Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

В 90-е годы прошлого века в странах Восточной Европы (Чехии, Польше) были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определённый круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, в партийном аппарате и т.п. Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.

Содержание работы

Вводные замечания
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, структура и принципы.
2. Гражданство: способы приобретения и прекращения.
3. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие и система.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Заключительная часть
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТконституционное право.docx

— 152.09 Кб (Скачать файл)

Если сделать небольшой  исторический экскурс, то можно наглядно увидеть, как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб  рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.

Аналогичной или очень  близкой по социальному статусу,  было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Но в  свою очередь, они, одновременно являясь подданными короля, были весьма зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.

В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления  равенства всех граждан, появление  самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность  формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими  людьми. И хотя равенство этих оснований  было во многом формальным, развитие новой  буржуазной общественно-экономической  формации, разделение властей, конституционное  закрепление равенства всех граждан  позволило в теоретическом плане  анализировать личность как социально-правовое явление. Такая личность может и  должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и  свободе человека и гражданина имеют  в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении.  Наиболее полно права человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве. Права и свободы граждан в соответствии с названной декларацией должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: политической, экономической и личной.

Не выходя, далее, на столь  высокий уровень, отметим то, что  наиболее емко и очевидно характеризует  права и свободы человека. Корректно  утверждать, что они: 

возникают и развиваются  на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно  изменяющихся условий жизнедеятельности  общества;

 складываются объективно и не зависят от государственного признания;  

принадлежат индивиду от рождения;

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные, фундаментальные (как например, воздух, вода, земля и пр.); 

 являются непосредственно  действующими; 

 признаются высшей  социальной ценностью;

         выступают необходимой частью права, формой выражения его содержания;

          представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

        их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.[17; с. 391-392]

Для реализации таких прав и свобод, как, право на жизнь, на достойное существование, свободу  творчества и т.п., достаточно лишь факта  рождения человека и вовсе не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав и свобод требуется, чтобы человек был гражданином, личностью. В самом термине «права и свободы человека» как бы заключены два раздельных понятия – «права» и «свободы», но, по сути, они – взаимодополняющие. Свобода человека – это тоже его права, но выражающее лишь отсутствие каких-то препятствий, утеснений в чем-то. Де-юре права и свободы – очень близкие и, по существу, тождественные понятия. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать блага (соответственно права). Их юридические свойства:

1) составляют ядро правового  статуса личности, лежат в основе  всех остальных прав;

2) адресованы самому широкому кругу субъектов (всем!);

3) характеризуются всеобщностью (равны и едины для всех);

4) обладают особым механизмом  реализации (выступаю в качестве  предпосылки любого правоотношения);

5) имеют юридическую форму  закрепления – конституция и  пр.;

6) обеспечиваются правовой  охраной.

Стоит отметить, что Гоббс  определял свободу как отсутствие внешних препятствий, которые могут  лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует  иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе, есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить, как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно-организованного общества свобода и права человека можно сказать, совпадает. Так, например, свобода слова, есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, например, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти.

В тоталитарных, автократических  и других недемократических режимах  права и свободы граждан значительно  ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку  тоталитарное "право" может лишить человека свободы.

Здесь необходимо сделать  одно отступление. Дело в том, что  в юридической литературе существуют несколько подходов к определению  правового статуса личности. В  структуру правового статуса  включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии; законные интересы; юридическая ответственность и др. На наш взгляд,  ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит “правовой защите со стороны государства”. Интерес- это категория внеправовая, и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита общенародных интересов, а также интересов личности - одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса личности категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты  поведения, которые государство  считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и  личности. В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством, обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

Права личности - это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них  выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение  личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни. Права личности, или субъективные права, - это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление  того пли иного субъективного  права в законодательстве означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право - форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права  личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем  экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. При этом права личности - не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или  «завышать» объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение  прав законом приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек  не может одновременно практически  реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы  и стадии реализации каждого субъективного  права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены  в законе.

Субъективное право как  юридическая категория раскрывается через набор признаков, которые  емко выражены Л.Д. Воеводин: «Субъективное  право лица означает выраженные в  норме права и закрепленные в  ней: а) возможность пользования  определенным социальным благом, б) полномочие совершать определенные действия и  требовать соответствующих действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах, установленных  нормой права»[5; с. 86].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при  рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными  благами в демократическом обществе.

Провозглашая права и  свободы личности, государство гарантирует  их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой  главную ценность общества, то обеспечению  его прав и свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства, всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  имеет право требовать от них  правомерного поведения, которое соответствовало  бы эталонам, зафиксированным в юридических  нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан  с юридическими предписаниями, выражающими  государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует  свои требования к гражданам в  системе обязанностей. Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение личности. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение [8; с. 285].

Все сферы действия правового  статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности  личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность  человеческих поступков реальными  экономическими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни  общества убедительно показывает, что  «жить в обществе и быть свободным  от общества нельзя».

Таким образом, правовой статус личности - одна из важнейших политико-юридических  категорий, которая неразрывно связана  с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в  обществе, совокупность прав, свобод, и  обязанностей личности, признаваемых и гарантируемых государством. В  основе правового статуса лежит  фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в  данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные  рамки. Социальный и правовой статусы  соотносятся как содержание и  форма.

Информация о работе Конституционно-правовой статус человека и гражданина