Храпылина Л. Профессиональная самоидентификация государственных служащих. Государственная служба. Научно – политический журнал. 2013, № 5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:47, статья

Описание работы

Статья «Профессиональная самоидентификация государственных служащих» была подготовлена доктором экономических наук, профессором кафедры труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС Храпылиной Любовью Петровной в рамках научно-исследовательской работы, проводимой лабораторией реформирования государственной службы России РАНХиГС.
При написании данного произведения автором была поставлена цель определения путей мотивированной идентификации госслужащим себя как высококвалифицированного профессионально-профильного специалиста системы государственного управления, способного к креативному, но вместе с тем субординационно-выдержанному поведению, добросовестно исполняющего возложенные на него обязанности, осознающего социальную ответственность.

Файлы: 1 файл

Государственная и муниципальная служба. РЕЦЕНЗИЯ.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: « Государственная и муниципальная служба».

РЕЦЕНЗИЯ

На тему: «Храпылина Л. Профессиональная самоидентификация государственных служащих. Государственная служба. Научно – политический журнал. 2013, № 5».

студента 4 курса  заочной формы обучения

направления подготовки  «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    

Москва 2014

РЕЦЕНЗИЯ

 

Статья «Профессиональная самоидентификация государственных служащих»  была подготовлена доктором экономических наук, профессором кафедры труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС  Храпылиной Любовью Петровной в рамках научно-исследовательской работы, проводимой лабораторией реформирования государственной службы России РАНХиГС.

При написании данного произведения автором была поставлена цель  определения путей мотивированной идентификации госслужащим себя как высококвалифицированного профессионально-профильного специалиста системы государственного управления, способного к креативному, но вместе с тем субординационно-выдержанному поведению, добросовестно исполняющего возложенные на него обязанности, осознающего социальную ответственность.

Для достижения поставленной цели решались задачи:

- рассмотрения вопросов самоидентификации  на различных этапах ее становления;

-  изучения влияния различных  факторов воздействия;

- обоснования необходимости оценки  профессионального полиморфизма (многообразности, многоформенности);

-  определения вариативных сценариев  кадрового обеспечения разных  подразделений госслужбы.

Государственная служба в нашей стране имеет широкое правовое обеспечение. Основным правовым актом, регулирующим  сферу государственной службы, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с данным законом государственная гражданская служба Российской Федерации  - это  вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации1.

 Однако при достаточной правовой  регламентации вопросов государственной  службы учеными – экономистами  отмечается проблема адаптации  работников, принятых на государственную  службу, к условиям и специфическим  особенностям ее прохождения, идентификации  себя, как государственного служащего, добросовестно исполняющего свои  должностные обязанности, пользующегося  установленными для государственного  служащего гарантиями и строго  соблюдающего предусмотренный законодательством  режим  ограничений. 

В публикации Храпылиной Л.П. затронута проблема, которая по ее мнению заключается в недостатке достоверной информации о работе на госслужбе (реалиях трудовой деятельности, критериях профпригодности, режиму и оплате труда и т.д.).

Автором отмечается, что большую роль в том, какой образ госслужащего для себя выбирает человек,  играют известные личности из законодательной, исполнительной и представительной власти разного уровня.

Часто мотив выбора госслужбы для трудовой деятельности  формируется под влиянием неверного представления о некоторых гиперболизированных сторонах жизни чиновников (большие доходы, мигалки, особый отдых, дорогостоящие увлечения). Эти представления,  тиражируемые средствами массовой информации,  усиливают представления о госслужбе, как о высокооплачиваемой, престижной, с высоким социальным статусом работе, дающей госслужащему множество благ.

В целях рассмотрения  процесса самоидентификации работником  себя, как государственного служащего, в  развитии, автором применен метод  разбивки процесса по этапам.

Автор отмечает, что начальный этап самоидентификации связан с выраженной субъективностью и характеризуется следующими идентификационными критериями: материальное благополучие, социально-экономическая стабильность, высокий социальный статус и возможность его использования в личных интересах.

Между тем, эти представления ошибочны и на практике большая часть госслужащих – это обычные по оплате труда бюджетники. Они заняты делом, напрямую связанным со служением государству и обществу, но их зарплата ниже средней по промышленности, у них скромные возможности, и, соответственно законодательству, есть определенные ограничения прав.

Самоидентификация на этапе становления на основе некоторого приобретенного  опыта работы отличается от самоидентификации на начальном этапе.

В эту группу входят лица с определенным опытом профессиональной деятельности, стремящиеся к карьерному росту и полагающие, что работа на госслужбе – это значительный карьерный скачок. Их мотивация усилена желанием стабильности, представлениями о госслужащих как работниках с устойчивой занятостью, достойной зарплатой и пенсией, социальным пакетом, существенными возможностями касательно помощи своим детям и т.п.

Очередной этап автор связывает с профобразованием. Важное значение для перехода от субъективной к субъективно-объективной самоидентификации госслужащего в процессе первичного профобразования по программам государственного и муниципального управления имеет сбалансированность в образовательных программах теории и практики, увязанных с компетенциями госслужащих и компетентностями в разных видах профессиональнопрофильной деятельности с учетом должностного статуса. В действующих стандартах в этом аспекте много упущений, что транслируется и в образовательных программах, особенно выработки навыков, усвоения технологий работы на госслужбе в разных должностях, в разных структурах управления.

