Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступлениями от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование. Основной задачей налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочный \ и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий и отраслей хозяйства.

Содержание работы

Вопрос 1 . . . . . . . . . 3
Вопрос 2 . . . . . . . . . 6
Список литературы . . . . . . . 18

Файлы: 1 файл

1 Бюджетное планирование и прогнозирование К.Р..doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Нами представлен лишь общий подход к оценке общего эффекта  от государственных расходов в их оптимальных параметрах. Следует  отметить, что не весь эффект может быть учтен, часть его просто нельзя каким-то образом выразить экономически (например, эффект от расходов на внутреннюю и внешнюю политику, от части социальных расходов и т.д.).

Оптимизация предполагает многовариантность плановых (прогнозных, проектных) решений, что в условиях компьютеризации, достижений в области экономико-математического моделирования и программирования представляется несложным. При этом оптимизацию государственных расходов следует проводить в первую очередь по объему и структуре их деления натри большие группы: 1) необходимые; 2) полезные; 3) избыточные. И только после, с учетом и в рамках такого распределения всех расходов, следует переходить к их планированию и оптимизации в соответствии с общепринятой бюджетной классификацией. Категория избыточных расходов вообще не должна попасть в состав обыкновенных расходов, но может быть принята к исполнению в составе чрезвычайного бюджета (полностью или частично). Причем из группы избыточных расходов в первую очередь должны быть исключены так называемые излишние расходы (не приносящие вообще никакого прямого или косвенного полезного эффекта, наносящие ущерб экономике и обществу и т.д.).

Критерии эффективности  бюджетной политики, с точки зрения реализации бюджетом контрольной функции, вытекают из определенной подчиненности последней доходной и расходной функциям бюджета. Контрольно-регулирующий эффект также непросто оценить экономически. Для этого можно использовать только какие-то косвенные показатели и результирующие параметры в области доходно-расходной бюджетной политики. Вряд ли можно считать показателем эффективности, например, количество проведенных проверок органами бюджетно-налогового контроля, выявленных правонарушений и даже сумм возвращенных государству (муниципалитетам) незаконно использованных средств или сумм наложенных штрафных санкций за бюджетно-налоговые правонарушения. В перечисленных и подобных случаях можно говорить лишь об определенной активности органов государственного финансового контроля и даже необязательно - об эффективности их деятельности. Нарушения выявляются, санкции налагаются и т.д., а количество правонарушений не снижается, нецелевое использование бюджетных средств и казнокрадство продолжаются, это типично для современной России. Эффективный контроль должен искоренять не следствие, а причину, создавать необходимые условия для предотвращения правонарушений. А если брать еще шире контрольную функцию бюджета, то контрольно-регулирующий эффект достигается тогда, когда достигается максимально возможный эффект реального (с учетом дефляции) роста государственных (муниципальных) доходов и предоставляемых обществу благ и услуг на базе более высокого реального роста ВВП, национального дохода и других показателей экономического роста. Таким образом, контрольно-регулирующий эффект - это синтезирующий параметр. Если в стране обеспечивается все то, о чем было сказано ранее, то с полной уверенностью можно говорить об эффективно построенной бюджетной политике в части бюджетно-налогового контроля.

Таким образом, критериями эффективности контрольно-регулирующей бюджетной политики являются следующие соотношения индексов результирующих параметров:

где ВВП - валовой внутренний продукт; ДС - добавленная стоимость (без амортизации); ЧП - чистый внутренний продукт, или национальный доход.

Важнейшим условием для  достижения высокого контрольно-регулирующего  эффекта является обеспечение прозрачности всех бюджетно-налоговых потоков  на всех стадиях бюджетного процесса. Особенно остро эта проблема стоит  сейчас в России в части исполнения бюджетов всех уровней власти, но больше всего - в отношении региональных и местных бюджетов. Основным механизмом решения данной проблемы является перевод всей бюджетной системы, включая ее субфедеральный уровень, на исполнение бюджетов по доходам и расходам с единого счета по казначейской системе, а в ее составе перевод на систему предварительного контроля за расходной частью федерального, региональных и местных бюджетов. Только в этом случае возможно обеспечить необходимую прозрачность всех бюджетных потоков.

Важным является то, что  осуществление эффективной бюджетной  политики невозможно без координации  усилий органов государственной  власти как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, а также  местных администраций. Отсутствие государственной дисциплины в исполнении принятых решений, единства действий органов государственной власти снижает эффективность бюджетной политики и препятствует экономическому росту.

Бюджетная политика должна способствовать государственной поддержке  роста экономики, заключающейся в создании условий для инвестиций, снижении налогового бремени, протекционистской политике в отношении отечественных товаропроизводителей, совершенствовании законодательства, обеспечении финансовой поддержки из бюджета. Бюджетная политика должна быть направлена на создание условий для укрепления экономики России, обеспечения ее роста не менее 5% ежегодно.

На наш взгляд, рост благосостояния населения - главный  приоритет бюджетной политики. Повышение  реальных доходов населения, в том числе работников бюджетных организаций, позволит не только решить социальные задачи, но и повысить потребительский (платежеспособный) спрос, являющийся условием стабильного общего экономического роста и роста доходов бюджета. В решении этого вопроса немаловажная роль принадлежит субъектам Российской Федерации, из бюджетов которых осуществляется основная часть социальных расходов. Задержки и рост задолженности по оплате труда работникам бюджетной сферы должны быть прекращены.

В конечном счете, результатом  эффективной бюджетной политики должно быть построение рациональной бюджетной системы страны. Бюджетная политика современной России должна быть направлена на реформирование бюджетной системы по следующим группам проблем:

- налоговая реформа,  реструктуризация и оптимизация доходной части бюджета;

- реструктуризация и  оптимизация бюджетных расходов;

- регулирование дефицита  бюджета и совершенствование  бюджетных процедур;

- построение эффективной  системы межбюджетных отношений  на основе развития бюджетного  федерализма.

1. Направления налоговой  реформы:

- совершенствование налогового  законодательства с целью его  упрощения, придания налоговым  законам большей прозрачности, расширения  базы налогообложения, оптимизации  налоговых ставок, более широкого  использования преимуществ специальных налоговых режимов;

- пересмотр политики  в области льгот;

- упорядочение норм  и правил, регламентирующих деятельность  налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий между  налоговым и иным законодательством;

- ужесточение оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение теневых экономических операций, повышение ответственности налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов;

- пересмотр распределения  налогов по различным уровням  бюджетной системы (после введения регионального налога на недвижимость у местных органов власти остаются закрепленными всего три собственных налога и местная часть налога на прибыль);

- в случае явного  несоответствия между образом  жизни налогоплательщика и его  официально уплачиваемыми налогами применение метода определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства;

- установление на законодательном  уровне минимального размера  оплаты труда на уровне не  ниже реального прожиточного  минимума, дифференцированного по отраслям и регионам;

- увеличение доходов  от приватизации городских объектов  на основе рыночных подходов;

- ужесточение контроля  за практикой осуществления расчетов  за реализованную продукцию через  счета специально создаваемых  структурных подразделений и «третьих лиц» как мера борьбы с недоимками, уклонением от уплаты налогов и со снижением налоговой задолженности. Кроме того, для решения этой проблемы необходимо: наладить работу по обращению взыскания задолженности с имущества недоимщика; осуществлять процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам; установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет.

2. Основные направления  реструктуризации бюджетных расходов:

- реализация бюджетной политики в этой области исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного дефицита. Следует поменять общий подход к построению бюджета: не от доходов к расходам, а от расходов к доходам. В ведении регионов - разработка подходов к планированию ресурсов и распределению финансовой помощи муниципалитетам;

- сокращение числа  бюджетополучателей с целью усиления  контроля за расходованием бюджетных  средств;

- поэтапный отказ от  дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

- проведение инвентаризации  имущества;

- сокращение численности  работников бюджетной сферы;

- оптимизация расходов  по обслуживанию государственного  долга;

- приватизация части  объектов городского хозяйства  на долевых началах с частным сектором;

- усиление контроля  за соблюдением договоров бюджетных  организаций;

- урегулирование объемов  кредиторской задолженности.

3. Регулирование дефицита  бюджета и совершенствование  бюджетных процедур:

- полная отмена налогов  с доходов и по операциям с государственными (муниципальными) бумагами;

- изменение политики  государства (муниципалитета) на  финансовом рынке, выпуск займов  под создание новых рабочих  мест, конкретных хозяйственных  объектов, приносящих прибыль, а  соответственно и устойчивый доход владельцам облигаций под обеспечение финансовым резервом Правительства;

- увязка составления  бюджета со среднесрочным бюджетным  планированием, что важно для  четкого определения приоритетов  бюджетной и налоговой политики, стратегии на финансовых рынках и на рынке внешних заимствований;

- обеспечение полномасштабного  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета всех уровней,  особенно местных;

- внедрение в практику  распределения бюджетных средств  на действительно конкурсной  основе;

- восстановление системы  ведомственного контроля и наведение  порядка в функциях и полномочиях  многочисленных контрольных

структур.

4. Межбюджетные отношения:

- рациональное распределение  налогов по звеньям бюджетной  системы;

- формирование трансфертной политики, направленной на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, заинтересованных в наращивании налогового потенциала;

- передача в ведение  регионов финансирования расходов, связанных с профессионально-техническим  обучением и проведением землеустроительных и природоохранных работ, при условии выделения соответствующих источников;

- установление прямой  зависимости получения из федерального  бюджета финансовой помощи от  степени выполнения задания по  мобилизации доходов в федеральный бюджет. Создание механизма стимулирования в этом вопросе регионов-доноров;

- исключение практики  многоканального финансирования  одних и тех же бюджетных  потребностей региона: вся поддержка  по текущим расходам - из Фонда  финансовой поддержки регионов  по единой методике; капитальные расходы - за счет капитальных субвенций по единой - установление долговременных нормативов (не менее чем на три года) отчислений от регулирующих налогов или установление фиксированных ставок налогов.

 

Список литературы

 

  1. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2007.
  2. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. – М.: Кнорус, 2008.
  3. Поляк Г.В. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 2006.
  4. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Приор, 2008.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации, с изм.2011.

 


Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование