкретная  цель» - «результат».

Как отмечает А. Н. Козырин, деятельность органа финансового контроля должна опираться на нормативно-правовую базу, в которой четко определяются порядок формирования органа, его статус, полномочия по проведению контрольных мероприятий, взаимодействие с другими государственными органами и т. д. Более того, необходимым условием функционирования финансового контроля должна являться четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: постоянное и точное определение ее границ, методов и форм, а для современных реалий данный тезис можно дополнить словами «в любых изменяющихся условиях - социально-экономических, политических, законодательных, а также при реформах системных институтов государства».

В юридической литературе вопрос о соотношении понятий  «вид», «форма» и «методы» финансового  контроля остается дискуссионным. В  то же время в большинстве работ  эти понятия представлены в различных  смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные. А. А. Ялбулганов отмечает, что «… в различных классификациях финансового контроля не всегда оправданно выделяются типы финансового контроля с точки зрения таких категорий, как "вид" и "форма"».

По мнению Е. Ю. Грачевой, вид - это составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в  то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных  функций (субъектами), объектами контроля, что в свою очередь предопределяет и отличия в методах осуществления  контрольных действий.

В своем диссертационном  исследовании Е. Ю. Грачева пишет, что  под формой контроля понимаются отдельные  стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Формами финансового  контроля являются предварительный, текущий  и последующий контроль. Далее  автор, проводя классификацию финансового  контроля, отмечает, что по времени  его осуществления он подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Таким образом, в одном случае автор предварительный, текущий и последующий контроль относит к формам, а в другом к видам.

Д. А. Смирнов предварительный, текущий и последующий контроль относит к видам финансового  контроля.

Напротив, авторы учебного пособия  «Финансовое право России: альбом схем» предварительный, текущий  и последующий контроль относят  не к видам, а к формам контроля. На наш взгляд, в части разграничения  понятий «виды», «формы» и «методы» финансового контроля наиболее правильной является позиция именно этих ученых.

Таким образом, основными  формами финансового контроля является предварительный, текущий и последующий  контроль. Данные формы контроля свойственны  деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и  использованию денежных фондов. Предварительный  контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, а также обсуждения кредитных  и кассовых заявок. По сути, предварительный  финансовый контроль носит профилактический характер.

Об эффективности предварительного контроля также говорится в Лимской декларации руководящих принципов контроля. Так, в ч. 3 ст. 2 Декларации отмечается, что предварительная проверка, проводимая высшим контрольным органом, имеет преимущество в том смысле, что позволяет предотвратить возможные нарушения до того, как они произошли. Однако тут же отмечается и недостаток данной формы контроля, к которому относится перегрузка в работе высшего контрольного органа и неопределенность в отношении ответственности перед законом.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп  законодательных (представительных) органов  в процессе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов. Следует  отметить, что законодательство РТ не предусматривает ответственности  исполнительной власти за непредставление  отчета об исполнении государственного бюджета за прошедший финансовый год, что свидетельствует о необходимости  совершенствования законодательства в этой области.

Государственный финансовый контроль как особый вид финансовой деятельности государства реализуется  посредством специфических методов. Под методом финансового контроля понимают совокупность приемов и  способов осуществления финансового  контроля.

А. В. Телепнева отмечает, что применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового  положения и особенности форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, от оснований возникновения контрольных  правоотношений и др.

К методам финансового  контроля относятся ревизия, проверка, анализ, обследование, наблюдение, мониторинг.

Основным методом финансового  контроля выступает ревизия. Под  ревизией понимается обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.

По мнению А. А. Ялбулганова, ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере.

Следует отметить, что как  метод финансового контроля ревизия  осуществляется только на стадии последующего контроля. Е. Ю. Грачева считает, что  ревизия - это наиболее действенная  форма (метод) последующего контроля. Ее основная цель - изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность  финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций.

В свою очередь ревизия  классифицируется на определенные виды, что видно из нижеследующей схемы 1.

Схема 1 Классификация видов  ревизии

По результатам проведенной  ревизии оформляется акт. Акт  подписывается руководителем ревизионной  группы (ревизором), руководителем проверяемой  организации, а также ее главным  бухгалтером. В случае несогласия со стороны проверяемой организации  с выводами, сделанными в ходе ревизии, они вправе свои замечания и возражения приложить в письменном виде к  акту ревизии.

