Актуальные проблемы миграции в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Проблема миграции, выдвинувшаяся на первый план общеевропейской политики в последнее десятилетие, имеет давнюю историю. Если в начале прошлого века Европа стала источником «белой» миграции, с помощью которой осваивались новые колониальные территории, то в начале века нынешнего происходят обратные процессы — мигранты переселяются в Европу. Своей социальной активностью и вовлеченностью в экономические процессы иммигранты вносят значительный вклад в процветание и культурную «пестроту» западноевропейских стран, однако их права остаются до сих пор камнем преткновения современной европейской политики.

Содержание работы

Введение
Миграция. Классификация видов миграции
Особенности ситуации в международной миграции
Проблемы миграции на примере Велобритании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы миграции в ЕС. БАЛАШ РОМАН ГРУППА 936.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Обостряется в мире и проблема беженцев, число  которых в 2001-2005 гг. начало было сокращаться. Однако уже в 2006-2007 гг. их численность  вновь возросла на полтора миллиона человек. Список стран, принявших в  последние годы наибольшее число  беженцев, возглавляют Пакистан, Сирия, Иран, Германия и Иордания.

Увеличивается и количество обращений с просьбой о предоставлении права на убежище. В 2007 г. Управлением Верховного комиссара  ООН по делам беженцев в 154 странах  было зарегистрировано 647 тыс. подобных прошений. Страны-члены Евросоюза, который  является одним из самых мощных центров  притяжения для лиц данной категории, предоставляют убежище в среднем  лишь нескольким процентам просителей. По данным на середину 2009 г., из 65 тыс. беженцев, обратившихся к европейским государствам с просьбой об убежище, разрешения были выданы лишь 4,5 тыс. человек7. При этом следует отметить, что расходы отдельных стран на содержание искателей убежища и их депортацию в случае отказа в их просьбе становятся все более обременительными для национальных бюджетов, особенно в условиях кризиса.

Серьезным фактором, осложняющим проблемы миграции, стали «экологические беженцы», т. е. пострадавшие от природных катастроф. Уже сейчас их численность составляет около 25 млн. человек. Прогнозы в этой области весьма неутешительны. Так, потепление климата может привести к 2050 г. к взрывному увеличению численности мигрирующих переселенцев, среда обитания которых окажется разрушенной. Только повышение уровня мирового океана на один сантиметр грозит, по экспертным оценкам, вынужденным переселением более чем миллиону человек.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2009 г., усилил нестабильность и противоречивость ситуации в области международной  миграции. Он привел не только к сокращению потребностей в трудовой миграции, но и к ощутимому ухудшению  положения семей мигрантов-кормильцев, возвращающихся на родину, где их ожидает  бедность и безработица. Особенно болезненным  является влияние кризиса на положение  женщин-мигрантов, поскольку они  заняты преимущественно в отраслях, где безработица растет наиболее высокими темпами (сфера услуг, здравоохранение и т. п.).

Падение объема денежных поступлений от мигрантов  негативно отразилось на экономическом  положении многих стран. В 2007 г., обращаясь  к государствам-участникам Глобального  форума по миграции и развитию, в  частности, Японии. США и странам-членам ЕС, Генеральный секретарь ООН  Пан Ги Мун призвал к проведению открытой политики в области миграции. Однако никаких сдвигов в миграционной политике этих стран не произошло, и  уже первые последствия мирового кризиса показали, что его наступление  вообще отбросило эту проблему на второй план8.

Кризис  повлиял и на рост притока нелегальных  мигрантов. В 2006-2007 гг. только из стран, расположенных по берегам Аденского  залива, в Европу прибыло более 30 тыс. мигрантов, в основном из Эфиопии  и Сомали. Более 400 человек, по данным ООН, при этом погибло в пути. В  последующие годы численность нелегалов, рискующих жизнью в поисках работы, продолжала расти. В 2009 г. в Европе разразился международный скандал, вызванный  нежеланием Италии допустить на свою территорию сомалийцев, пытавшихся добраться  морем до Европы. В результате в  Средиземном море от голода и истощения  погибло несколько десятков человек. Италия же оправдывала свое нежелание  тем, что в последний период численность  нелегальных мигрантов, прибывающих  в страну, удваивается каждый год. Ростом нелегальной миграции серьезно обеспокоены и другие средиземноморские  страны. 

 Преобладающим направлением миграционной политики государств, прежде всего развитых, по-прежнему остается сосредоточение усилий на традиционных мерах по усилению контрольных механизмов: ужесточении пограничного и визового режимов, ограничении доступа к процедурам получения убежища и т. п. Между странами ЕС и государствами-источниками миграции сегодня действует около 100 двусторрнних соглашений о ремиссии, не соответствующих международным стандартам в области защиты прав мигрантов и беженцев. В качестве средств борьбы с неконтролируемой миграцией используются аресты, урезание социальных благ, ограничение доступа к трудовой деятельности и т. п. Главным направлением миграционной политики по-прежнему остается усиление роли государства как субъекта, осуществляющего функции преследования.

