Устав муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – охарактеризовать Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.
Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
Предмет исследования – Устав муниципального образования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1
1. Понятие и классификация правовых актов местного значения 4
2. Создание, реорганизация и упразднение муниципальных образований 16
Глава 2
2.1. Характеристика устава муниципального образования как основного правового акта местного самоуправления 20
2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по будиловой.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение                   2

  Глава 1

    1. Понятие и классификация правовых актов местного значения          4
    2. Создание, реорганизация и упразднение муниципальных образований                   16

  Глава 2

2.1. Характеристика  устава муниципального образования  как основного правового акта  местного самоуправления           20

2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава  муниципального образования                23

Заключение             27

Список использованной литературы            28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     С 1 сентября 1995 г. - даты вступления Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в юридическую силу наступает заключительный этап становления муниципального права в Российской Федерации. На этом этапе развития правовой основы местного самоуправления формируется федеральное и региональное законодательство, конкретизирующее общее принципы организации местного самоуправления, принимаются акты, регламентирующие основные стороны жизнедеятельности муниципального образования.

     Становление муниципального права сопровождалось формированием выборных представительных органов местного самоуправления, избранием  глав муниципальных образований, что  позволяло перейти к юридическому оформлению статуса муниципальных  образований — к разработке и  принятию их Уставов. Как основные нормативные  правовые акты местного уровня они  определили конкретную модель организации местного самоуправления для соответствующего муниципального образования. Наряду с Уставами муниципальных образований принимаются и издаются иные правовые акты местного самоуправления, которые наряду с федеральными и региональными актами формируют единую правовую основу организации и деятельности местного самоуправления.

     Цель  исследования – охарактеризовать Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.

     Объектом  исследования является правовое регулирование местного самоуправления.

     Предмет исследования – Устав муниципального образования.

     Цель  исследования предполагает решение  следующих задач:

Рассмотреть особенности правового регулирования  местного самоуправления, Дать классификацию правовых актов местного значения. Указать порядок создания, реорганизации и упразднения муниципальных образований. Рассмотреть процесс разработки принятия и регистрации Устава муниципального образования. Указать роль Устава муниципального образования в правовом регулировании местного самоуправления.

      Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1. Понятие и классификация правовых актов местного значения 

     В процессе правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления значительное место принадлежит его актам. Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципального образования, бюджетное устройство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, муниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.

     Правовой  акт местного самоуправления — это официальный документ, регулирующий муниципальные отношения. Его официальный характер определяется тем, что он издается от имени конкретного субъекта местного самоуправления, а его право на принятие правового акта определяется законодательством или уставом муниципального образования. Отсюда следует ряд важнейших требований. В частности, субъекты муниципального правотворчества должны принимать (издавать) правовые акты в рамках закрепленных за ними полномочий. Важно, чтобы принимаемые решения и издаваемые акты не выходили за пределы компетенций соответствующих субъектов правотворчества.

     Правовой  акт принимается управомоченньм субъектом местного самоуправления. Основным из указанных субъектов является население муниципального образования. Законодательство о местном самоуправлении, регламентируя достаточно традиционный способ принятия населением правового решения на местном референдуме, одновременно с этим вводит новую форму— народную правотворческую инициативу. Ее реализация создает новую разновидность правовых актов местного самоуправления — решение органа местного самоуправления, принятое в порядке народной правотворческой инициативы.

     Наряду  с населением муниципального образования в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на принятие (издание) правового акта по вопросам своего ведения имеют также органы местного самоуправления и их должностные лица. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

     Акт местного самоуправления характеризуется  особой формой выражения содержащейся в нем информации. Такой формой является норма муниципального права. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 15 определяет сущность нормы муниципального права как «общеобязательного правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренного уставом муниципального образования». Учитывая, что нормы муниципального права устанавливаются также Конституцией РФ, федеральными и региональными нормативными правовыми актами, муниципальные акты создают лишь часть норм муниципального права.

     Пределы правотворческой деятельности органов  местного самоуправления ограничиваются, как правило, двумя способами:

     1) закреплением прав органов местного  самоуправления на принятие конкретных  видов нормативно-правовых актов  (так, Федеральный закон «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 6 предусматривает, что к вопросам местного значения относится принятие и изменение уставов муниципальных образований);

     2) определением перечня вопросов, в рамках которых местному самоуправлению предоставляется относительная свобода выбора средств, включая и правовое регулирование.

     Правовой  акт местного самоуправления обладает общеобязательностью. Это значит, во-первых, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражданами. Во-вторых, правовой акт местного самоуправления официально признается государством и его органами, т.е. не нуждается в дополнительном утверждении органами государственной власти. В силу этого, как предусмотрено законодательством, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Так государство обеспечивает юридическую силу правовых актов местного самоуправления наряду с другими актами.

     Акты  местного самоуправления отличает специфический язык, в том числе и собственные юридические понятия и термины. В литературе высказывалось опасение в связи с тем, что право местного самоуправления стремительно насыщается понятиями, чуждыми нашим правовым традициям. Так, предлагалось вместо понятия «муниципальное право» использовать понятие «самоуправленческое право»1. Но большинство понятий муниципального права прочно вошло в правовую лексику, тем более, что юриспруденция, как и ряд наук (политология, социология, психология) традиционно «разговаривает» на латинизированном и древнегреческом языках.

     Одно  из наиболее значительных и актуальных требований к правовым актам местного самоуправления состоит в необходимости их соответствия российскому законодательству. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленных кадров нередко приводит к появлению нормативных актов, содержание которых подчас грубо нарушает российское законодательство. В таких случаях предусматривается процедура их отмены или признания недействительными. Правовые акты, если они противоречат законодательству и также могут быть опротестованы в порядке прокурорского надзора.

     В целях упорядочивания местного нормотворчества, совершенствования качества принимаемых актов органами государственной власти субъектов РФ обычно более детально разрабатываются общие принципы подготовки, принятия и утверждения муниципальных актов. Их содержание можно свести к следующим основным положениям:

     1. Все акты представительных органов местного самоуправления, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от числа избранных в представительный орган. Иные акты представительного органа местного самоуправления принимаются в порядке, установленном представительным  органом самостоятельно, однако для их принятия требуется большинство голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

     2. Акты по вопросам принятия устава муниципального образования или внесения в него поправок и дополнений, административно-территориального устройства, об отрешении от должности главы администрации и иных должностных лиц исполнительного органа, назначение которых согласовывается с представительным органом местного самоуправления, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган.

     3. Акты, принимаемые представительным органом, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально.

     4. Глава местной администрации  вправе опротестовать решение  соответствующего представительного  органа местного самоуправления, адресованное местной администрации,  если это решение, по его  мнению, противоречит законодательству  или другим решениям представительного органа, либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и  организационными средствами. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствующий представительный орган не позднее пяти дней со дня принятия решения представительным органом местного самоуправления. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента получения представительным органом местного самоуправления протеста главы местной администрации.

     Представительный  орган местного самоуправления отклоняет протест главы местной администрации, если за опротестованное решение проголосует не менее чем 2/3 от числа избранных депутатов данного представительного органа. В этом случае решение представительного органа местного самоуправления вступает в силу в срок, указанный представительным органом, и не может быть опротестовано повторно главой местной администрации. Бели решение представительного органа местного самоуправления опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста представительным органом вправе обжаловать решение представительного органа в суд. Если в течение месяца протест главы местной администрации не будет отклонен представительным органом, опротестованное решение представительного органа считается отмененным.

     Правом  возврата акта для повторного рассмотрения может обладать глава местной  администрации, если он не обладает правом подписывать акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления.

     5. Глава местной администрации (муниципального образования) имеет право «вето», т.е. право отклонить правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления.

     Правовой  акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления, после  принятия направляется главе местной  администрации (муниципального образования) для подписания. В течение не более чем семи дней после поступления правового акта глава местной администрации (муниципального образования) может возвратить его для повторного рассмотрения в представительный орган по мотивам несоответствия правового акта нормам действующего законодательства или невозможности исполнения в силу недостаточной финансовой или материальной обеспеченности.

Информация о работе Устав муниципального образования