Конституция РФ - основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Конституция Российской Федерации…………………………………….5
Конституция - основной закон государства……………………………7
Российская Федерация - социальное государство……………………...11
Принцип разделения властей……………………………………………13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

К РФ-ос закон гос.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы:

  1. максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;
  2. органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;
  3. создать структуры, процедуры и нормы - все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.

 

 

Российская Федерация - социальное государство

 

Новая Российская Конституция не только отдает дань "классике", но и отражает современные подходы к концепции правового статуса человека и гражданина. В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация - социальное государство. Российская Конституция исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.

Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это - охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства - поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере социального обеспечения  Конституция предусматривает государственные  пенсии и социальные пособия, равно  как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Приведенные примеры отражают новый  подход Конституции Российской Федерации  к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит в том, чтобы создать  в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже  эти условия должны работать на обеспечение  достойного образа жизни с участием самого общества, его членов. Во-вторых, государство применяет дифференцированный подход: для большинства общества оно создает предпосылки развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них собственной  активности, а берет на себя непосредственно  заботу о поддержке слоев населения, менее других защищенных в социальном плане, о тех, кто самостоятельно не выживет или не достигнет разумного  жизненного стандарта. В-третьих, социальные права гарантируются не только за счет средств государства, но и путем  привлечения средств частного бизнеса, благотворительных фондов и, конечно, самих людей, которые способны вкладывать часть своих средств в пенсионное и медицинское обеспечение, образованием иные социальные сферы.

В основе такого подхода лежит новая  экономическая ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает  Конституция 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституционный статус личности в  России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это  убедительное доказательство того, что  наша страна идет по пути демократии и  гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических  свобод, в частности в сфере  предпринимательства. Однако в целом  конституционный статус личности реализуется  далеко неполно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни  нельзя назвать благополучным.

Принцип разделения властей

 

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей  в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Прежде всего, разделение властей  призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить  авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние  и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой Российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской республики.

Президент Российской Федерации

Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно  населением. Это - наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа.

Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной  жизни. Они, прежде всего, закладывают  основы легитимности президентской  власти. Президент выступает от имени  народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет  и самостоятельность во всей его  деятельности, в том числе в  его отношениях с другими властями.

Конституцию 1993 года отличает, прежде всего, то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в качестве составной части вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства.

Согласно Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это - самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую форму правления от "классической" модели полной президентской республики, которая принята в США и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним, так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Свои постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Ему одному дано право, назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании отношений между  Президентом и Федеральным Собранием  проведена линия на обеспечение  самостоятельности и независимости  обоих властных институтов. Но это  не значит, что они полностью разведены. С одной стороны, установлены  обязательные связи между ними, в  частности, обращение Президента к  Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы. Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

 

 

Заключение

 

Потенциал Конституции, ее опорная  роль в утверждении правового  государства будут раскрыты при  условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие  не только государство в виде системы  органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность  Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Герасимов А.П. «53 вопроса и ответа о Конституции РФ». - СПб., 1994.
  3. «Конституционное право», учебное пособие.
  4. Коваленко А.И. «Конституционное право Российской Федерации». - М., 1995.
  5. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления». - М., 1994.
  6. Советский энциклопедический словарь, гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М., Сов. энциклопедия, 1985.
  7. Толковый словарь под редакцией Г. А. Галустян, 2000г.

 

 

 

 


Информация о работе Конституция РФ - основной закон государства