Разделение властей как один из принципов организации государственной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10 Конституции Российской Федерации).В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации — принцип разделения властей.

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

1. Разделение  властей как один из принципов  организации государственной власти  в Российской Федерации.

 

Государственная власть в Российской Федерации  осуществляется  на  основе разделения   на   законодательную,   исполнительную   и   судебную.   Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья  10 Конституции Российской Федерации).В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации — принцип разделения властей.

Этот принцип  был выработан  мировой  практикой  развития  демократических государств. Суть его в том, что  демократический  политический  режим  может быть   установлен   в   государстве   при   условии    разделения    функций государственной власти  между  самостоятельными  государственными  органами.

Поскольку  существуют  три  основные  функции   государственной   власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из  этих  функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом  государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных  функций в деятельности одного органа  государственной власти  приводит  к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления  в стране диктаторского политического режима. Особенно  это  опасно  в  России, так как  у  нас  совершенно  отсутствует  опыт  демократического  правления, ограничения власти законом.

Реализация  принципа  разделения  властей  в  российской  Конституции  не означает многовластия. Власть изначально  едина,  так  как  ее  единственным источником, согласно статьи 3  Конституции  Российской  Федерации,  является многонациональный народ Российской Федерации. То,  что  главам,  посвященным трем  ветвям  власти,  в  Конституции  предшествует   глава   4   «Президент Российской  Федерации»,  объясняется  важностью   единства   государственной власти.  С  этой  главы   начинается   изложение   в   Конституции   системы государственных  органов  Российской   Федерации,   что,   помимо   прочего, объясняется также особым значением Президента в организации  государственной власти Российской Федерации.

Конституция исходит  из того, что никакой государственный  орган  не  может претендовать  на  суверенное  осуществление  всей  полноты   государственной власти в стране. Сама государственная власть не  делится  между  органами  - она едина. Можно говорить лишь о  практической  необходимости  разграничения функций  между  органами,  осуществляющими  соответственно  законодательную, исполнительную  и  судебную  власть.  Осуществление  государственной  власти связано   с   разделением   функций    между    органами    законодательной, исполнительной  и  судебной  власти.  Эти  органы  самостоятельны   лишь   в осуществлении  закрепленных  за  ними  Конституцией   и   законами   функций государственной власти.

Каждый  государственный  орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций государственной   власти,   взаимодействует   с   другими   государственными органами. В этом взаимодействии они  ограничивают  друг  друга.  Такая  схема взаимоотношений   называется   системой   сдержек   и   противовесов.    Она представляет единственно возможную схему организации государственной  власти в демократическом государстве.

На федеральном  уровне организации  государственной  власти  в  Российской Федерации система сдержек и  противовесов,  согласно  Конституции,  выглядит следующим образом.

* Законодательный  орган  -  Федеральное  Собрание  -  принимает  законы, определяет  нормативную базу деятельности  всех органов  государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния  -  возможность  постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной  форме  участвует  в формировании Правительства, судебных  органов  Российской  Федерации.

Участие Государственной  Думы  в  процессе  формирования  Правительства Российской Федерации  является  важнейшим  проявлением  взаимодействия законодательной и  исполнительной властей на  федеральном  уровне,  что вытекает из принципа разделения  властей,  установленного  статьей  10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций  законодательной,  исполнительной  и  судебной власти их  взаимодействие (включающее  взаимное  влияние,  контроль).

Согласие Государственной  Думы на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации является основной позитивной  формой  воздействия  законодательной власти  на  формирование  власти  исполнительной.  При решении  вопроса  о  согласии  на  назначение  Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного  Президентом,  а по  сути  дает согласие  на  проведение Правительством  определенного политического курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат  на должность Председателя Правительства Российской Федерации  докладывает Государственной  Думе программу  основных  направлений   деятельности будущего  Правительства. Предусмотренная  в  статье  117  Конституции Российской  Федерации  возможность вынесения  Государственной   Думой вотума недоверия  Правительству  есть проявление  реального  действия механизма «сдержек и противовесов» в системе разделения  властей,  что представляет  собой   стабилизирующий   фактор   во взаимоотношениях Президента  и Государственной Думы  при решении вопроса о судьбе Правительства.

* Правительство  Российской Федерации  осуществляет  исполнительную власть: организует   исполнение   законов,   различными   способами   влияет   на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения  Правительства   на   законопроекты,   требующие   привлечения дополнительных  федеральных  средств).  Возможность  выражения  недоверия Правительству сбалансирована  возможностью   роспуска   законодательного органа главой государства.

* Используемый  Конституцией термин  «судебная   власть»  представляет собой  краткое выражение политико —  правовой доктрины, вытекающей  из  концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

Основу  судебной  власти  составляет  совокупность  судебных   органов различной  компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной  власти.  Одновременно  законодатель  наделяет   органы судебной власти  некоторыми  полномочиями  по  контролю  за  законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное  не означает, что особое  положение  судебных  органов  в  правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие  ветвей  власти  по ряду направлений.

Конституционный,  Верховный  и  Высший  Арбитражный  Суды Российской Федерации имеют  право законодательной инициативы по вопросам  их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные  дела,  сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти.  В системе разделения властей на федеральном уровне особое место  принадлежит  Конституционному Суду Российской  Федерации.  Это  проявляется  в  следующих  полномочиях, закрепленных  за  ним  Конституцией:  разрешение   дел   о   соответствии Конституции федеральных  законов,  нормативных актов Президента,  палат Федерального Собрания и Правительства Российской  Федерации,  разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.

Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации  относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и  к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление  общих принципов организации  системы органов  государственной  власти в субъектах Российской Федерации  отнесено  Конституцией  (пункт  «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации)  к  совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов.

  Применительно  к  системе  органов   государственной   власти   субъектов Российской Федерации принцип разделения властей будет раскрыт в  Федеральном законе об общих  принципах  организации  представительных  и  исполнительных органов государственной власти. Конкретная система  сдержек  и  противовесов на  уровне  субъектов  Российской  Федерации   будет   устанавливаться   ими самостоятельно  в  соответствии  со  статьей   10   Конституции   Российской Федерации и данным федеральным законом.

 Поскольку в  статье  10  Конституции  Российской  Федерации  говорится  о принципе разделения  властей  как о принципе  организации государственной власти,  он  не  может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления  в Российской  Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объекты  гражданских правоотношений. Понятие  и виды.

Объекты гражданских прав и гражданские правоотношения

Различный характер названных  объектов гражданских правоотношений предполагает и различия в содержании самих правоотношений, возникающих  по их поводу. Так, вещи являются объектами  вещных прав, тогда как действия, а также имущественные права и обязанности могут быть объектами обязательственных либо корпоративных прав, но не вещных отношений. Результаты творческой деятельности, имеющие свойства товара, становятся объектами исключительных прав. Иначе говоря, определенным группам объектов гражданских прав соответствуют и различные разновидности гражданских правоотношений. С этой точки зрения следует различать объекты вещных, обязательственных, корпоративных (членских) и исключительных прав.

Такое разграничение имеет важное юридическое значение, ибо предопределяет различия в правовом режиме конкретных объектов. К сожалению, в практической деятельности нередко допускается необоснованное смешение различных правовых режимов. Так, акционеров иногда рассматривают как "собственников прав", выраженных акциями, либо даже как собственников имущества акционерного общества. Нередко пытаются осуществить "куплю-продажу" "бездокументарных ценных бумаг" (т. е. определенных прав требования, не закрепленных в документарной, вещественной форме) либо их "истребование" от неуправомоченного приобретателя, вместо того чтобы произвести возмездную уступку прав или предъявить требование о признании соответствующего права. Имели место попытки "аренды прав" на недвижимость (или сдачи в "аренду" места на бирже), под которой в действительности имелась в виду субаренда (или уступка права на время или под условием).

Смешение правового режима объектов вещных и иных (прежде всего обязательственных) прав у нас сейчас во многом объясняется  влиянием англо-американских правовых представлений. В этом правопорядке щринято различать "вещи во владении" (choses in posessiorr) т. е. вещи, которыми можно физически обладать, и "вещи в требовании" (choses in action), т. е. различные права [что, в свою очередь, можно считать буквальным использованием понятия "нетелесные вещи" (res incorporates), известного римскому частному праву]. Однако в европейской континентальной правовой системе режим вещей и режим прав четко различаются. Так, § 90 Гражданского кодекса Германии прямо указывает, что вещами могут быть только "телесные предметы".

Кроме того, при таком подходе  всякому объекту, имеющему экономические  свойства товара, пытаются придать  юридический режим вещи, объявляя его объектом вещного права (обычно права собственности). Вещи, безусловно, являются товаром в экономическом смысле, однако свойствами товара обладает гораздо более широкий круг объектов. Им, в частности, охватываются объекты так называемой интеллектуальной собственности, т. е. нематериальные, по сути, результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (так называемые промышленные права, или "промышленная собственность").

Речь идет об объектах нематериального  характера (научных и технических  идеях и решениях, воплощенных  в форме чертежей, технических устройств, магнитных записей или дисков; художественных образах, выраженных в рукописях и других художественных произведениях, и т. п.), а также об определенных символах (фирменных наименованиях, товарных знаках и т. д.), которыми невозможно обладать физически, в качестве вещи. Ведь обладание материальным носителем идеи (например, чертежом, прибором или рукописью) вовсе не делает его приобретателя собственником, т. е. монопольным обладателем соответствующей идеи, ибо в принципе ничто не мешает их создателю (автору) вновь воспроизвести соответствующий материальный носитель, коль скоро идея или символ сохранились в его сознании. Более того, и в случае возмездного приобретения такого объекта у автора новый обладатель не вправе без согласия автора менять содержание и даже форму данного объекта, считать себя, а не автора его создателем и т. д. Таким образом, понятие "интеллектуальной собственности" является условным и применяется к объектам не вещных, а исключительных прав (ст. 138 ГК).

Аналогичный по сути вывод следует  сделать и по поводу коммерческой информации как объекта гражданского права. Ее товарный характер и коммерческая ценность отнюдь не превращают ее в  вещь (точно так же, как и сама информация не может быть отождествлена  с ее материальным носителем, например с чертежами или рукописью). При наличии указанных в п. 1 ст. 139 ГК признаков такая информация становится охраноспособной. Однако ее правовая охрана не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей (ибо, например, даже возврат в неприкосновенности неправомерно скопированных чертежей все равно не восстанавливает их коммерческую, ценность). Поэтому для охраноспособной коммерческой информации, носящей название ноу-хау-от англ, know-how, т. е. знать, как (сделать что-либо), устанавливается режим объекта обязательственного, а не вещного права (при заключении с ее обладателем договора об условиях ее использования).

Информация о работе Разделение властей как один из принципов организации государственной власти в Российской Федерации