Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.
Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Гражданство РФ.
Понятие гражданства……………………………
Основные принципы гражданства РФ……………………
ГЛАВА II. Двойное гражданство.
2.1.Понятие двойного гражданства в РФ……………..
2.2. Правовое регулирование двойного гражданства в России и за рубежом…
ГЛАВА III. Современные проблемы института двойного гражданства….
Заключение……………..
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Лица без гражданства - это такие лица, которые не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.

В полном соответствии с  общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание  иностранных граждан и лиц  без гражданства в отношении  их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для  этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей  стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует  в полной мере, если федеральным  законом   или   международным    договором   Российской    Федерации   не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению  с правами российских граждан, могут  быть, согласно Конституции, установлены  только федеральным законом или  международным договором.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации  законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с  собственным государством, имеет  определенные права и обязанности  как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности  российских граждан (например, обязанность  несения военной службы) и не предоставляются  отдельные права, принадлежащие  в силу их характера исключительно  российским гражданам (например, право  быть избранным или назначенным  на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право  участвовать в референдумах и  т.п.)

Двойное гражданство проверяется  компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает  Президент Российской Федерации, и  если разрешение получено, то гражданин  Российской Федерации, имеющий так  же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен  в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться  от ответственности, вытекающих из гражданства  Российской Федерации.

При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая  подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

2.2. Правовое  регулирование двойного гражданства   в России и за рубежом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»18 в статье 5 указывает на то, что:

1)  каждый имеет право  на приобретение и прекращение  гражданства в соответствии с  законом РСФСР.

2)  Гражданин РСФСР  не может быть лишен гражданства  Российской Федерации или выслан  за ее пределы.

3)  Гражданин РСФСР  не может быть выдан другому  государству иначе как на основании  закона или международного договора  РСФСР или СССР.

4)  Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за  ее пределами.

По поводу двойного гражданства  ст.6 п.1 ФЗ « О гражданстве Российской Федерации»19 поясняет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

Заключение или расторжение  брака между гражданами Российской Федерации и лицом, не имеющим  гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства  указанных лиц. (ст.8 ФЗ РФ)

Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой гражданства  другого супруга. Также и расторжение  брака не влечет за собой изменение  гражданства родившихся в этом браке  или усыновленных (удочеренных) супругами  детей.

Вопросы гражданства детей  отрегулированы в ст. 9 ФЗ РФ и указывают  на то, что гражданство ребенка  при приобретении или прекращении  гражданства Российской Федерации  одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или  изменяется в соответствии с настоящим  ФЗ РФ.

Для приобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации  ребенком в возрасте от 14 до 18 лет  необходимо его согласие.

Даже если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без  гражданства, гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено.

Гражданство ребенка не изменяется и в случае изменения гражданства  его родителей. Кроме того, ребенок, находящийся на территории РФ без  родителей и родители его не известны, может стать гражданином РФ, если родители его не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Вопросы приема иностранных  граждан в гражданство РФ регулируются ст.13 ФЗ РФ.

С заявлением о приеме в  гражданство РФ вправе обратиться иностранный  гражданин и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, а также

  • проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Причем, срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
  • обязующиеся соблюдать Конституцию РФ и законодательные акты РФ;
  • имеющие средства к существованию;
  • обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
  • владеющих русским языком.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для  лиц, имеющих высшие достижения в  области науки, техники, культуры; в  случае предоставления политического  убежища и признания его беженцем.

Исключение имеют также  и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах  РФ и других войсках.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство  РФ, могут быть восстановлены в  гражданстве РФ (ст.15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается  до трех лет.

Отклоняются заявления о  приеме в гражданстве РФ и о  восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:

  • выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;
  • в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;
  • использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • состоят на военной службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;
  • осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным  настоящим ФЗ или международным  договором РФ (ст. 18).

С учетом вышеизложенного, следует  сказать следующее: двойное гражданство - обособленная юридическая категория, которая вытекает из определенной связи  отдельной личности с двумя государствами, одним из которых является Российская Федерация, в связи с чем, у  лица возникают индивидуальные права, но также и определенные ограничения  в различных сферах жизнедеятельности. Российская Федерация не ограничивает права иностранных граждан и  лиц без гражданства на приобретение российского гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Современные проблемы института двойного гражданства.

По мнению ряда ученых - международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.20

Для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения - это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства.21

До недавнего времени  в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении  какого-либо одного государства может  стать источником различного рода проблем  и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической  защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д. 22

Лояльность вытекает из общей  концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет  по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые  имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано  проявлять лояльность уже в отношении  двух государств.

Поэтому государства, требующие  полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство  нежелательным явлением, которое  необходимо запретить или предотвратить  как принятием внутригосударственных  актов, так и заключением соответствующих  международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами.23 Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны.

 Этот принцип, как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления.24

До сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно - оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве, 25 которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств - участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства - участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, - по крайней мере, в отношении одного из государств своего гражданства, - проигнорировав мобилизационный акт.

В то же время имеется  мнение судей Международного Суда ООН  Рида и Гугенхейма о том, что «гражданство и взаимоотношения между гражданином и государством, по отношению к которому он обязан сохранять лояльность, требуют определенности».26

Исходя из этого, можно  предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может  в полной мере быть лояльным к обоим  государствам своего гражданства и  потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях  двойного гражданства для бипатрида  может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в  отношении, какого из государств своего гражданства следует, прежде всего, исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем стать преступником в государстве своего второго рождения.

Лояльность по отношению  к двум государствам может не только создавать определенные трудности  бипатриду, но и являться потенциальным  источником угрозы безопасности в отношении  того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет,- считает Шерер Р., - «как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают».27

С другой стороны, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве».28

Некоторые страны считают, что  «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать  реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать  полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид  может иметь подлинную связь  с несколькими государствами. В  Конституции Испании (п.3 ст.11) сказано, что «государство имеет право  заключать соглашения о двойном  гражданстве со странами Латинской  Америки или с теми странами, с  которыми Испания имела или имеет  хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему  законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая  своего гражданства по происхождению».

Информация о работе Гражданство РФ