Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить доходы бюджета;
2. изучить налоговые доходы федерального бюджета и их содержание;
3. рассмотреть распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;

Содержание работы

Введение 3
I. Доходы бюджета 5
II. Налоговые доходы 10
1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета 10
2. Федеральные налоги и сборы 10
2.1. Налог на добавленную стоимость 10
2.2. Акцизы 12
2.3. Налог на прибыль организаций 13
2.4. Налог на доходы физических лиц 15
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых 17
2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 18
2.7. Водный налог 19
2.8. Государственная пошлина 20
3. Распределение налоговых доходов между бюджетами
различных уровней 21
III. Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг. 23
1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г. 23
2. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2009-2010 г. 24
3. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2008 и январь-сентябрь
2010 г. 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 1. Распределение налоговых доходов между бюджетами 32

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетн.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

 

на тему: «Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы»

 

 

 

                                                     

 

 

Содержание

 

Введение 3

I. Доходы бюджета 5

II. Налоговые доходы 10

1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета 10

2. Федеральные налоги и сборы 10

2.1. Налог на добавленную стоимость 10

2.2. Акцизы 12

2.3. Налог на прибыль организаций 13

2.4. Налог на доходы физических  лиц 15

2.5. Налог на добычу полезных  ископаемых 17

2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 18

2.7. Водный налог 19

2.8. Государственная пошлина 20

3. Распределение налоговых доходов между бюджетами

различных уровней 21

III. Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг. 23

1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г. 23

2. Анализ налоговых доходов за  январь-сентябрь 2009-2010 г. 24

3. Анализ налоговых доходов за  январь-сентябрь 2008 и январь-сентябрь  

2010 г. 26

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложение 1. Распределение налоговых доходов между бюджетами  32

 

 

 

Введение

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

          - отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей  сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов  федерального бюджета.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить доходы бюджета;
  2. изучить налоговые доходы федерального бюджета и их содержание;
  3. рассмотреть распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;

При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература за 2007-2009 год российских авторов по теме работы.

 

I. Доходы бюджета.

 

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Доходы бюджетов формируются в соответствие с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К неналоговым доходам бюджета в соответствие со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ относятся:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • Доходы от продажи имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • Средства самообложения граждан;
  • Иные неналоговые доходы.

К   безвозмездным поступления относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К налоговым доходам относятся поступления от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов.

Федеральные налоги:

  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на прибыль организаций
  4. Налог на доходы физических лиц
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  7. Водный налог
  8. Государственная пошлина.

Региональные налоги:

  1. Налог на имущество организаций
  2. Транспортный налог
  3. Налог на игорный бизнес

Местные налоги:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц.

В структуре доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.

Мировая практика доказала, что главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это, в свою очередь, может привести к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате главным источником доходов бюджетов остаются налоги.

Налоговый кодекс РФ дает определения налога и тесно примыкающего к нему, но все же отличного от него сбора. Под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами   должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (ст. 8 НК РФ).

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния. Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Важный вопрос – распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях балансирования текущих расходов бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности населения различных регионов. При этом следует охарактеризовать понятие «собственные доходы бюджетов». К ним относятся:

    • Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
    • Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
    • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

В каждой стране индивидуально формируется необходимый уровень централизации, что обусловлено целым спектром факторов экономического и политического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Налоговые доходы федерального бюджета.

1. Характеристика состава налоговых  доходов федерального бюджета.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием РФ в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового продукта.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

2. Федеральные налоги  и сборы.

2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС – один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики.

Правила взимания налога регулируются главой 21 НКРФ.

Информация о работе Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы