Конспект лекций по международному частному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:37, курс лекций

Описание работы

Работа содержит конспект лекций по международному частному праву.

Файлы: 1 файл

Lekcii-MChP (1).doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

Признание правосубъектности юридических лиц носит взаимный характер. Согласно ст. 162 Основ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц.

 

3 вопрос. Участие государств и международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер.

Статья 124 ГК РФ устанавливает, что РФ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения автономные области автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Государство нередко именуют особым субъектом права, отмечая, что оно  само может формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности. Однако специальная правосубъектность государства заключающаяся в том, что оно с одной стороны облечено властными полномочиями, а с другой - может выступать как хозяйствующий субъект, не меняет природу гражданских правоотношений, в которых участвует государство и не дает оснований превращать их в отношения, содержащие элементы власти и подчинения.

Во внутреннем гражданском обороте  государство не пользуется иммунитетом. Сложнее обстоит дело, когда государство  выступает как субъект международного частного права, т. е. как участник гражданско-правовых отношений, обремененных иностранным элементом. Здесь абсолютный иммунитет государства сохраняет свое действие в силу статьи 435 ГПК РФ. Положения этой статьи препятствуют предъявлению иска к иностранному государству, обеспечению иска и обращению взыскании на имущество иностранного государства, находящееся в России. Такие действия могут быть допущены только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Эти положения исходят из концепции абсолютного иммунитета иностранного государства ("равный над равным не имеет юрисдикции") и требуют аналогичного подхода к иммунитету нашего государства, его имущества.

В целом, речь идет об иммунитете от привлечения к участию в  судопроизводстве по гражданским делам, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения решения, обращения взыскания на имущество, являющееся собственностью государства.

При этом иммунитет государства  не ограничивается рамками процессуальных институтов. В материально- правовом аспекте речь может идти о применении к отношениям с участием государства иностранного права, в том числе к сделкам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В зарубежных странах широкое распространение получила доктрина функционального, или ограниченного иммунитета. Ее суть в том, что при осуществлении коммерческой, частноправовой деятельности, государство как бы отказывается от иммунитета по вытекающим из такой деятельности требованиям. При этом сохраняется иммунитет государства как суверена при осуществлении его деятельности его деятельности, лежащей за пределами гражданско-правовых и частноправовых отношений.

Специфика международных межправительственных организаций как субъектов международного частного права заключается в  том, что, будучи по своей природе  межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частноправовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданского правового характера рассматриваемых в международных и национальных судах.

В международных отношениях цивилистического характера международные организации  выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах  большинства из них.

В научной литературе достаточно широко распространено мнение, что международные  межправительственные организации - это юридические лица особого рода, т. е. это международные юридические лица. Именно в силу того факта, что международные организации возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, международные организации создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Иными словами международная организация является общим представителем государств- членов и должна сохранять это качество во всех сферах своей деятельности, Во - вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается международная организация, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства- члена (группы государств). Между тем подчинение международной организации национальному праву какого-либо государства могло бы рассматриваться как разновидность такого контроля. В-третьих, наделение международной организации статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах международной организации или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой международной организацией.

 

 

Тема 4. Право собственности. Международная охрана интеллектуальной собственности.

 1. Коллизионно-правовые вопросы отношений права собственности.

2. Правовой  режим иностранных инвестиций  в России.

3. Интеллектуальная собственности в международном частном нраве.

 

Методические  рекомендации. Право собственности представляет собой центральный институт любой правовой системы. С его помощью юридически закрепляются правила регулирования экономических общественных отношений, касающихся собственности. Эти отношения регулируются гражданским законодательством. Однако наличие в них иностранного элемента приводит к необходимости их регулирования международным частным правом.

 

1 вопрос. Коллизионно-правовые  вопросы отношений права собственности.

Как правило, имущество, находящееся в собственности, разделяется  на движимое и недвижимое. Этим двум категориям придается различный  правовой режим в странах континентального права, а в странах англо-американской системы на движимое и недвижимое имущество распространяются разные принципы судебной практики и доктрины.

Режим собственности в отношении недвижимости, как правило, подчиняется праву места нахождения недвижимости. Это происходит из-за самой природы недвижимого имущества, прочно связанного с землей Придание регулирования собственности в отношении недвижимости какому-либо другому коллизионному принципу могло бы привести к тому, что элементы права собственности изменялись бы при каждом отчуждении недвижимости иностранцу (если бы, например, применялся личный закон собственности), что приводило бы к путанице.

В отношении вопросов собственности на движимое имущество применяется принцип места нахождения вещи (исключение вопросы правопреемства в случае смерти собственника и движимое имущество супругов). Считается, что поскольку вещные права должны быть легко распознаваемы, а лицо, желающее приобрести вещь не должно нести риск признания этого права недействительным, применение принципа места нахождения вещи, в том числе и к движимым вещам, является весьма оправданным.

