Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях глубоких преобразований, происходящих в мире, остро стоит проблема повышения эффективности деятельности парламента. Двухпалатная система формирования органов законодательной власти, обеспечивающая как учет интересов страны, выступает важной предпосылкой эффективности их деятельности. Поэтому, не только с теоретической, но и с практической точек зрения, чрезвычайно важно исследовать опыт двухпалатных парламентов зарубежных стран, в частности, Японии и Бразилии.
Под двухпалатной системой (ее еще называют «бикамерализмом») в науке конституционного права понимается структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и, обладающих разной компетенцией. Двухпалатная система имеет достаточно глубокие корни и рациональные основания.

Содержание работы

Введение стр.4
Глава 1. Понятие парламента и его структура стр.6
Глава 2. Япония стр.8
§ 1. Парламент Японии стр.8
§ 2. Конституция Японии стр.13
Глава 3. Бразилия стр.19
§ 1. Парламент Бразилии стр.19
§ 2. Конституция Бразилии стр.24
Глава 4. Сравнительный анализ парламента Японии и Бразилии стр.32
Заключение стр.34
Список используемых источников и литературы стр.37

Файлы: 1 файл

Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Некоторыми контрольными полномочиями обладают и постоянные комиссии; они  имеют право требовать от министров  предоставления информации как лично, так и в письменном виде, могут проводить публичные слушания; граждане могут представлять им какие-либо петиции в отношении актов государственной власти или об упущениях органов власти.

 

Глава 4. Сравнительный анализ парламента Японии и Бразилии 

 

Япония

Бразилия

Япония является конституционной  монархией, при которой власть монарха ограничена конституцией.

Бразилия по форме правления  является президентской республикой.

Реальная законодательная власть принадлежит парламенту.

Высшим законодательным органом является парламент- Национальный конгресс, состоящий из двух палат: федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест).

Исполнительная власть принадлежит правительству.

Главой исполнительной власти является президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания.

Парламент делится на две палаты,

нижняя палата — Палата представителей (480 депутатов, избираемых на 4 года) и  верхняя — Палата советников Японии (состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет).

Национальный конгресс- парламент Бразилии состоит из двух палат:

Нижняя палата — Палата депутатов  Бразилии.

Верхняя палата — Сенат Бразилии.

Обе палаты избираются на всеобщих выборах, методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места  в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию.

В результате пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий, большинство их которых имеет небольшое представительство. Такая раздробленность при данной форме правления объективно ослабляет парламент и усиливает власть президента.

Полномочия парламента:

Законодательная деятельность;

Утверждение бюджета;

Избрание премьер-министра;

Осуществление контрольных полномочий.

Законодательный процесс очень  напоминает американский:

Выявление объективной необходимости  в принятии закона;

Обсуждение проекта закона в 3-х чтениях.

Голосование по регламенту.

Полномочия парламента разделены на две группы: вопросы, которые он решает с санкции президента (Бразилия — президентская республика), и вопросы, которые он решает самостоятельно (исключительные полномочия Национального конгресса).


 

Заключение

 

Итак, подводя итог вышеизложенному материалу: парламент Японии является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

Основным местом рассмотрения и  подготовки большинства законопроектов являются парламентские комиссии. Подобное положение вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требует значительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности “является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии.

Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.

Решения обычно принимаются простым  большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы  голосования: голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета “за” или голубого “против”, при поименном голосовании депутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; невозражением (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решение принимается.)

Депутаты обладают депутатской  неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии.

Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. В Японии в законодательном  процессе нижняя палата имеет больший  вес.  Если палата советников отклоняет  законопроект, принятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 присутствующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат или создания согласительного комитета.

Законодательная инициатива в отношении  бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение законопроекта проходит при участии премьер-министра и  всех членов кабинета.

Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которого они относятся и контрассигнуются премьер-министром. После этого они направляются императору для промульгации “от имени народа”.

Одним из важнейших внешнеполитических полномочий парламента является утверждение международных договоров, заключенных правительством.

Парламент также осуществляет контрольные  функции за деятельностью правительства. В настоящее время (когда создано  коалиционное правительство) значение этой функции существенно возросло. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция. Право ее внесения принадлежит отдельным депутатам палаты представителей. Содержание интерпелляции излагается в письменной форме и представляется председателю палаты. Если последний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к пленуму палаты. Кабинет министров обязан в течение 7 дней ответить письменно или устно на запрос.

Обе палаты вправе производить парламентские  расследования. Кроме того, специальные  комиссии палаты имеют право заслушивать на своих заседаниях соответствующих министров.

Что же касается Бразилии, конституционную  компетенцию Национального конгресса  Бразилии можно охарактеризовать как  относительно определенную. Ст. 48 Конституции  устанавливает, что Национальный конгресс вправе принимать решения по всем вопросам, относящимся к компетенции Союза, и перечисляет наиболее важные вопросы такой компетенции. Это вопросы налоговой системы, установления и изменения численности Вооруженных сил, национальные, региональные и секторальные программы и планы развития, амнистия, решение территориальных проблем, организация федеральной администрации, судов, прокуратуры, учреждение, преобразование и упразднение постов, должностей и функций в органах публичной власти, телекоммуникации и радиовещание, денежное обращение и иные финансовые вопросы и т.д. (ст. 48).

Среди полномочий Национального конгресса  Конституция особо выделяет исключительные (ст. 49), к числу которых относятся  ратификация международных договоров, налагающих на Бразилию имущественные обязательства; уполномочивание Президента объявлять войну и заключать мир, а также объявлять осадное положение; разрешение иностранным вооруженным силам в соответствии с законом проходить по территории Бразилии и пребывать на ней; позволение Президенту и Вице-президенту покидать страну на срок более 15 дней; принятие решения о введении состояния обороны или федерального вмешательства, осуществление контроля за исполнительной властью; прекращение действия актов исполнительной власти, которыми она превысила, пределы своих полномочий или законодательной делегации, установление размера вознаграждения сенаторов и депутатов и другие полномочия (ст. 49).

 

Список используемых источников и литературы

 

  1. Конституция Японии. Конституции зарубежных стран: учебное пособие – М,1997
  2. Конституция Бразилии. Конституции зарубежных стран: учебное пособие – М,1997
  3. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран- М., 2009.
  4. Конституционное право зарубежных стран. Макаров А.А. Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе. М., 2001
  5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: М., 2008
  6. http://ru.wikipedia.org

 

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 2. Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: Издательство ВЕК, 1995. 448 с.

2 http://ru.wikipedia.org

3 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е.Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 622 с.

4 Макаров А.А. Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе. М., 2001, с 18


Информация о работе Двухпалатная структура парламента в Японии и Бразилии (сравнительный анализ)