Методы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Научное значение природы заключается в бесконечном разнообразии слагающих ее объектов и процессов, позволяющих путем наблюдения, анализа и сравнения познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных знаний, развития различных отраслей науки.
Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие экологического права 5
2. Методы экологического права 8
2.1 Экономическое регулирование 9
2.2 Юридическая ответственность за экологические правонарушения 13
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

экологическое.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

3

1. Понятие экологического права

5

2. Методы экологического права

8

2.1 Экономическое регулирование

9

2.2 Юридическая ответственность за  экологические правонарушения

13

Заключение

18

Список использованных источников

20


 

 

 

 

Введение.

Природа часто воспринимается как синоним  Вселенной, материального мира в  целом. Однако правильнее природу определить как часть материального мира, изучаемого естественными науками.

У природы  и общества есть специфические черты. Вся общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует  в соответствии с природными закономерностями. В связи с этим общество является частью природы, однако оно обладает и своей социальной сущностью.

Общество  окружено природой. Оно непрерывно взаимодействует в ней в самых  разнообразных направлениях. Без  природной среды общество существовать не может. Вышеуказанные авторы считают, что часто бывает трудно провести границу между природой, ставшей  частью общества, и природой - средой жизни общества.

Материальная  практика соединяет человека с природой и одновременно выделяет его из природы. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.

Производственное  значение природы очевидно. Любые  потребляемые человеком продукты создаются, в конечном счете путем использования природных ресурсов.

Научное значение природы заключается в  бесконечном разнообразии слагающих  ее объектов и процессов, позволяющих  путем наблюдения, анализа и сравнения  познавать законы развития Вселенной. Природа является источником научных  знаний, развития различных отраслей науки.

Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и  других загрязнений, имеющих место  в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество  других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

В специальной  литературе часто употребляют понятия  «природные ресурсы» и «природные условия». «Природные условия» - понятие очень  широкое, охватывающее все аспекты  природы, о них говорят, как правило, безотносительно к человеку и  его деятельности.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды  от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий  в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное  вредное воздействие на природную  среду), а также по рациональному  использованию природных ресурсов.

Экологическое право – одна из отраслей в системе  российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды.

 

1. Понятие  экологического права

Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной  среды, рациональное использование  и воспроизводство природных  ресурсов, предотвращение негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду  и ликвидацию ее последствий1.

Правовое  регулирование охраны окружающей среды  осуществляется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека. Объектами охраны окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» устанавливает, что  хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц, оказывающая воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать  как систему правовых принципов  и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности2.

 

2. Методы  экологического права

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

 

2.1 Экономическое  регулирование

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:

  • разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
  • проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В целях  планирования, разработки и осуществления  мероприятий по охране окружающей среды  разрабатываются федеральные программы  в области экологического развития Российской Федерации и целевые  программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Разработка  федеральных программ в области  экологического развития Российской Федерации  и целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан  и общественных объединений3.

Планирование  и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с  учетом государственных прогнозов  социально-экономического развития, федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых  программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации  на основании научных исследований, направленных на решение задач в  области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и  иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны  планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды  в порядке, установленном законодательством.

Сохранение  благоприятной окружающей среды  и обеспечение экологической  безопасности населения осуществляется посредством государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, которое выражается в установлении экологических нормативов и стандартов.

Нормирование  в области охраны окружающей среды  заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в  области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в  области охраны окружающей среды  разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных  достижений науки и техники с  учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

В целях  обеспечения экологически безопасного  осуществления хозяйственной и  иной деятельности проводится экологическая  сертификация. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Порядок проведения обязательной экологической  сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации4.

В целях  обеспечения органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими  лицами исполнения экологического законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе  нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической  безопасности проводится экологический  контроль.

Информация о работе Методы экологического права