В международной практике принято, что приобретение права  собственности определенным лицом  сохраняется за собственником при  изменении места нахождения вещи. Другими словами, порядок возникновения права собственности определяется по законодательству страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения права собственности.

В то же время объем прав собственника определяется законом места ее нахождения. Значит, при перемещении имущества объем прав собственника может изменяться соответственно законам государств, через которые эта вещь перемещается.

В некоторых случаях  применение принципа места нахождения вещи оказывается невозможным и уступает принципу применения личного закона собственника. Это может относиться к авторскому праву, праву на фирму и товарный знак, а также к ликвидации имущества филиала иностранного предприятия, находящегося за границей.

Таким образом, основной коллизионной привязкой в разрешении вопроса права собственности являемся закон места нахождения вещи.

Из анализа соответствующих  норм российского права (п.1 от 223 и  ст. 21 ГК РФ) можно сделать вывод, что стороны имеют право сами устанавливать как момент перехода права собственности, так и момент перехода риска случайной гибели вещи. Последнее подтверждает, что эти моменты могут не совпадать.

Для имущества, являющегося  предметом сделки, возникновение  и прекращение права собственности определялось по праву места совершения сделки, если иное не устанавливалось соглашением сторон (п. З ст. Основ).

Пункт 4 ст. 165 Основ устанавливал, что права собственника в случае предъявления им вещных требований о  защите права собственности определяются по его выбору правом страны, где имущество находится, правом, в суде которой заявлено требование, иди правом страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр.

В проекте ч. 3 ГК РФ ряд изменений по сравнению с нормами Основ вызван принятым в новом ГК делением вещей на движимые и недвижимые (ст. 130 ПС РФ). Это в свою очередь, вызвало серьезные изменения в правовом регулировании собственности, относящейся к недвижимости и движимым вещам.

Так согласно проекту  отношения по договорам, предметом которых является недвижимость, подчиняются праву страны места ее нахождения, а в ряде случаев - непосредственно российскому праву. Вводится специальная норма, решающая вопрос о праве, по которому вещи должны квалифицироваться как движимые или недвижимые.

Правовое положение  и режим иностранной собственности  определяется как внутренним законодательством, так и двусторонними и многосторонними  договорами. Все сферы законодательства носят, как правило, комплексный  характер Сразу следует отметить, что особенностью внутреннего инвестиционного законодательства является то, что в нем очень редко применяется коллизионный метод регулирования. Вместо этого его нормы регулируют непосредственно отношения между иностранным частным инвестором и государством. Чаще всего иностранным инвесторам предоставляется национальный закон, те иностранные вкладчики по своим правам и обязанностям приравниваются к национальным вкладчикам. Иногда иностранным инвестициям предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации. Вкладчику сможет быть представлен привилегированный режим, включающий в ряде случаев полное или частичное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин, предоставление льгот для вывоза готовой продукции и т.д.

Последний режим устанавливается  для слаборазвитых отраслей экономики, которые без крупных капиталовложений развить не представляется возможным. Для государственного контроля отдельных отраслей и в целях недопущения ослабления конкурентоспособности могут вводиться отдельные ограничения на операции с иностранным капиталом. Они могут включать ограничение и запрещение допуска иностранного капитала в отдельные отрасли, ограничение доли иностранного участия в совместных предприятиях, установление специального фискального режима, проведении концессуальной политики. Целью двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений является взаимное поощрение инвестиций на территории договаривающихся государств, установление режима иностранной собственности и предоставление гарантий по защите интересов инвесторов.

Как было уже сказано, субъектами инвестиционных отношений  являются с одной стороны частные  иностранные инвесторы, с другой - принимающее государство. В ряде случаев между субъектами могут возникать различные споры. Для установления унифицированного порядка их урегулирования была подписана в Вашингтоне в 1965 г. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и субъектами национального права. Конвенция предусмотрела правила арбитражной и примирительной процедур разрешения споров. Арбитраж может проводиться в любом месте по соглашению сторон. При этом рекомендованным местом можно считать Арбитраж Торговой палаты в Стокгольме. Помимо этого, стороны могут договориться об арбитраже ad hoc. Последний назначается по договоренности или создается в соответствии с Арбитражным Регламентом ЮНСИТРАЛ.

Федеральным законом "О  соглашениях о разделе продукции" установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления  российских и иностранных инвестиций в пояски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе и (или) в пределах ее исключительной экономической зоны на условиях соглашения о разделе продукции,

Соглашение  о разделе продукции определяется как договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Отдельным законом должны быть утверждены перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвестору.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются РФ, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы.

Инвесторами могут быть российские граждане, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые  на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлекаемых средств (имущества и/ или имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователи недр на условиях соглашения.

Выражением государственных  гарантий прав инвестора является правило  о нераспространении на инвестора действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов местного самоуправления, устанавливающих ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

Информация о работе Конспект лекций по международному частному праву