До сего времени процессы регулирования  миграции протекают, в сущности, по замкнутому кругу. Ограничительные  и селективные меры стимулируют  нелегальную миграцию, а ее рост, в свою очередь, ведет к дальнейшему  ужесточению этих мер. Разрыв между  принятыми ООН международно-правовыми  нормами, касающимися миграции, и  политикой государств сужается чрезвычайно  медленными темпами. При растущих масштабах  межгосударственных контактов и  связей в области миграции сохраняется  разноголосица в миграционном законодательстве практически всех стран, вовлеченных  в мировой миграционный процесс. Весьма показательным примером в этом отношении является тот факт, что вступившую в силу в 2003 г. Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и их семей к маю 2009 г. ратифицировало всего 41 государство, в основном развивающиеся страны9. Для сравнения можно упомянуть, что Международная конвенция о статусе беженцев ратифицирована 147 государствами.

Неоднородность, специфическая многослойность потока мигрантов требует разработки диверсифицированных  и одновременно опирающихся на общие  принципы подходов к управлению современными миграционными процессами и взвешенной оценки их возможных последствий. Сегодня  регулирование миграции на любом  уровне — глобальном, региональном или национальном — представляет собой столь же широкое, сколь  и полное пробелов правовое поле. Складывающийся в этих условиях дисбаланс интересов неизбежно становится тормозом, осложняющим перспективы глобального развития. 

Проблемы  миграции на примере  Великобритании.

Миграционная  политика, которую пытается развернуть Великобритания, заслуживает особого  внимания, поскольку в ней содержится национально-государственное представление  о том, каким должна быть эта политика  в рамках всего ЕС.  В отличие  от общеевропейских инициатив, эта  политика предлагает куда более радикальные  решения проблемы.

Если  в 1985 г. число иммигрантов в Великобритании было меньше 50 тысяч человек, то к 1998 г. их число выросло  примерно до 150 тысяч. Согласно исследованию, проведенному министерством внутренних дел, число  иммигрантов будет продолжать расти  и к 2005 г. достигнет около 180 тысяч  человек. Великобритания представляет особый интерес для беженцев и  трудовых мигрантов в силу общего уровня благосостояния и довольно либеральной  системы социальной поддержки. В 2000 г. эта страна опередила все остальные  государства ЕС по числу поданных заявлений с просьбой предоставить статус беженца (всего было принято 98 тысяч заявлений). Языковые связи, наличие родственников, сложившиеся  общины и сохраняющаяся возможность  получать бесплатное жилье по-прежнему делают Великобританию желанной для  иммигрантов из Азии, Африки и Ближнего Востока.

До последнего времени на определение статуса  мигранта — из тех, которые пробираются  в Великобританию через туннель  под Ла-Маншем — уходили целые  месяцы. В случае отказа в просьбе  потенциального политического беженца  рассмотрение апелляций и кассаций занимало долгие годы. Не раз британское правительство выступало  с предложением немедленно высылать из страны тех, кому отказано в предоставлении статуса беженца. Это, однако, вызывало возмущение правозащитников, утверждающих, что правительство поступает так лишь потому, что чиновникам лень разбираться с документами приезжих. Однако власти продолжали настаивать на своём и после неудачных попыток сократить количество беженцев в стране, решили прибегнуть к радикальным мерам. Идея состояла в том, чтобы   вообще отказаться  от рассмотрения заявок на предоставление политического убежища на территории этой страны. Исключение согласно плану могли составлять только дети, нетрудоспособное население и политические диссиденты. Все остальные податели прошений должны автоматически  выдворяться за пределы страны10.  Помимо этого было предложено также составить список стран, гражданам которых следовало бы автоматически отказывать в предоставлении вида на жительство в государствах ЕС.

План, разработанный  в Великобритании, предполагал создание центров по обработке данных о  переселенцах и их прошений на окраинах Евросоюза в таких странах  как Албания, Болгария или Румыния, через которые в Европу попадает основная доля мигрантов. Предполагалось, что тем, чьи прошения будут удовлетворены, будут предоставлены условия для поселения. Остальные беженцы согласно плану должны  переправляться в «зоны международной протекции», специально созданные для этого лагеря в районе, откуда происходит массовая миграция. Такие региональные зоны предполагалось создать в Турции, Албании, Украине, Иране, Ираке, Курдистане, северном Сомали и Марокко.

