Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что конституционные обязанности играют в жизни любого человека очень важную роль. В наше время очень трудно жить, не зная конституционных обязанностей. Конституционные права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией.

Содержание работы

Введение 2
1. Основные обязанности человека и гражданина и их закрепление в конституциях зарубежных стран 4
2. Конституционные обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения 14
3. Конституционные обязанности человека и гражданина в условиях не чрезвычайного положения………………………………………………………17
Заключение 21
Список использованных источников……………………………………...........24

Файлы: 1 файл

Введение курсовая (2).docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Конституции стран СНГ предусматривают следующие  обязанности граждан:

1) соблюдать  конституцию и законы;

2) хранить  верность Родине;

3) уважать  права, свободы, честь и достоинство  других лиц;

4) уважать  государственные символы;

5) платить  налоги и сборы;

6) охранять  природу и окружающую среду,  бережно относиться к природным  богатствам;

7) защищать  Отечество;

8) заботиться  о детях и воспитывать их;

9) заботиться  о сохранности исторического  и культурного наследия народа, беречь памятники истории и  культуры.

Граждане  обязаны соблюдать конституцию  и законы, уважать права, свободы  и достоинство других лиц (ст. 48 Конституции  Армении; ч. 1 ст. 34 Конституции Казахстана; ст. 48 Конституции Узбекистана; ст. 68 Конституции Украины и др.). Уважение прав, законных интересов, достоинства  других лиц является обязательным для  граждан Молдовы (ст. 55 Конституции) [6, Конституция Республики Армения].

Моральным долгом и обязанностью граждан является участие в общественных расходах, т.е. платить законно установленные  налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 46 Конституции Армении; ст. 35 Конституции Казахстана; ст. 58 Конституции Молдовы; ст. 51 Конституции  Узбекистана и др.). Налоговая система обеспечивает справедливое распределение налогового бремени. Взимание каких-либо налогов, за исключением установленных законом, запрещается.

Священным долгом и обязанностью каждого гражданина государства является защита Отечества. Граждане республик СНГ несут воин скую службу в порядке и видах, установленных законом (ст. 47 Конституции Армении; ст. 36 Конституции Казахстана; ст. 57 Конституции Молдовы; ст. 65 Конституции Украины и др.). Воинская служба осуществляется в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка. Конституции Азербайджана (ст. 83), Молдовы (ст. 56) в числе основных конституционных обязанностей предусматривают верность Родине. Она священна. Лица, которым доверены государственные должности, работающие в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, а также военнослужащие, ответственные за исполнение своих обязанностей, в установленных законом случаях приносят присягу. Лицо, работающее в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, принесшее присягу на верность Конституции, считается ушедшим с этой должности и не может больше занимать ее, если оно обвинено в преступлении против независимости государства, его конституционного строя и осуждено на основании этого обвинения (ст. 83 Конституции Азербайджана) [7,C.37-38].

За неисполнение конституционных обязанностей предусматриваются  различные формы юридической  ответственности. Так, уклонение от очередного призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных  Сил Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет. То же деяние, совершенное посредством причинения себе телесного повреждения или  путем симуляции болезни, подлога  документов или иного обмана, а  равно совершенное при других отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет (ст. 73 УК Азербайджанской Республики).Уклонение от призыва по мобилизации в Вооруженные Силы Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. То же деяние, а также уклонение от дальнейших призывов для укомплектования Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, совершенное в военное время, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет (ст. 74 УК Азербайджанской Республики).

В то же время в ряде стран Содружества – Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане, Украине – допускается альтернативная служба, т.е. выполнение гражданами необходимых обществу, тяжелых (с вредными или опасными условиями труда), малоквалифицированных, подземных работ, а также работ по ликвидации последствий катастроф и других стихийных бедствий.

Российская Конституция устанавливает  прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15) . "Права и свободы человека и гражданина, –согласно ст. 18, являются непосредственно действующими". Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип – "платить установленные законом налоги и сборы" [4, Конституция Российской Федерации].

Однако для осуществления этого  принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения  в жизнь этого требования необходим  специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов  налогообложения, размер и виды налога и пр. ". Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные  обязанности, без подкрепления их специальным  законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового  статуса человека и гражданина в  реальной действительности выполняют  разнообразные многоцелевые функции  и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим  образом: одно из составляющих правового  статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое  условие осуществления прав и  свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций  государства".

Если юридические права характеризуются  содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности  за исполнение предписаний закона. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности". Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы.

Весь проделанный анализ позволяет  определить понятие конституционных (основных) обязанностей. Конституционная "основная" обязанность - это установленная  государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его  Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид  и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

 

 

 

 

    1. . КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Чрезвычайное положение — один из важнейших институтов конституционного права, особый режим деятельности органов  государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным  законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение обычно является временной мерой и вводится прежде всего в интересах обеспечения общественной и государственной безопасности [9, C.35].

В более широком смысле понятие "чрезвычайное положение" охватывает режимы собственно чрезвычайного (США, Бразилия, Испания и др.), военного (США, Великобритания, Индия), осадного (Аргентина, Бельгия, Греция, Франция) положения, состояния войны (Бельгия, Италия), угрозы (Испания), готовности (Габон), обороны (ФРГ, Финляндия, Коста-Рика) и т. п.  Различия между этими режимами часто не имеют существенного значения [10, C.127].

Основаниями для введения той или  иной формы чрезвычайного положения, как правило, являются:

1. Внешняя угроза (война, вторжение извне, международный конфликт и т. п.); 2. Нарушение мира, публичного порядка и безопасности; 3. Угроза конституционному строю; 4. Гражданская война, восстание; 5. Катастрофы, эпидемии и стихийные бедствия; 6. Серьезная угроза экономической жизни страны вследствие забастовок, экономических кризисов и т. д.; 7. Возникновение непреодолимого конституционного кризиса (конфликты между отдельными властями, центром и субъектами федерации).

В условиях локальных военных действий, при массовых общественных беспорядках, катастрофах на части территории страны или в страж в целом вводится чрезвычайное, военное или осадное положение. Оно предполагает ограничение конституционных прав граждан, расширение их обязанностей и усиление ответственности. Это делается обычно актом главы государства или правительства, принятым на основе закона о чрезвычайном, военном, осадном положении, а в некоторых странах — на основе так называемых чрезвычайных законов, которые принимаются отдельно по каждому случаю и могут неоднократно продлеваться парламентом (страны англосаксонского права) [11, C.98].

  В акте о чрезвычайном положении должен быть точно указан срок его действия, названа территория, на которую он распространяется, перечислены вводимые ограничения конституционных прав. Акт доводится до сведения населения немедленно, но вступает в силу не сразу, а по крайней мере через несколько часов после оповещения. Конституции многих стран устанавливают, что при введении чрезвычайного положения должен быть немедленно созван парламент, если он не заседает, для контроля за действиями исполнительной власти (иногда, например в Бразилии, установлен пятидневный срок для созыва парламента).

При введении чрезвычайного положения  могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий (партии нельзя распустить, так как это прерогатива суда), свобода передвижения граждан, а  также запрещены демонстрации. Вводится цензура для публикаций радио- и  телепередач. Граждане, призывающие  к общественным беспорядкам, к нарушению  закона, могут быть принудительно  выселены на определенный срок из данного  региона. Вводится досмотр транспортных средств и граждан. Если чрезвычайное положение введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: трудовая повинность, распределение предметов питания и первой необходимости среди населения, изменение режима работы предприятий и учреждений.

Ограничение правового статуса  граждан, проживающих или находящихся  на территории действия режима чрезвычайного  положения, служит защите основных прав и свобод. При этом введение правового  режима чрезвычайного положения  приводит к своеобразному перераспределению  взаимных прав и обязанностей гражданина и государства: расширению полномочий органов государственной власти за счет ограничения прав и свобод граждан [12, C.54].

В зависимости от складывающейся ситуации органы управления приостанавливают реализацию некоторых прав и свобод, если их осуществление может создать  угрозу государственной или общественной безопасности. Например, предусмотрена  возможность ограничивать реализацию права граждан на свободное избрание места жительства; государственным  органам даны полномочия выселять граждан из районов, опасных для проживания; изымать у граждан и организаций оружие, звукоусиливающие технические средства и т.п.

Изменение правового статуса граждан  происходит и путем возложения дополнительных обязанностей. Это осуществляется в  основном путем установления особого  вида обязанностей - административно-правовых запретов. В Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Ограничивая некоторые права и свободы человека посредством введения чрезвычайного положения, государство таким образом обеспечивает сохранение других, более значимых для человека прав и свобод.

Таким образом, ограничивая некоторые  права и свободы человека посредством  введения чрезвычайного положения, государство обеспечивает сохранение других, более значимых для человека прав и свобод.

При введении режима чрезвычайного  положения в соответствии с всеобщей декларацией прав человека, Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод, международным  пактом о гражданских и политических правах, участником которых является и Россия, в исключительных случаях  допускаются ограничения прав и  свобод граждан, если «это требуется  остротой положения при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминацию исключительно на основе расы, пола, языка, религии или социального положения».

  1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ НЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Возложение на граждан дополнительных обязанностей может происходить  как в виде индивидуальных предписаний, так и путем установления относительных  либо абсолютных запрещающих норм.

При рассмотрении вопроса на примере Российской федерации обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. Основным источником информации для данного вопроса является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

К личным правам, которые в науке  конституционного права также часто  именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах