Концепция транснационального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Интенсификация международных отношений повлияла на изме- нение и разнообразие форм коммерческого взаимодействия много- национальных структур, а также на появление новых видов торгово- экономических связей. Многие годы правовая наука пытается найти инструменты регулирования отношений, вытекающих из междуна- родного гражданского оборота. Постоянно изменяющиеся и усложня- ющиеся по форме, субъектам и объектам международные отношения не находят должного отражения и в международном праве, и во внут- ригосударственном праве.

Файлы: 1 файл

Концепции транснационального права в правовой науке уделяется.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)

 

Концепция транснационального права.

Интенсификация международных  отношений повлияла на изме- нение  и разнообразие форм коммерческого  взаимодействия много- национальных структур, а также на появление новых  видов торгово- экономических связей. Многие годы правовая наука пытается найти инструменты регулирования  отношений, вытекающих из междуна- родного  гражданского оборота. Постоянно изменяющиеся и усложня- ющиеся по форме, субъектам  и объектам международные отношения  не находят должного отражения и  в международном праве, и во внут- ригосударственном праве. Таким  образом, возникает проблема поиска нормативных механизмов, необходимых для наиболее полного и подробного правового урегулирования международных отношений. По этой причине в американской доктрине международного права про- фессором Ф. Джессепом была сконструирована система транснацио- нального права. В результате увеличения роли международных эконо- мических отношений концепция получила дополнительное развитие в связи с растущей ролью транснациональных корпораций

Московский журнал международного права. 2009. Т. 4. № 76. С. 206-219.

Концепции транснационального права в правовой науке уделяется особое внимание не только вследствие существующей множественности подходов относительно большинства ее положений и возможностей теоретического обоснования, но также благодаря основам научно-правовых проблем, затронутых в рамках теории, которые рассматривали юристы прошлого времени.

Таким образом, чтобы урегулировать  отношения в «международном сообществе», состоящем из государств, каждое из которых не признавало высшей власти, кроме своей собственной, возникла необходимость создания новой правовой системы. В создании такой правовой системы было использовано право народов.

В настоящее время необходимо признать, что регулирование постоянно изменяющихся и усложняющихся по форме, субъектам и объектам международных отношений не нашло должного отражения, как в международном праве, так и в национальном праве. В этой связи остается нерешенным вопрос, какие нормативные механизмы в таком случае задействованы или должны быть задействованы для адекватного и своевременного регулирования такого рода международных отношений.

В зарубежной науке, в частности, в правовой науке США и отдельных стран Западной Европы, существует большой интерес к проблемам, связанным с исследованием концепции транснационального права, обусловленным процессом усложнения международных отношений, международных экономических отношений, а также появлением новых акторов на международной арене.

Большинство сторонников  исследуемой теории считают, что  ее родоначальником является известный американский юрист и дипломат, профессор Филипп Джессеп , который в своей одноименной научной работе«Транснациональное право»" дал ей название. Термин стал использоваться для обозначения новой особой правовой материи, «включающей всю совокупность правовых норм, регулирующих действия или события, выходящие за пределы национальных границ» При этом Джессеп указывал на то, что современное международное право в силу ряда объективных причин уже не может считаться правом исключительно межгосударственным. В связи с этими, его определение содержит также положение о том, что транснациональное право «включает как публичное, так и частное международное право, также как и другие нормы, не попадающие в эти категории». При этом транснациональное право, ввиду широкого круга отношений, регулируемых им отношений, исследуют и в международном публичном праве, международном частном праве, в вопросах соотношения внутригосударственного и международного права, сравнительном правоведении. Часто используются различные термины, для обозначения исследуемого явления, при этом, искажая его первоначальную сущность. В частности, под транснациональным правом понимают: «третий правопорядок», «автономную правовую систему», «внегосударственную» правовую систему», «lex mercatoria», «мягкое право», кроме того, к данной теории относят концепцию «самодостаточности частно-правового контракта», «квазимеждународного права», «транснационального коммерческого права»,«субправа» и др.

 При этом в настоящее  время, несмотря на существование определенного количества научных работ, посвященных исследуемой концепции, не удалось сформировать единого определения «транснационального' права».

Ф. Джессеп определил транснациональное  право как «всю совокупность правовых норм, регулирующих действия или события, выходящие за пределы национальных границ, включающее как публичное, так и частное международное право, также как и другие. нормы, не подпадающие под эти стандартные категории» . За последнее время количество работ и исследований в данной области резко возросло. В определенной степени можно согласиться с мнением, выдвинутым французским юристом Домиником Карро, который считает, что под транснациональным правом разумнее было бы понимать «особый правопорядок, состоящий из норм, регулирующих

отношения международного характера, которые по своему субъектному составу или характеру объекта не подпадают под действие ни международного, ни внутригосударственного права или не могут быть ими полностью охвачены. Эти источники именуются «источниками третьего правопорядка», и появились как результат объединенных усилий экономических акторов, а точнее - транснациональных корпораций (ТНК), поскольку совместные действия ТНК оказались способными произвести макроэкономический результат»

Примером транснационального права в международной торговой системе могут служить международные  правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс» и др. Часто транснациональные нормы данной сферы обозначаются термином «lex mercatoria».

В международной финансовой системе это – нормы Унифицированных  правил и обычаев, выработанных Международной  торговой палатой, а также нормы  межбанковских соглашений. Они обозначаются термином «lex finanziaria».

В международной инвестиционной системе к нормам транснационального права можно отнести правила, по которым взаимодействуют друг с другом предприятия из разных стран, а также регулируются некоторые  виды «диагональных отношений». Для  обозначения этой группы норм модно  было бы предложить термин по аналогии «lex investionis»3.

Международное право регулирует отношения между субъектами международного права, внутригосударственное право не затрагивает комплекса взаимных хозяйственных отношений негосударственных образований, в частности – ТНК, связанных с пересечением границ людьми и грузами (товарами). Соответственно относительно автономная «третья система права» - ТНП – имеет специфический предмет и объект правового регулирования. «Относительно» потому, что при всей своей автономности не может игнорировать общих для цивилизованных наций принципов и правил, действуя как бы внутри правового поля и международного права и внутригосударственного права.

Деятельность ТНК активнее всего приводит к фактическому стиранию экономических границ, к свободному трансграничному движению капитала, товаров и услуг. И к формированию ТНП как «третьего» компонента глобальной правовой системы, регулирующего отношения, которые не регулируются ни внутригосударственным, ни международным правом Следует напомнить, что в отечественной науке интерес к ТНК и, как следствие, к ТНП, возник еще в советские времена. Выделим в этом плане некоторые положения кандидатской диссертации Б.И. Осминина, защищенной в 1983 году

- в связи с деятельностью  ТНК складываются многообразные  отношения, а сам объект регулирования  достаточно сложен и, главное,  потому, что ТНК не являются  субъектами международного права,  а соглашения, заключаемые этими  корпорациями с государствами,  не являются международными договорами;

- авторы буржуазных концепций,  стремясь обосновать возможность  непосредственного применения международного  права к ТНК, включают корпорации  в число его субъектов и  приписывают соглашениям ТНК  с государствами в качестве международного договора;

- в буржуазной правовой  литературе искусственно конструируется  «транснациональное право» (Ф. Джессеп), а корпорации объявляются участницами «международно-правового процесса», приобретающими этого ограниченный статус в международном публичном праве (В. Фридман);

- Ф. Риго (Франция) рассматривает транснациональное право как право, создаваемое самими корпорациями;

- западные юристы стремятся  выдать «Руководящие принципы  для многонациональных предприятий», одобренные ОЭСР в 1976 г., как  «олицетворение тенденций будущего  в международном праве». Принятие  этих «принципов», соблюдение  которых является добровольным, представляет собой одну из  попыток направить регулирование  ТНК в устраивающее империализм  русло

- правительство США считает,  что Кодекс поведения ТНК «должен  скорее влиять на поведение  ТНК, чем регулировать их деятельность» - ТНК могут действовать только в рамках национального права;

- ИНКОТЕРМС не является  обычаем;

- Национальное право все  чаще не успевает реагировать  на стремительные изменения в  международном обороте и динамике  интеграционных процессов;

- Регулирование посредством  унифицированных материально-правовых  норм не может осуществляться  эффективно, поскольку соглашения  по унификации и гармонизации  права, во-первых, разрозненны и  фрагментарны; во-вторых, чаще всего  создаются на основе компромисса  и поэтому не в состоянии  обеспечить подлинного единообразия  в регулировании соответствующих  отношений; в-третьих, сплошь и  рядом либо вообще не вступают  в силу, либо действуют для  незначительного числа государств, и, наконец, создаются и согласовываются  так долго, что к моменту  вступления в силу оказываются  не адекватными реальным экономическим  отношениям. Все это не обеспечивает  внятного и удобного правового  режима, столь необходимого для нормального осуществления международной предпринимательской деятельности;

- Ссылки в международных  контрактах на «общие принципы  права», «правовые принципы и  нормы, признаваемые в цивилизованных  странах», «международное торговое  право», «право и обычаи международной  торговли» и т.п. отражают тенденцию  разрешать коммерческие споры  не на основе норм права  конкретного государства, а на  базе правовых норм, не имеющих  прямой связи с каким-либо национальным правопорядком

- Чаще всего к числу  регуляторов в этой сфере относят  международные торговые обычаи, обыкновения, своды единообразных  правил, транснациональные кодификации,  кодексы поведения, типовые контракты  и проформы, судебную и арбитражную  практику, а в более широкой  плоскости и коммерческую практику  вообще. Однако наиболее существенно,  что предпринимаются попытки  увязать воедино все эти регулирующие  инструменты;

- утвердился термин «lex mercatoria», который чаще всего используется в международных документах, решениях арбитражей и научной литературе. При этом в большинстве случаев особо оговаривается, что подобное транснациональное право представляет собой третий правопорядок, который обособлен как от национального, так и от международного права. …В состав третьего правопорядка с неизбежностью приходится включать акты национального и международного права, что подрывает саму идею обособленного правопорядка. В контексте рассмотрения lex mercatoria определенный интерес представляет также точка зрения Г.-П. Калиесса, который, анализируя рассматриваемые вопросы, использует термин «транснациональное коммерческое право». «В контексте международного коммерческого права, — пишет он, - термин «транснациональное право» используется в другом, весьма специфичном смысле: транснациональное (коммерческое) право в данном случае означает третью категорию права, находящуюся между традиционной дихотомией национального и международного права, то есть автономную от государственного регулирования правовую систему, основанную на основных принципах и нормах права, извлеченных на основе сравнительного анализа общих понятий национальных правовых систем (например, Принципы УНИДРУА и подобные им документы), а также основанную на обычаях и обыкновениях международного делового сообщества (например, проформы контрактов, их общие условия и т. д.), и обеспеченную между народным коммерческим арбитражем» .

Такое определение представляется наиболее полным для понимания сущности рассматриваемого явления. Однако нельзя согласиться с автором в том, что «транснациональное коммерческое право», будучи «автономным» от государственного регулирования (основного субъекта, участвующего в принятии правовых норм), представляет собой «правовую систему». В то же время, в отечественной науке транснациональное коммерческое право определено несколько иначе. Так, некоторые авторы признают, что «как самостоятельная нормативная система ТКП (транснациональное коммерческое право или lex mercatoria - М.Б.) взаимодействует при регулировании международного коммерческого оборота со всеми другими нормативными системами и прежде всего с юридической системой, с ее обеими подсистемами: национальным правом и международным (публичным) правом» . В результате, в работе делается вывод о том, что определяющая создание и действие норм lex mercatoria воля сторон, ограничена рамками внутригосударственного права, в силу того, что оно допускает использование таких норм.

Таким образом, между сторонами, торговые обычаи будут применяться в рамках подлежащего применению внутреннего права того или иного государства. Однако необходимо отметить, что в данном случае авторы не учитывают возможность разрешения спора в международном коммерческом арбитраже, что в совокупности с волей сторон, выраженной в отказе от применения внутреннего права государств, позволит рассматривать возникший спор без использования норм внутригосударственного права. Это позволяет заключить, что явление lex mercatoria не обязательно ограничено внутригосударственным правом.

Информация о работе Концепция транснационального права