Бюджетное право понятие, источники, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетное право РФ, понятие и источники.
2. Бюджетная система РФ, ее структура.
3 Бюджетное регулирование.
4. Внебюджетные фонды.
5. Бюджетный процесс, понятия и стадии.
Заключение
Используемые источники

Файлы: 1 файл

Бюджетное право понятие источники система.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство морского  и  речного  транспорта

Федеральное  бюджетное  образовательное  учреждение

высшего  профессионального  образования

«Волжская  государственная  академия  водного  транспорта»

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я   Р  А Б О Т А

 

по  предмету:  Финансовое право

на тему: «Бюджетное право: понятие, источники, система»

 

 

                                                                    Выполнил:    студент 4 курса

юридического  факультета

                                                                             Яблочкин  Д.  Е.        

                                                                  Проверил:  Преподаватель 

Чих  Николай  Владимирович

 

 

 

Нижний  Новгород

2012 год

 

Содержание

Введение

1. Бюджетное  право РФ, понятие и источники.

2. Бюджетная  система РФ, ее структура. 

3 Бюджетное  регулирование. 

4. Внебюджетные  фонды.

5. Бюджетный  процесс, понятия и стадии.

Заключение

Используемые  источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных  условиях развитие России как федеративного  государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие  в процессе образования, распределения  и использования государственных  и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

1. Бюджетное  право РФ, понятие и источники. 

 Бюджетное  право - основной раздел финансового  права, включающий в себя финансово-правовые  нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Федерации и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное  законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное  законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

Общественные  отношения, урегулированные нормами  бюджетного права, приобретают форму  бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям  относятся отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

• формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

• составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

 

2. Бюджетная  система РФ, ее структура.

 

В юридической  и экономической литературе понятие "бюджет" рассматривается в  разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория  бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов  и расходов.

По всему  материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств.

Статьей 6 БК РФ бюджет определяется как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства  должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые поступления и неналоговые доходы. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его.

На уровне образований  местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Дефицит бюджета  возникает в условиях инфляции и  спада производства, когда расходы  государства превышают его доходы (ст. 92 БК РФ). В федеральном законе на соответствующий бюджетный год  фиксируется предельный размер дефицита, т.е. предельный размер превышения расходов над доходами государства, а также определяются источники его покрытия.

В связи с  дефицитом бюджета в его расходной  части выделяются бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

Бюджет текущих  расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности соответствующих организаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня. К таким расходам относятся расходы на содержание (заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретение инвентаря и т.д.) и капитальный (восстановительный) ремонт. В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.

Согласно ст. 18 БК РФ бюджетная классификация  РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней, объектам классификации  присваиваются группировочные коды.

Бюджетная классификация  имеет определенную структуру. В  ее состав входит классификация расходов и доходов РФ. В свою очередь  расходы бюджетов имеют следующие  классификации:  функциональную, экономическую, ведомственную, а также источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, видов государственных внутренних долгов РФ, видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.

В соответствии с бюджетной классификацией организуется работа по рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным  устройством, закрепленным в Конституции  РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

Бюджетная система  представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и  местных бюджетов. Бюджетная система  РФ - часть финансовой системы России.

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов   субъектов РФ   и   бюджетов   территориальных   государственных   внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на следующих принципах:

• единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

• самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);

• полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

• сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);

• эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

• гласности (ст. 36 БК РФ);

• достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);

• адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

В соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).

Бюджетное законодательство предусматривает возможность при  введении чрезвычайного положения  в стране устанавливать бюджет с  особым правовым режимом -чрезвычайный бюджет. Его следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Бюджетное законодательство вводит понятие "консолидированный  бюджет" - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджета субъектов РФ и федерального бюджета. Так, согласно ст. 16 БК РФ федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ, который используется для расчета и анализа.

Минимальный бюджет - это понятие вводится бюджетным  законодательством для расчета  объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Информация о работе Бюджетное право понятие, источники, система