Гражданско-правовое положение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:30, контрольная работа

Описание работы

Защита прав и свобод человека - одна из актуальных проблем современности. В преамбуле Устава ООН провозглашается: "Вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых нации".
В современных условиях формирования единого международного демократического пространства, в котором приоритетом для государства должны быть права и свободы человека, возрастает значение регулирования правового положения иностранцев.

Файлы: 1 файл

Контрольная МЧП.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

Предоставляя иностранным гражданам широкие права и свободы, белорусский закон в то же время обязывает их соблюдать законы и иные нормативные акты Республики Беларусь, с уважением относиться к традициям и обычаям белорусского народа. Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам белорусского общества и государства, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане в Республике Беларусь должны уважать национальное достоинство других граждан, обязаны соблюдать запрет на совершение таких действий, как публичные призывы к свержению существующего конституционного строя, пропаганда войны и т.п.

Белорусский закон, предоставляя иностранным гражданам право на пользование достижениями культуры, одновременно с этим возлагает на них обязанности бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.

В брачных и семейных отношениях иностранные граждане в Республике Беларусь несут обязанности наравне с белорусскими гражданами.

Иностранные граждане в Республике Беларусь должны соблюдать валютное законодательство, в частности, осуществлять операции с валютными ценностями через соответствующие банковские учреждения.

Иностранные граждане в Республике Беларусь облагаются налогами на общих основаниях с белорусскими гражданами, если иное не предусмотрено законом.

Согласно Закону Республики Беларусь "О государственной пошлине", с иностранных граждан государственная пошлина взимается: с исковых заявлений, подаваемых в суды, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния и т.д.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут быть признаны недееспособными или ограниченно дееспособными. Такое признание осуществляется судом в порядке, установленном белорусским законом. Кроме того, они могут быть признаны безвестно отсутствующими и объявлены умершими.

Иностранные граждане, совершившие на территории Республики Беларусь преступления или иные правонарушения, несут на общих основаниях предусмотренную законом ответственность.

Законодательством Республики Беларусь на иностранных граждан не возлагаются лишь некоторые обязанности белорусских граждан. В частности, на них не распространяется обязанность нести службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

1.8 Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж

1. Одной из наиболее  реальных перемен, которая произошла  с окончанием противостояния  двух мировых систем, стала свобода  передвижения людей из одной  страны в другую. Только с окончанием  «холодной войны» граждане Беларуси, как и других стран СНГ, смогли  воспользоваться правом, которое  было записано во Всеобщей  декларации прав человека: «Каждый  человек имеет право покидать  любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (п. 2 ст. 13). В части 1 ст. 10 Конституции  Республики Беларусь гарантируется  защита и покровительство государства  гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Белорусские граждане выезжают в другие страны в туристические поездки, на работу, учебу, лечение, отдых, служебные командировки, на временное и постоянное место жительства. Порядок выезда за границу определен Законом Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 3 Закона «Каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в Республику Беларусь. Гражданин не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в Республику Беларусь». В то же время граждане Республики Беларусь могут быть временно ограничены в праве выезда из страны. Основания для временного ограничения выезда указаны в ст. 7 Закона. К ним отнесены:

    • осведомленность гражданина о сведениях, составляющих государственную тайну - до истечения срока, установленного в договоре о допуске  к государственным секретам;

    • нахождение под подозрением в совершении уголовного преступления или предъявление обвинения по уголовному делу, - на срок установленный органом уголовного преследования, но не более чем до прекращения уголовного преследования либо до вступления приговора суда в законную силу;

    • осуждение за совершение преступления, за исключением осуждения без назначения наказания или наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    • установление превентивного надзора, - до прекращения превентивного надзора;

    • не исполнение без уважительных причин имущественных, налоговых или иных обязательств перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленными вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания исполнения обязательств;

    • предъявление гражданского иска в суде, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу;

    • наличие долговых обязательств по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицам в отношении должника – юридического лица, - с момента открытия конкурсного производства на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

    • уклонение от явки на военную службу, службу в резерве, - до явки на военную службу, службу в резерве (ст. 7).

В соответствии со ст. 9 Закона гражданину, право на выезд которого из Республики Беларусь временно ограничено, в определенных случаях (необходимость лечения, смерть близкого родственника) может быть разрешен выезд из Республики Беларусь на определенный срок.

В случае утраты за границей паспорта, гражданину Республики Беларусь после установления его личности, выдается свидетельство на возвращение в Республику Беларусь, по которому он может однократно въехать в страну.

2. В Законе «О порядке  выезда и въезда» подробно  регулируется выезд из Республики  Беларусь несовершеннолетних граждан. Это связно с тем, что в связи  с распространением смешанных  браков участились случаи незаконного  вывоза детей одним из бывших  супругов в другую страну.

Для предотвращения незаконного вывоза несовершеннолетнего его законный представитель (обычно это один из родителей) имеет право обратиться с заявлением об установлении иного порядка выезда несовершеннолетнего из Республики Беларусь. Если суд принимает решение по заявлению, сведения о несовершеннолетнем и об установленном порядке его выезда из Республики Беларусь включаются в базы данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено (ст. 12).

3. В Законе «О порядке  выезда и въезда» 2009 г. существенные изменения произошли в регулировании оформления постоянного проживания граждан за пределами Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона «О выезде и въезде» постоянное проживание граждан за пределами Республики Беларусь оформляется путем выдачи паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь и постановки на консульский учет в дипломатическом или консульском учреждении Республики Беларусь в стране проживания.

До оформления постоянного проживания за пределами Республики Беларусь граждане обязаны:

  • исполнить налоговые обязательства;

  • прекратить деятельность индивидуального предпринимателя, если осуществляется такая деятельность;

  • получить согласие военного комиссариата на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь (для призывников);

  • исполнить алиментные обязательства в отношении физических лиц,  либо урегулировать свои отношения с указанными лицами – для граждан, у которых имеются такие обязательства;

  • возместить расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении – для граждан, которые обязаны возмещать такие расходы (ст. 20).

Граждане, получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь обязаны стать на консульский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь в дипломатическом или консульском учреждении в государстве постоянного проживания. Граждане, возвращающиеся в Республику Беларусь на постоянное место жительства, должны сняться с консульского учета граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь (ст. 21).

Граждане, временно пребывающие за пределами Республики Беларусь, вправе обратиться в дипломатическое или консульское учреждение Республики Беларусь в стране пребывания с заявлением о постановке на консульский учет граждан, временно прибывающих за пределами Республики Беларусь (ст. 22).

В действующем Законе отсутствует указание на сроки рассмотрения заявления на оформление документов на выезд за границу на постоянное и временное место жительства.

Въезд граждан Республики Беларусь в иностранные государства осуществляется при наличии действительного паспорта, оформленного для выезда за границу, и визы соответствующего государства.

В соответствии с действующими международными договорами граждане Республики Беларусь могут въезжать без визы на территории следующих государств: Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, Китайская Народная Республика (при групповых туристических поездках), Корейская Народно-Демократическая Республика (служебные и туристические поездки), Республика Куба (до 30 дней), Македония (по паспортам и свидетельстве о приглашении или телеграмме, либо туристическому документу), Малайзия (до 30 дней при наличии подтверждения обратных билетов и средств для пребывания в стране), Монголия (по паспортам и свидетельстве о приглашении или телеграмме, либо туристическому документу), Сербия и Черногория (до 30 дней).

1.8 Каков правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом?

Иностранные граждане, находясь за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь, подчиняются его законам. Вместе с тем они должны соблюдать законы страны пребывания. Это в полной мере относится и к гражданам Республики Беларусь. Их правовой статус за рубежом определяется: во-первых, законодательством страны пребывания; во-вторых, белорусским законодательством. Кроме того, правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом определяется международными договорами, заключенными Республикой Беларусь с иностранными государствами.

Пребывая за границей, белорусские граждане находятся под защитой и покровительством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно (эмигранты) или находиться там временно. В ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что "каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную".

Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом, по общему правилу, определяется законом страны пребывания. Применение белорусского закона допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участником которого является Республика Беларусь.

Гражданская дееспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом, как правило, определяется личным законом, т.е. законом Республики Беларусь.

Законодательством многих стран предусмотрен для иностранных граждан разрешительный порядок въезда на территорию государства: на въезд они должны получить специальное разрешение (визу). В соответствии с международными соглашениями возможен и безвизовый въезд.

Согласно закону США об иммиграции и гражданстве, в эту страну ежегодно может въехать на постоянное место жительства лишь определенное число иностранных физических лиц соответствующей национальности. Предпочтение на въезд отдается специалистам высокой квалификации, родителям американских граждан, супругам и детям иностранцев, постоянно проживающих в США.

Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и неизвестны белорусскому законодательству. Следовательно, они вправе в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны местных органов страны пребывания.

Граждане Республики Беларусь за рубежом (как и другие иностранные граждане) не пользуются избирательным правом. Они также не могут быть избраны в выборные государственные органы, занимать определенные должности в стране пребывания.

В некоторых странах (Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и др.) широкие полномочия в отношении иностранных граждан предоставлены местным властям. Так, согласно закону Великобритании об иммиграции, управление по вопросам занятости выдает иммигрантам разрешения на работу в определенной должности, в определенной форме и на определенный срок.

Законодательством ряда стран для иностранных граждан установлены и некоторые другие ограничения в сфере трудовых прав. Например, во Франции в списке профессий, запрещенных для иностранцев или требующих специального разрешения, значится несколько десятков профессий. В частности, иностранец во Франции не может быть владельцем морского судна, редактором газеты или журнала, директором школы, аптекарем, адвокатом, занимать ряд должностей в судебной системе.

Информация о работе Гражданско-правовое положение физических лиц