В ходе рассуждения автор опирается на труды Лимановой, Орестовой, обращая внимание на то, что только в последнее время проблема профессиональной самоидентификации госслужащих начала привлекать внимание ученых.

Основываясь на трудах Фомина, Моора, Головина, приводятся факты множества  трактовок понятия самоидентификации в разных профессиях, и делается вывод о том, что сущность профессиональной самоидентификации остается не раскрытой.

Свою точку зрения  автор доказывает, используя методы сравнения и анализа.

Так, в целях ознакомления читателей с представлениями государственного служащего на первоначальном этапе самоидентификации, автором приводятся примеры отображения образов госслужащих, отраженных в книгах, кинофильмах, сериалах,  в сравнении – положительных и отрицательных образов. В большинстве произведений превалируют отрицательные персонажи, занимающие посты госслужащих, а положительные  образы госслужащих демонстрируются, в основном, в экстремальных ситуациях, требующих героических поступков. 

Методы анализа применены автором при исследовании специфики функций и деятельности профессионально-профильных и кадровых подразделений госслужбы.

Данные анализа показали, что в настоящее время особенность   деятельности этих служб заключается в том,  что она в целом направлена на обеспечение текущего функционирования, но не развития деятельности конкретных структур госслужбы. Автором представляется, что конструирование структурно-функционального развития подразделений – это перспективное направление и оно должно найти отражение в практике реформирования госслужбы.

Автором сделано предложение, что при планировании деятельности кадровых подразделений должна быть отражена кадровая политика (формирование кадрового резерва; методических инноваций для проведения аттестации работников, упорядочения условий конкурсов на замещение вакантных должностей и пр). Также предлагается   регулярно пересматривать регламенты работы и штатно-кадровых расписаний конкретных структурных подразделений госслужбы соответственно изменяющимся требованиям. Отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти способствует бюрократизации отношений между ними, а также между органами власти, институтами гражданского общества, бизнесом.

Автором приводятся следующие слагаемые самоидентификации госслужащего, которые оказывают наибольшее влияние на результативность его работы.

Одним из таких  слагаемых является признание результативности его работы непосредственным и вышестоящим руководителями, а также другими госслужащими.

Значимую роль так же играет социально-профессиональная адаптация, то есть приспособление специалиста к новому статусу, которому соответствуют определенные функции и определенная микросреда. Она всегда связана с определенной перестройкой личности, изменениями ее сформировавшегося подхода к самоидентификации в новой среде, а также с наличием у личности резерва трансформации установок.

В  публикации отмечены так же факторы, оказывающие негативное влияние на самоидентификацию. Это - непоследовательность и непрозрачность для общества и самих госслужащих кадровой политики в сфере государственной службы.

В своих рассуждениях автор объективен, поскольку приводит объективные данные о фактах, которые формируют представление человека, решившего получить место государственного служащего, о предстоящей работе и  об этапах становления и трансформации профсамоидентификации госслужащего.

Так, свое утверждение о несовершенстве учебных практик и их незначимой роли в профобразовании госслужащих, автором подтверждается объективными данными о том, что  многие студенты, пройдя практику, разочаровываются настолько, что никогда даже не пытаются поработать госслужащим. Уже в ходе конкурса при приеме на госслужбу многие претенденты из числа выпускников вузов начинают осознавать, что их самоидентификация как госслужащего несостоятельна, есть что-то важное (но они его не улавливают), что они упустили при обучении. Даже успешно пройдя конкурс и приступив к работе на госслужбе, человек испытывает «потерянность», не может найти стержень профессиональной самоидентификации. Поэтому он ищет и находит выход – не работать госслужащим.

Поэтому автором делается вывод о том, что перед вновь принятым на госслужбу  должны быть четко определены следующие параметры:

  • наименование и содержание работ, которые он будет выполнять, их место в цепи управленческих процессов в соответствии с профессиональными стандартами, должностными регламентами, нормативными регуляторами на основе действующих классификаторов и иных документов;

  • уточненные обязанности, в том числе при периодически выполняемых тех или иных видах работ. Необходимо также уточнить и долю времени, затрачиваемого на выполнение основных технологических операций. В перечне обязанностей наряду с указанием, что должен делать каждый исполнитель, необходимо  указывать, как он должен выполнять ту или иную работу, включая:

  • уточнение характера подчиненности;

  • уточнение масштабов осуществляемого руководства (приводится количество исполнителей, находящихся в подчинении у данного работника, и наименование выполняемых работ);

  • определение комплекса требований к уровню специального образования, к квалификации и производственному опыту;

  • требования для выполнения работы в плане специфических психофизиологических качеств работника;

  • ответственность за выполнение плановых и внеплановых заданий, руководство коллективом, соблюдение технологии производства, технику безопасности, правильность сведений, сообщаемых работником в вышестоящие инстанции и т.п.;

Информация о работе Храпылина Л. Профессиональная самоидентификация государственных служащих. Государственная служба. Научно – политический журнал. 2013, № 5