Конституционные основы политической системы белорусского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является выявление конституционных основ политической системы белорусского общества.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
дать общую характеристику политической системы, конституционного строя;
выделить основные функции и элементы;
определить основы конституционного строя Республики Беларусь;
дать характеристику, проанализировать структуру Конституции Республики Беларусь;
проанализировать конституционные основы политической системы Республики Беларусь, в том числе на примере Гомельской области.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

13) Управление  энергетики, топлива, транспорта и  коммуникаций;

14) Управление здравоохранения;

15) Управление  образования;

16) Управление  спорта и туризма;

17) Управление  внутренних дел;

18) Управление антимонопольной и ценовой политики;

19) Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

20) Отдел  по работе с обращениями граждан  и юридических лиц;

21) Отдел  жилищно-комунального хозяйства;

22) Землеустроительная  служба.

Председателем Гомельского областного исполнительного комитета является Дворник Владимир Андреевич.

Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

    1. Конституционный Суд ;
    2. общие суды.

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Общие суды Республики Беларусь. В Республике Беларусь общие суды рассматривают уголовные, гражданские, административные и экономические дела.

Систему общих судов составляют: 

    1. Верховный Суд Республики Беларусь;
    2. областные (Минский городской) 
    3. районные (городские) суды 
    4. экономические суды областей и г. Минска [9, с.223].

Конституционный Суд Республики Беларусь. Основной целью работы Конституционного Суда Республики Беларусь является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции. Конституционный Суд состоит из 12 высококвалифицированных специалистов в области права [2, с.365].

В Гомельской области ведет свою деятельность Гомельский обласной суд по следующим направлениям:

1) уголовное  судопроизводство;

2) гражданское  судопроизводство;

3) административное  судопроизводство.

В настоящее время председателем Гомельского областного суда является Шевцов Сергей Михайлович.

Гомельский областной суд осуществляет следующие функции:

  1. рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях
  2. осуществляет надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывает им помощь в применении законодательства;
  3. изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;
  4. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Гомельский областной суд действует в составе судебных коллегий и президиума суда.

Президиум Гомельского областного суда в пределах своих полномочий:

  1. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;
  2. утверждает по представлению председателя областного суда состав судебных коллегий и судебный состав соответственно областного суда;
  3. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
  4. заслушивает председателей судебных коллегий о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

На основании третьей главы можно сделать вывод о конституционности белорусской политической системы не только на республиканском, но и на местном уровне на примере Гомельской области.

Таким образом, можно сделать вывод, что политическая система белорусского общества, основана на Конституции РБ, что отражено как в Конституции РБ, так и в соответствующих нормативно-правовых актах Республики Беларусь, основанных также на Основном законе РБ, которые регулируют деятельность государственных органов РБ, что соответствует мнению белорусских ученых в сфере конституционного права по вопросу политической системы белорусского общества, работы которых приведены в курсовой работе.

 

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Политическая система общества в конституционном праве представляет собой сложную социальную систему, созданную и развивающуюся на основе Конституции и законодательства, имеющегося отечественного и зарубежного опыта конституционно-правового строительства

Политическая система выступает инструментом обновления экономики, институтов государства, социальной сферы, в целом - модернизации общества и государства.

В настоящее время взаимосвязь конституционализма и политической системы наиболее ярко проявляется:

  1. в институционализации политической системы, отвечающей общемировым стандартам демократических ценностей;
  2. широком регулировании: основ рыночной экономики, свободы экономической деятельности и правочастной собственности;
  3. "сдержанном" закреплении социальных обязательств государства перед обществом и гражданином и в известном его дистанционировании от чрезмерного регулирования духовно-культурной жизни граждан.

Гражданское общество и политическая система — взаимосвязанные явления. Содержание механизма взаимодействия гражданского общества и политической системы составляют этапы процесса последовательного их воздействия друг на друга, выражающиеся в различных относительно обособленных формах, в ходе реализации которых происходит изменение состояния гражданского общества и политической системы общества. Конституция Республики Беларусь закрепляет необходимые правовые основы гражданского общества, создает условия для его развития и функционирования. Изучение содержания и динамики развития отечественного законодательства, предмет регулирования которого составляют соответствующие общественные отношения, приводит к такому же выводу.

Политические партии наряду с государством и гражданским обществом играют все более важную и заметную роль в реформировании политической системы. При этом многое зависит от того, каким конституционно-правовым статусом они обладают.

В соответствии Конституцией Республики Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательной властью является Парламент − Национальное собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство – Совет Министров − центральный орган государственного управления. Судебная власть принадлежит судам.

В Конституции Беларуси устанавливается принцип верховенства права. Государство, все ее органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

 

Список использованных источников

 

  1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2009. – 320 с.
  2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
  3. Демичев, Д.М. Конституционное право : учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.
  4. Енгибарян, Р.В. Конституционное право: Учебник Р.В Енгибарян , Э.В. Тадевосян / М: Юристъ, 2000.− 492 с.
  5. Кивель, В.Н. Конституционное право : экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск : Современная школа, 2008. – 168 с.
  6. Кондратович, Н. М. Сравнительное конституционное право : ответы на экзаменационные вопросы / Н. М. Кондратович, Т. С. Масловская. – Минск : ТетраСистемс, 2009. – 192 с.
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]  / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  8. Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 263 с .
  9. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь : ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
  10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1999. – 890 с.
  11. О государственных символах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=H10400301. Дата доступа: 01.04.2014.
  12. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного совета Республики Беларусь 27 июля 1990 г. № 193-XІІ // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=V09000193. Дата доступа: 01.04.2014.
  13. О политических партиях: Закон Республики Беларусь 5 Октября 1994г. № 3266-XII// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/335. Дата доступа: 01.04.2014.. Дата доступа: 01.04.2014.
  14. О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/335. Дата доступа: 01.04.2014.
  15. Чиркин В.Е. ,Конституционное право зарубежных стран: Учебник — 3-е изд., перераб. и доп./ В.Е. Чиркин — М.: Юристъ, 2002. — 622 с.
  16. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск : Амалфея, 2008. – 408 с.

 

 

 


Информация о работе Конституционные основы политической системы белорусского общества