Этот  план, предложенный Британским министром  Джеком Стро в 2001 г. на совещании министров внутренних дел в Стокгольме, казалось бы, был нацелен на то, чтобы, часть из тех денег, что тратится на систему иммиграционного обеспечения в Великобритании потратить на беженцев в районе их происхождения. План предполагал, что беженцам уже не потребуется преодолевать огромные расстояния в поисках убежища, часто оплачивая при этом отнюдь не дешёвые услуги миграционных контрабандистов.

Однако  при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что это всего лишь  план по переносу систем контроля и  управления миграцией в третьи страны, учитывающий исключительно интересы западноевропейских стран. Его осуществление  чревато серьёзными последствиями, которые почему-то не принимались  во  внимание его разработчиками.  Игнорируется, прежде всего, вопрос безопасности самих беженцев, которых предполагалось возвращать в район нестабильности или конфликта. Регионализация миграционного  управления, представленная в этом плане, нарушает ряд ключевых принципов  международной системы по защите прав беженцев. Её центральным принципом  является право на поиск политического  убежища, закреплённое в Декларации по правам человека 1948 г. Именно это  право и нарушается в представленном плане. Кроме того, нарушается 33 статья конвенции о статусе беженцев 1951 г., которая гласит, что «ни одно из подписавших эту конвенцию государств не может высылать или каким-либо образом возвращать беженцев на территории, где их жизнь или свобода подвергалась бы опасности из-за их расовой, религиозной, национальной социальной принадлежности, а так же из-за их политических позиций.»

Для большинства  беженцев, прибывающих в Европу из Ирака, Ирана, Афганистана, Сомали и  т. д. опасность, как правило, не локализована в конкретной стране, но присутствует в обширном  регионе. В большинстве  случаев государственные границы  не представляют серьёзного препятствия  для того, чтобы правительство  через своих агентов действовало  в сопредельных странах. В качестве примера можно указать на деятельность Талибана в северо-западных приграничных провинциях Пакистана, рейды из Судана и Сомали в Кению, документально  подтверждённый случай массового убийства возвращённых на поселение руандийских детей, осуществленное в Найроби.

Создание  международных «протекционных зон» перечёркивает и другие права  беженцев, закреплённые в конвенции 1951 г., в частности право на свободу  перемещения,  право на трудоустройство  и т. д. (главы 2–5 соглашения, посвящённые  статусу беженцев). Эта конвенция  установила в послевоенное время  баланс интересов беженцев и интересов  принимающих государств, который  в одночасье было предложено разрушить.

План  британского правительства вызвал серьезную озабоченность у международных  организаций. Мэри Робинсон, руководитель комиссии ООН по правам человека, заявила, что пересмотр Конвенции ООН по беженцам недопустим. «Для многих стран проблема беженцев становится вопросом предвыборной политики, и это волнует», — заявила она. И  действительно, нельзя не отметить, что обсуждаемый здесь план был предложен накануне приближавшихся парламентских выборов, а этим и объясняется тот чрезмерный радикализм, что решило продемонстрировать правительство Тони Блэра. Общественности показали, что правительство настроено  не так уж мягко по отношению к иммигрантам, как это выглядело  в глазах прессы, а значит и избирателей.

 Британское  правительство выступило и с  другими не менее радикальными  инициативами. Летом 2002 г. власти  страны вынесли на рассмотрение  парламента законопроект об иммиграции  и гражданстве, в котором предлагалось  ввести отдельные школы для  детей беженцев. Министр внутренних  дел Великобритании Дэвид Бланкетт объявил о планах организовать обучение детей беженцев в специальных центрах проживания иммигрантов, а не в обычных британских школах, как это делалось до того. Как и в случае с предыдущим планом эта инициатива вызвала бурный протест со стороны правозащитников, которые обратили внимание общественности на расистскую природу данного законопроекта, препятствующего беженцам адаптироваться в обществе. А между тем результаты расследования расовых бунтов, произошедших на севере Британии летом 2001 г., показали, что раздельное образование и проживание этнических общин стали чуть ли не основной  причиной беспорядков. Всё это в итоге заставило Британское правительство пойти на попятную, но вряд ли кто-нибудь может гарантировать, что оно не вернётся к своим задумкам в ближайшем будущем.

Британский  план,  подливший  масла в огонь  споров о том насколько опасны иммигранты для будущего Европы, был  поддержан только Данией и Голландией. Однако большинство лидеров стран  ЕС, одобрив ту идею, что нужно  наладить процедуру возвращения  на родину мигрантов, которым было отказано в предоставлении убежища, тем не менее, отказались выделить средства на создание «протекционных зон».  Швеция и Германия, принявшие в штыки  британский план, обосновали это тем, что «протекционные  зоны» будут  восприниматься общественностью как  «концентрационные лагеря». Не получив  поддержки от ЕС, британское правительство  заявило, что берётся  собственноручно  осуществить свой план.

Информация о работе Актуальные проблемы миграции в ЕС