Муниципальное управление в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.
В рамках написания работы были решены следующие задачи:
1) определено понятие и структура сферы культуры и досуга;
2) определена сущность культурной политики на государственном, региональном уровне и уровне местного самоуправления;
3) сформулированы теоретические основы процесса организации финансирования сферы на уровне местного самоуправления;
4) рассмотрены особенности социокультурной политики на примере города Екатеринбурга;
5) проанализирована работа местного самоуправления в сфере культуры на примере Управления культуры города Екатеринбурга.

Файлы: 1 файл

речь культура.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

 

Вашему вниманию представлена курсовая работа на тему «Муниципальное управление в сфере культуры»

Целью данной работы является анализ теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.

Объект исследования - система местного управления в сфере культуры и досуга.

Предметом исследования выступают отношения по управлению сферой культуры и досуга на уровне местного управления.

Многонациональная культура современной России обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время, в стране насчитывается 2,3 тысячи государственных музеев, в которых сосредоточено более 79,8 миллионов единиц хранения; фонд 50 тысяч массовых библиотек (материально-техническая база которых, правда, нередко находится в плачевном состоянии) составляет около миллиарда книг; сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тысячах государственных и муниципальных архивов; под охраной государства находится около 85 тысяч памятников истории и культуры.

Современная статистика свидетельствует о том, что по Российской Федерации ежегодно театры посещает в среднем 21%, музеи - 51,5% местного населения. Пользователями библиотек является около 58 миллионов человек. Годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 миллионов экземпляров, журналов и периодических изданий - более 1 миллиарда экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей.

С целью формирования позитивного образа народов Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» в 2013 году было заключено 39 договоров на сумму 104 975 тыс. рублей для перевода 154 произведений советских и современных писателей на 29 языков.

Большое значение Минкультуры России уделяется просветительской деятельности, направленной на сохранение культурной идентичности России и самобытности культур ее народов. Так, например, для развития детского туризма в 2013 году было выделено 168 млн. рублей на организацию и проведение экскурсионных поездок детей в Санкт-Петербург. Велась работа по подготовке новых маршрутов для школьников: «Москва – Золотое кольцо», «Петергоф – детям», «Ясная Поляна – детям», «Сокровища древней Казани», «Культура Крыма – детям».

Эти данные были взяты из государственного доклада о состоянии культуры в РФ в 2013 году, подготовленного министерством культуры в РФ

Важной задачей государственной культурной политики является сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, в котором воплощена общая история народов России, являющаяся основой для развития общероссийской культурной идентичности. Сохранение наследия – одно из необходимых условий устойчивого развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, целостности и разнообразия ее культурного пространства.

Развитие культуры в целом на территории Российской Федерации во многом зависит от качества принимаемых решений на разных уровнях управления – федеральном, региональном и местном. Особого внимания, на наш взгляд, необходимо уделить именного муниципальному управлению в сфере культуры.

Этим и обусловлена актуальность выбора темы представленной курсовой работы.

Управление именно на местном уровне является средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Именно через муниципальное управление в сфере культуры возможно повысить активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Управление сферой культуры и досуга является важным направлением муниципального управления в социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории

В связи с этим, цель данной работы заключалась в анализе теоретических и практических основ муниципального управления сфере культуры.

Объектом исследования являлась система местного управления в сфере культуры и досуга.

Предметом исследования выступали отношения по управлению сферой культуры и досуга на уровне местного управления.

В рамках написания работы были решены следующие задачи:

1) определено понятие и структура сферы культуры и досуга;

2) определена сущность культурной политики на государственном, региональном уровне и уровне местного самоуправления;

3) сформулированы теоретические основы процесса организации финансирования сферы на уровне местного самоуправления;

4) рассмотрены особенности социокультурной политики на примере города Екатеринбурга;

5) проанализирована работа местного самоуправления в сфере культуры на примере Управления культуры города Екатеринбурга.

Теоретической основой данной курсовой работы стали публикации отечественных специалистов в области теории и практики муниципального управления. Среди них можно выделить следующих авторов: Еремян В.В., Ежевского Д.О., Зотова В.Б., Меейр В., Шубина В.А. и др.

Нормативную основу работы составили: Конституция РФ, федеральные закона, иные нормативные правовые акты.

 По итогам написания данной курсовой работы предлагаются следующие выводы:

Основные понятия, используемые в этой сфере приведены на слайде № 2э

Культурная политика способна формировать новое пространство культуры. При этом ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам современное законодательство сконцентрировало на уровне местных органов власти.

Основные виды деятельности в сфере культуры следующие: Прошу обратить внимание на слайд № 3.

Правовые основы муниципального управления в сфере культуры представлена на слайде № 4.

К ним относятся следующие нормативные правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 21 декабря; 2014. 23 июля.
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Утверждены ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1992. 17 ноября; 2014. 30 июля.
  • Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; Российская газета. 2014. 17 октября.
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 г.;
  • – Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры»;
  • – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
  • – Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

– Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р),

Именно уровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственной культурной политики. На уровне города сходятся все составляющие социокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сфера культуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры), мегауровень (межкультурные коммуникации).Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:-решение вопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сети учреждений культуры;-определение уставных задач и механизмов их реализации;-утверждение критериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.

Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:

  • создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры,
  • организация библиотечного обслуживания населения,
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.
  • К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Кроме того, реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сети учреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениями культуры, конкретных программ и проектов.

Что касается города Екатеринбурга, то можно выделить следующие направлении в политике города в сфере культуры. Прошу обратить внимание на слайд № 6. К ним относятся:

- совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;

-освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры;

-процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социально-экономических и социально-политических задач общества.

 

 

Также, можно выделить несколько факторов, которые необходимо учитывать при формировании культурной политики в городе Екатеринбурга, они представлены на слайде № 7.

Первое - наличие концепции социокультурного развития города, которая бы адекватно воспринималась и разделялась всеми участниками осуществления культурной деятельности.

Второе — множественность субъектов культурной деятельности и различия в представлениях о приоритетах и ценностях культуры. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть инструменты для выявления истинных потребностей населения города Екатеринбурга и согласования различных позиций.

Третье — Для осуществления деятельности всех муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений культуры, для их развития, материально-технического и кадрового обеспечения, для реализации исполнительных и распорядительных функций в сфере культуры и искусства необходимо предусмотреть материальные и организационные ресурсы. Это позволит создать условия для получения горожанами качественных и разнообразных услуг в сфере культуры и искусства, достижения целевых индикаторов прогноза социально-экономического развития города.

 


Информация о работе Муниципальное управление в сфере культуры