Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании необходимости и раскрытии сущности управления устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы на современном этапе на примере муниципальных районов.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
– изучить муниципальное образование как сложную социально-экономическую систему;
– раскрыть сущность устойчивого развития муниципального образования;
– определить объективные и субъективные факторы, оказывающие воздействие на устойчивое развитие муниципального образования как социально-экономической системы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Муниципальное образование как социально – экономический феномен 5
1.2.Понятие и система местного самоуправления в России 9
1.3. Основные полномочия местного самоуправления 11
Выводы по 1 главе 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МО ГО «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК» 17
2.1. Законодательная основа местного самоуправления в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» 17
2.2 Самоуправление в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» 18
2.3. Экономическая основа местного самоуправления 22
Выводы по 2 главе 22
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МО ГО «ЮЖНО-САХАЛИНСК» 24
3.1. Совмещение вектора интересов всех уровней управления 25
3.2. Демократизация межбюджетных отношений 26
3.3. Выбор рационального варианта систематизации функций местной власти 27
3.4. Оптимизация сроков избрания и продолжительности нахождения в должности руководителей органов местного самоуправления 29
Выводы по 3 главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
В процессе развития государственно-политической
системы на современном этапе особую значимость приобретает
реформа местного самоуправления, призванная
осуществить реорганизацию властных полномочий
и укрепить позиции института местного
самоуправления в России. В связи с этим
чрезвычайно важная роль отводится развитию
муниципальных образований как производственно-
Современный этап общественного развития характеризуется уникальными
особенностями: с одной стороны, широкий
размах приобретает процесс глобализации
экономических процессов и межотраслевой
интеграции, ведущей к экономическим союзам
и интеграционным группировкам, контролирующим
огромные территории, а с другой – каждый
человек, проживающий в определенном населенном
пункте, входит в состав местного сообщества,
которое отличается от других сообществ
не только территорией, но и сложившимися
хозяйственными и экономическими связями,
составом населения и способом включения
населения в процесс общественного воспроизводства.
В границах местного сообщества совместными
усилиями проживающего на данной территории
населения ведется хозяйство в целях удовлетворения
как коллективных, так и личных потребностей
жителей. Каждая территория образуется
и функционирует в соответствии с административно-
Цель исследования состоит в обосновании необходимости и раскрытии сущности управления устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы на современном этапе на примере муниципальных районов.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
– изучить муниципальное образование как сложную социально-экономическую систему;
– раскрыть сущность устойчивого развития муниципального образования;
– определить объективные и субъективные факторы, оказывающие воздействие на устойчивое развитие муниципального образования как социально-экономической системы;
– проанализировать систему муниципального самоуправления на примере МО ГО «Город Южно-Сахалинск»;
– предложить пути совершенствования системы местного самоуправления на примере МО «Город Южно-Сахалинск»;
Объект исследования- организация местного самоуправления МО ГО «Город Южно-Сахалинск»
Предмет исследования - совершенствование системы местного самоуправления МО ГО «Город Южно-Сахалинск».
Муниципальное образование
как социально-экономический
Воспроизводственный подход
к анализу муниципальных
Субъект-субъектный подход
характеризует муниципальное
Системный подход к анализу
сущности муниципального образования
дает возможность трактовать его
как сложную социально-
– целостность как
внутреннее единство и несводимость
свойств системы к сумме
– интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;
– многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;
– адаптивность как свойство
системы постоянно
– изоморфизм как соответствие
территориальной структуры
– синергизм – как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.
К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами3.
Анализ взаимосвязи
и взаимозависимости элементов
в структуре социально-
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:
— городские и сельские поселения;
— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.);
— совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т. д.)4.
Именно эти перечисленные
виды территорий, отличающиеся во многом
от официальных, административно-