Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:05, дипломная работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.
В рамках написания работы были решены следующие задачи:
1) определено понятие и структура сферы культуры и досуга;
2) определена сущность культурной политики на государственном, региональном уровне и уровне местного самоуправления;
3) сформулированы теоретические основы процесса организации финансирования сферы на уровне местного самоуправления;
4) рассмотрены особенности социокультурной политики на примере города Екатеринбурга;
5) проанализирована работа местного самоуправления в сфере культуры на примере Управления культуры города Екатеринбурга.
Вашему вниманию представлена курсовая работа на тему «Муниципальное управление в сфере культуры»
Целью данной работы является анализ теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.
Объект исследования - система местного управления в сфере культуры и досуга.
Предметом исследования выступают отношения по управлению сферой культуры и досуга на уровне местного управления.
Многонациональная культура современной России обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время, в стране насчитывается 2,3 тысячи государственных музеев, в которых сосредоточено более 79,8 миллионов единиц хранения; фонд 50 тысяч массовых библиотек (материально-техническая база которых, правда, нередко находится в плачевном состоянии) составляет около миллиарда книг; сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тысячах государственных и муниципальных архивов; под охраной государства находится около 85 тысяч памятников истории и культуры.
Современная статистика свидетельствует о том, что по Российской Федерации ежегодно театры посещает в среднем 21%, музеи - 51,5% местного населения. Пользователями библиотек является около 58 миллионов человек. Годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 миллионов экземпляров, журналов и периодических изданий - более 1 миллиарда экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей.
С целью формирования позитивного образа народов Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» в 2013 году было заключено 39 договоров на сумму 104 975 тыс. рублей для перевода 154 произведений советских и современных писателей на 29 языков.
Большое значение Минкультуры России уделяется просветительской деятельности, направленной на сохранение культурной идентичности России и самобытности культур ее народов. Так, например, для развития детского туризма в 2013 году было выделено 168 млн. рублей на организацию и проведение экскурсионных поездок детей в Санкт-Петербург. Велась работа по подготовке новых маршрутов для школьников: «Москва – Золотое кольцо», «Петергоф – детям», «Ясная Поляна – детям», «Сокровища древней Казани», «Культура Крыма – детям».
Эти данные были взяты из государственного доклада о состоянии культуры в РФ в 2013 году, подготовленного министерством культуры в РФ
Важной задачей государственной культурной политики является сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, в котором воплощена общая история народов России, являющаяся основой для развития общероссийской культурной идентичности. Сохранение наследия – одно из необходимых условий устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, целостности и разнообразия ее культурного пространства.
Развитие культуры в целом на территории Российской Федерации во многом зависит от качества принимаемых решений на разных уровнях управления – федеральном, региональном и местном. Особого внимания, на наш взгляд, необходимо уделить именного муниципальному управлению в сфере культуры.
Этим и обусловлена актуальность выбора темы представленной курсовой работы.
Управление именно на местном уровне является средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Именно через муниципальное управление в сфере культуры возможно повысить активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Управление сферой культуры и досуга является важным направлением муниципального управления в социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории
В связи с этим, цель данной работы заключалась в анализе теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.
Объектом исследования являлась система местного управления в сфере культуры и досуга.
Предметом исследования выступали отношения по управлению сферой культуры и досуга на уровне местного управления.
В рамках написания работы были решены следующие задачи:
1) определено понятие и структура сферы культуры и досуга;
2) определена сущность культурной политики на государственном, региональном уровне и уровне местного самоуправления;
3) сформулированы теоретические основы процесса организации финансирования сферы на уровне местного самоуправления;
4) рассмотрены особенности социокультурной политики на примере города Екатеринбурга;
5) проанализирована работа местного самоуправления в сфере культуры на примере Управления культуры города Екатеринбурга.
Теоретической основой данной курсовой работы стали публикации отечественных специалистов в области теории и практики муниципального управления. Среди них можно выделить следующих авторов: Еремян В.В., Ежевского Д.О., Зотова В.Б., Меейр В., Шубина В.А. и др.
Нормативную основу работы составили: Конституция РФ, федеральные закона, иные нормативные правовые акты.
По итогам написания данной курсовой работы предлагаются следующие выводы:
Основные понятия, используемые в этой сфере приведены на слайде № 2э
Культурная политика способна формировать новое пространство культуры. При этом ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам современное законодательство сконцентрировало на уровне местных органов власти.
Основные виды деятельности в сфере культуры следующие: Прошу обратить внимание на слайд № 3.
Правовые основы муниципального управления в сфере культуры представлена на слайде № 4.
К ним относятся следующие нормативные правовые акты:
– Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р),
Именно уровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственной культурной политики. На уровне города сходятся все составляющие социокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сфера культуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры), мегауровень (межкультурные коммуникации).Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:-решение вопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сети учреждений культуры;-определение уставных задач и механизмов их реализации;-утверждение критериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.
Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:
Кроме того, реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сети учреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениями культуры, конкретных программ и проектов.
Что касается города Екатеринбурга, то можно выделить следующие направлении в политике города в сфере культуры. Прошу обратить внимание на слайд № 6. К ним относятся:
- совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;
-освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры;
-процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социально-экономических и социально-политических задач общества.
Также, можно выделить несколько факторов, которые необходимо учитывать при формировании культурной политики в городе Екатеринбурга, они представлены на слайде № 7.
Первое - наличие концепции социокультурного развития города, которая бы адекватно воспринималась и разделялась всеми участниками осуществления культурной деятельности.
Второе — множественность субъектов культурной деятельности и различия в представлениях о приоритетах и ценностях культуры. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть инструменты для выявления истинных потребностей населения города Екатеринбурга и согласования различных позиций.
Третье — Для осуществления деятельности всех муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений культуры, для их развития, материально-технического и кадрового обеспечения, для реализации исполнительных и распорядительных функций в сфере культуры и искусства необходимо предусмотреть материальные и организационные ресурсы. Это позволит создать условия для получения горожанами качественных и разнообразных услуг в сфере культуры и искусства, достижения целевых индикаторов прогноза социально-экономического развития города.
Информация о работе Муниципальное управление в сфере культуры