На основе составленного  акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещение причиненного материального  ущерба. Также разрабатываются предложения  по привлечению виновных лиц к  ответственности за нанесенный материальный ущерб.

Если ревизия представляет собой систему контрольных действий, то проверка представляет собой единичное  контрольное действие на определенном участке деятельности проверяемой  организации.

Таким образом, из вышеизложенного  можно сделать вывод, что в  разных государствах организация финансового  контроля имеет свои особенности. Однако, несмотря на все различия, можно  выделить три основных вида государственного финансового контроля: административный, судебный и парламентский

Финансовый контроль, выступая особым видом деятельности государственных  органов, осуществляется в определенных формах, методах и делится на виды.

 

Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

 

4.1 Организация  и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового  контроля в Республике Таджикистан

В 1963 г. постановлением Совета Министров Таджикской ССР от 13 августа 1963 г. № 348 было образовано Контрольно-ревизионное  управление при Министерстве финансов Таджикской ССР. Это Управление просуществовало  и после приобретения Республикой  Таджикистан государственной независимости, вплоть до 1994 г.

После приобретения государственной  независимости Правительство РТ начало реализовывать реформы, которые  затронули и сферу управления государственными финансами и соответствующего контроля за ними. Так, в 1994 г. было образовано Главное государственное ревизионное управление и финансового контроля Министерства финансов РТ. Главное государственное ревизионное управление и финансового контроля являлось структурным подразделением Министерства финансов РТ, а государственные ревизионные управления и финансового контроля на местах являлись его структурными подразделениями.

Главное государственное  ревизионное управление и финансового  контроля Министерства финансов РТ и  его структурные подразделения  осуществляли контроль за исполнением государственного бюджета РТ министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями РТ, исполнительными комитетами областных, городских и районных Советов народных депутатов, другими учреждениями и организациями.

В 2001 г. Указом Президента РТ от 25 января 2001 г. № 456 было образовано Управление государственного финансового  контроля при Президенте Республики Таджикистан. В этом же году Указом Президента РТ от 30 мая 2001 г. № 590 данное управление было преобразовано в  Комитет государственного финансового  контроля Республики Таджикистан.

Комитет являлся основным органом государственного финансового  контроля РТ, обеспечивающим государственный  контроль за эффективностью использования государственных средств и государственного имущества. В своей деятельности Комитет подчинялся и был подотчетен непосредственно Президенту РТ.

Своим указом от 10 января 2007 г. № 143 Президент РТ упразднил вышеназванный  Комитет. Этим же указом было создано  Агентство по государственному финансовому  контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан.

В отличие от законодательства РФ, где основы структуры органов  финансово-бюджетного контроля установлены  в БК РФ, законодательство РТ не устанавливает  структуру органов финансово-бюджетного контроля.

БК РФ устанавливает следующую  структуру органов финансово-бюджетного контроля:

финансовый контроль законодательных  органов (представительных органов, представительных органов местного самоуправления);

финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями, распорядителями  бюджетных средств (ведомственный  финансовый контроль).

Однако нынешнюю систему  органов, в той или иной степени  осуществляющих государственный финансовый контроль в Таджикистане, можно построить  на основании действующего законодательства РТ. Система органов государственного финансового контроля РТ приведена  в схеме 2.

 

Схема 2

 

Рассмотрим более подробно вышеприведенную систему госорганов, а также определим их роль в  организации и осуществлении  государственного финансового контроля в РТ.

В Таджикистане система государственного финансового контроля находится  на стадии становления. Для построения надлежащей системы государственного финансового контроля - прозрачной, эффективной и без дублирования контрольных функций различных  госорганов - безусловно, необходима соответствующая  правовая база.

Всесторонняя правовая регламентация  государственного финансового контроля выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на эффективность  такого контроля.

Правовой фундамент, на котором  в настоящее время базируется государственный финансовый контроль в РТ, состоит из Конституции РТ, международных правовых актов, признанных РТ, Закона РТ от 20 июня 2011 г. № 723 «О государственных  финансах Республики Таджикистан», Закона РТ от 2 декабря 2002 г. № 66 «О государственном  финансовом контроле в Республике Таджикистан», Закона РТ от 21 июля 2010 г. № 626 «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе», Закона РТ от 21 июля 2010 г. № 631 «О внутреннем аудите в государственном секторе», Закона РТ от 20 марта 2008 г. № 374 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан», постановлений Правительства РТ, инструкций Минфина РТ, а также иных нормативных правовых актов.

Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана