Исполнительный орган местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: Изучить структуру, правовой статус и формы деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также рассмотреть проблемы и особенности административно-правового регулирования органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Исполнительный орган местного самоуправления в РФ.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в  Российской Федерации – форма  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.1

Одним из несомненных плюсов Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является введение в федеральную правовую лексику понятия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации).

Наличие исполнительных органов  местного самоуправления в период проведения реформ в любом государстве, в  том числе в России, приобретает  важнейшее значение. В системе  местного самоуправления, равно как  и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя обязательность создания исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления «местных администраций» наряду с представительными органами местного самоуправления и главой муниципального образования. Местная администрация создается в муниципальном образовании в том или ином виде обязательно. В самом названии данного органа заложена его функциональная направленность, делающая затруднительным определение объема его полномочий, поскольку к ним должны быть отнесены все полномочия, связанные с полнокровным развитием муниципального образования как социального организма.

Цель данной курсовой работы: Изучить структуру, правовой статус и формы деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также рассмотреть проблемы и особенности административно-правового регулирования органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить структуру и особенности исполнительных органов местного самоуправления;

- рассмотреть правовой статус главы администрации муниципального образования, как исполнительного органа местного самоуправления на примере муниципального образования город Балаково;

- определить проблемы административно - правового регулирования органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Предметом исследования курсовой работы является изучение исполнительных органов местного самоуправления в Российской Федерации.

При написании данной работы использовались следующие нормативные  акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования города Балаково.

1. Исполнительные  органы местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления представляют собой структуру, с  различными её элементами: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 2 Исполнительный орган местного самоуправления  является одним из обязательных элементов составляющих основу местного самоуправления.

В разных субъектах Федерации и муниципальных  образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или  сельским поселением, с учетом его  особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

Исполнительные  органы местного самоуправления состоят  из главы муниципального образования  или главы администрации и  возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения  о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования  могут быть предусмотрены должность  главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности  иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной  компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом  муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования  избранный населением глава муниципального образования может быть наделен  правом входить в состав представительного  органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование  главы муниципального образования  и сроки  полномочий определяются уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования  подотчетен населению непосредственно  и представительному органу местного самоуправления.

В различных  субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

  1. формируется представительным органом местного самоуправления;
  2. создается главой местного самоуправления самостоятельно;
  3. формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;

главные должностные лица назначаются с согласия представительного  органа местного самоуправления, а  остальные – главой местного самоуправления самостоятельно.3

Для организации  работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений.  Ими могут быть различные подразделения  отраслевого и функционального  назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме  того, имеется, как правило, и вспомогательный  аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел  кадров и др. Перечень подразделений  исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации  единолично, либо по согласованию с  представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости  от того, какой порядок закреплен  в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного  органа находятся в подчинении его  руководителя. Они создаются в  соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством  о местном самоуправлении, уставом  муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере  местного самоуправления и состоят  на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами  юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной  собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и  учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного  органа местного самоуправления, а  также организация и порядок  их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными  в порядке, предусмотренном в  уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению  представительным органом местного самоуправления).

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т. е. все  принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции  РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов  РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности  или единоначалия. В законах о  местном самоуправлении многих субъектов  РФ содержатся нормы о подотчетности  исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим  органом местного самоуправления. В  законах субъектов РФ, уставах  муниципальных образований не предусмотрены  нормы о возможности и порядке  прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.

Решения, принимаемые исполнительным органом  в пределах его компетенции, обязательны  к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют  в пределах границ муниципального образования.

Как правило, к ведению исполнительных органов  муниципальных образований отнесены:

1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) охрана общественного порядка;

4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;

5) жилищно-коммунальный комплекс;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование;

8) пожарная безопасность;

9) регулирование земельных отношений;

10) охрана окружающей среды;

11) муниципальные дороги и транспорт;

12) муниципальные статистика и архивы;

13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;

14) культура, физическая культура и спорт;

15) социальная поддержка населения;

16) муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.4

Следует отметить, что структура администрации муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода новациям.

 

1.1 Глава местной администрации, как исполнительный орган местного самоуправления на примере муниципального образования город Балаково.

 

Глава местной администрации  – глава муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса на замещение указанной  должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.5

Структура местной администрации  представляет собой сложное организационно-функциональное единство, поскольку деятельность местной  администрации связана с непосредственным выполнением вопросов местного значения, для чего требуется привлечение  значительного числа служащих, работников, обладающих специальными познаниями, опытом и навыками, поэтому структура местной администрации должна способствовать наиболее эффективному осуществлению местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Структура администрации  города Балаково утверждается Советом  муниципального образования город  Балаково по представлению главы  администрации. В структуру администрации  города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, и структурные подразделения  администрации. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Балаково могут наделяться правами юридического лица.

 В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные, территориальные, вспомогательные органы местной администрации, они наделяются специальными полномочиями в определенной отрасли или сфере муниципального хозяйства.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования  и наделяется Уставом муниципального образования  полномочиями по решению  вопросов местного значения.6

Слова «исполнительно-распорядительный орган» означают, что администрация  является исполнительным органом при  выполнении решений населения, представительного  органа местного самоуправления, а  также при осуществлении отдельных  государственных полномочий и решений, принятых органами государственной  власти в пределах их компетенции.

Распорядительным в пределах своей компетенции органом администрация  является в отношениях с нижестоящими органами местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами муниципального образования, глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Закон 2003 года устанавливает, что возглавлять исполнительный орган – местную администрацию должен: глава муниципального образования (избранный населением непосредственно); глава администрации муниципального образования (должностное лицо, назначаемое на должность по контракту).

Деятельность на основе контракта  представляет собой так называемую моноцентристскую (или моносубъектную) модель управления на муниципальном  уровне. Эта модель предусматривает, что глава администрации муниципального образования – муниципальное  должностное лицо, назначаемое на должность по контракту на основе результатов конкурса и обладающее:

Информация о работе Исполнительный орган местного самоуправления