Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Характеризуя политическую основу зарубежных стран, необходимо особо оговорить, что анализ соответствующих социально-экономических категорий в государствоведении носит вспомогательный характер и необходим, прежде всего, для правильного понимания политической организации общества и служебной роли соответствующих политических и правовых учреждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конституционного строя……………………………………5
Политическая система общества…………………………………………..9
Социальная и экономическая системы общества……………………….15
Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности………………………………………………………...19
2.1 Основные черты конституционного строя США………………………..22
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании…………..27
2.3 Основные черты конституционного строя Франции…………………...29
2.4 Основные черты конституционного строя Германии…………………..33

Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая работа(1).docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

Декларация 1789 г. провозглашает  и утверждает следующие права  человека и гражданина:

  • люди рождаются и остаются свободными и равными в правах;
  • обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению;
  • свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами;
  • закон может воспрещать лишь те деяния, которые вредны для общества;
  • все граждане равны перед законом; им в равной мере открыт доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловленных их добродетелями и способностями;
  • никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом;
  • каждый гражданин, вызванный органами власти или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться, в случае сопротивления он подлежит ответственности;
  • закон может установить наказание лишь строго и бесспорно необходимо. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона;
  • каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное;
  • никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка;
  • свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом;
  • обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила установлена в интересах всех, а не в частных интересах;
  • на содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы, они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию;
  • все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения; свободно давать согласие на его взимание; следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания;
  • общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
  • Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом.

В преамбуле Конституции 1946 г были провозглашены следующие  экономические, политические и социальные принципы:

  • равенство прав мужчин и женщин;
  • право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на территории Республики;
  • обязанность каждого работать и право на получение занятия;
  • право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;
  • право стачек, которое осуществляется в рамках закона;
  • право каждого трудящегося через посредство своих делегатов принимать участие в коллективном определении условий работы и в руководстве предприятием;
  • всякое имущество предприятия, имеющее национальное и общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества;
  • обеспечение личности и семье необходимых условий для их развития;
  • гарантия ребенку, матери и престарелым труженикам охраны здоровья, материального обеспечения, отдыха и досуга;
  • равный доступ к образованию, приобретению профессии и культуре; организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней провозглашается долгом государства.

 

2.4. Основные черты конституционного строя Германии.

В августе 1948 г. на совещании  министров юстиции всех западногерманских  земель, которое проходило на острове  Херрехимзее и получило название «конституционного конвента», было принято решение о создании специального органа для подготовки проекта конституции  западногерманского государства. Таким  органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских  земель пропорционально численности  представленных в земельных Парламентах  политических партий. В составе совета было 65 делегатов.

Парламентский совет 8 мая 1949 г. принял текст Основного закона, 12 мая его санкционировали военные  губернаторы, после чего он был передан  в ландтаги земель. В течение недели ландтаги западногерманских земель одобрили текст Конституции (за исключение ландтага Баварии). 23 мая 1949 года он был  опубликован и вступил в силу.

2 октября 1990 г. к ФРГ  присоединилась ГДР, и с этого  момента Основной закон стал  Конституцией объединенной Германии.

Основной закон ФРГ  подвергался многочисленным изменениям. В него внесено более 160 изменений  и дополнений. В настоящее время  Основной закон состоит из преамбулы, 11 разделов, включающих 146 статей. В  преамбуле Основного закона говорится, что германский народ принял в  силу своей учредительной власти настоящий Основной закон. Далее  констатируется, что немцы в землях (указывается 16 земель) достигли единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения. Тем самым действия Основного закона распространяется на весь германский народ.

Первый раздел посвящен основным правам. Второй раздел «Федерация и  земли» содержит закрепление основ  конституционного строя; дается характеристика германского государства; определяются принципы взаимоотношений Федерации  и земель; закрепляется право на местное самоуправление, а также  конституционные основы внешней  политики и участия ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III – VI посвящены организации и деятельности федеральных органов государственной власти: Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству. Введен новый раздел IV-а, определяющий статус совместного комитета. В разделах VII, VIII, VIII-a регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определяются общие задачи Федерации и земель. Раздел IX посвящен судебной власти. Раздел X посвящен финансам, в нем содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел X-a регламентирует меры на случай состояния обороны. Раздел XI посвящен переходным и заключительным положениям . Основной закон устанавливает порядок его изменения. Они могут быть произведены только законом, требующим одобрения 2/3 голосов депутатов Бундестага и 2/3 голосов членов Бундесрата.

Охрана Конституции возлагается  на Федеральный конституционный  суд, который проверяет законы на предмет их соответствия Основному  закону.

Особенности германского  федерализма.

Германия традиционно  относится по форме своего осударственного  устройства к федерации. По характеру  Германия сегодня является конституционной  федерацией. Объединение земель явилось  не результатом договора или соглашения, а следствием принятия Основного  закона.

Вопросам Федерации специально посвящен II раздел «Федерация и земли». Однако эти вопросы затрагиваются практически во всех разделах Основного закона. Важным является положение части 3 ст. 79 о том, что изменения Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве или принципы, установленные в статьях 1 и 20, не допускаются. ФРГ построена по принципу территориальной федерации. Ее субъектами являются 16 земель, перечень которых дан в преамбуле Основного закона.

Взаимоотношения Федерации  и земель строятся на следующих основных конституционных принципах:

- конституционное устройство  в землях должно соответствовать  принципам республиканского, демократического  и социального правового государства  в смысле Основного закона  ФРГ (ч.1 ст. 28);

- закрепляется презумпция  компетенции земель (осуществление  государственных полномочий и  решение государственных задач  относятся к ведению земель, если  Основной закон не устанавливает  или не допускает иного регулирования  – ст. 30).

- закрепляется приоритет  федерального права перед правом  земель (ст. 31);

- устанавливается обязанность  учреждений Федерации и земель  оказывать друг другу взаимную  правовую и административную  помощь (ст. 35);

- на всей территории  Федерации должен обеспечиваться  единый уровень жизни. В части  3 статьи 106 говорится, что потребности  Федерации и земель в покрытии  расходов должны быть согласованы  таким образом, чтобы достичь  экономического выравнивания, избежать  перегрузки налогоплательщиков  и обеспечить единый уровень  жизни на территории федерации;

- распространение равных  гражданских прав и обязанностей  немцев в каждой земле (ч.1 ст. 33);

- в высших федеральных  учреждениях должны использоваться  в надлежащем соотношении чиновники  всех земель (ч.1 ст. 36);

- в случаях, если земля  не выполняет федеральные обязательства,  Федеральное правительство может  с согласия Бундесрата принять  необходимые меры, чтобы побудить  землю к выполнению этих обязательств  порядке принуждения со стороны  Федерации. Для проведения таких  мер принуждения Федеральное  правительство или его уполномоченный  имеет право давать указание  всем землям и их учреждениям  (ст. 37).

В разделе VII «Законодательство Федерации» устанавливаются основные положения, связанные с разграничением компетенции между Федерацией и землями.

Различаются следующие виды законодательной компетенции: исключительная законодательная компетенция Федерации; конкурирующая законодательная  компетенция Федерации; компетенция  по принятию основ федерального законодательства; исключительная компетенция земельного законодателя.

Согласно ст.73 в исключительной законодательной компетенции Федерации  находятся: внешние сношения; гражданство; свобода передвижения; паспортное дело; миграция и эмиграция; валюта; денежное обращение; таможенное и торговое единство территории; воздушное и железнодорожное сообщение; служба почты и телекоммуникаций; правовое положение государственных служащих; правовая охрана промышленной собственности, авторское и издательское право; сотрудничество Федерации и земель; деятельность уголовной полиции; защита основ свободного демократического строя существования и безопасности федерации; федеральная статистика.

К конкурирующей законодательной  компетенции Федерации согласно ст. 74 относятся следующие вопросы: гражданское, уголовное право, исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат, юридическая  консультация, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, право  иностранцев на пребывание и постоянное проживание, дела беженцев и перемещенных лиц, государственное социальное обеспечение, хозяйственное право, трудовое право; производство и использование ядерной  энергии в мирных целях, регулирование  помощи учащимся и содействие научным  исследованиям, содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, сделки по поводу земельных участков, земельное  право, жилищное дело, устройство населенных пунктов, обеспечение больниц, охрана снабжения продовольствием, предметами потребления, морское судоходство, дорожное движение, автотранспорт, поддержание  местных дорог и ряд других вопросов.

В этой сфере земли имеют  право законодательствовать лишь тогда  и постольку, когда и поскольку  Федерация не пользуется посредством  закона своей законодательной компетенцией (ч.1 ст. 72). Федерация законодательствует в этой сфере в целях обеспечения  единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства в общегосударственных интересах (ч.2 ст. 72).

В соответствии со статьей 75 Федерация вправе издавать основополагающие предписания (типовое законодательство Федерации) по следующим вопросам: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе земель, общие принципы в области высшего образования, общее правовое положение печати и кино; охотничье дело, охрана природы и поддержание ландшафтов, отведение земель, организация территории и водоснабжения, регистрация жителей и выдача удостоверений личности, охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу.

Федерация издает по этим вопросам рамочные предписания, а земли обязаны  издать законы земель.

Все, что не относится  к исключительной компетенции Федерации, конкурирующей компетенции и  к основам законодательства, входит в предметы ведения земель, то есть относится к исключительной компетенции  земель. В ведение земель, в частности, находятся конституционное законодательство и административное устройство земель; школьное дело, культура, средства массовой информации, некоторые вопросы социальной сферы, законодательство о местном  самоуправлении.

Земли исполняют федеральные  законы как свои собственные. При  этом они сами регулируют создание ведомств и процедуры управления (ст. 83, ч. 1 ст. 84).

Информация о работе Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности