Альтернативная гражданская служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:11, реферат

Описание работы

Происходящие изменения в России затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека и всего общества. Стремление государства и общества к изменению экономической, социальной, правовой и других основ направлено не только на укрепление российской государственности, но и на реализацию конституционных положений о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, которую государство обязано защищать, всеми имеющимися у него для этого средствами.
Часть 3 статьи 59 Конституции РФ гарантировала каждому гражданину право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой. Только с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. " Об альтернативной гражданской службе каждый гражданин РФ сможет реализовать указанное право, В Законе альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Альтернативная гражданская служба.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Альтернативная гражданская служба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Каляев А.Д

Проверила: Анохина Н.Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2013

Происходящие изменения в России затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека и всего общества. Стремление государства и общества к изменению экономической, социальной, правовой и других основ направлено не только на укрепление российской государственности, но и на реализацию конституционных положений о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, которую государство обязано защищать, всеми имеющимися у него для этого средствами.

 

Часть 3 статьи 59 Конституции РФ гарантировала каждому гражданину право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой. Только с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. " Об альтернативной гражданской службе каждый гражданин РФ сможет реализовать указанное право, В Законе альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности.

 

Но сначала немного истории. Издревле человек воевал. Воевал не только с природной стихией, дикими животными, но и с себе подобными. С веками эта война становилась все более ожесточенной. Человек изобретал изощренные орудия убийств. Война наносила непоправимый ущерб человеческой цивилизации и отбрасывала культуру на десятилетия и даже на столетия назад.

 

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией (1916) и Данией (1917) стала одной из первых стран, признавших в XX веке право на отказ от военной службы. В результате чего был издан декрет от 23 января 1918 года, а впоследствии - декрет от 4 января 1919 года " Об освобождении от воинской повинности ".

 

Закон « Об обязательной военной службе» 1925 года и аналогичный закон 1928 года также признавали право граждан на отказ от военной службы по религиозным и иным убеждениям. Как видно в тяжелейший для республики период - в разгар гражданской войны, когда армия остро нуждалась в пополнении, были приняты весьма гуманные законодательные акты, и практика применения этих актов носила беспрецедентный характер в СССР.

 

С принятием Закона « О всеобщей воинской обязанности» в 1939 году альтернативная служба юридически была отменена.

 

Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести признано как на международном, так и на региональном уровнях. Оно неотъемлемо входит в понятие права на свободу мысли, совести и вероисповедания, признанного в ст. 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году, В 1987 году комиссия ООН приняла резолюцию 1987/46, в которой отказ от воинской службы по убеждениям совести ясно определяется как «законное осуществление права на свободу мысли, совести и вероисповедания». Это определение было вновь подтверждено в последующих резолюциях, принятых Комиссией в 1989, 1993 и 1995 годах. В общих комментариях №22 (48) по ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых в июле 1993 года, Комитет ООН по правам человека согласился с мнением Комиссии и выразил свое убеждение в том, «...что такое право вытекает из ст. 18, поскольку обязанность применять смертоносное оружие может находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом следовать своим вероисповеданию и убеждениям».

 

Право на отказ от воинской службы является реальным правом человека

 

Выводы этих двух организаций ООН также поддерживаются в ряде резолюций, принятых Европейским парламентом. В резолюции от 13 октября 1989 года Европарламент «призывает к тому, чтобы право на отказ от воинской службы, вооруженной или невооруженной, было гарантировано всем, чье решение основано на глубоких убеждениях совести, что соответствует принципам свободы и справедливого отношения к каждому члену общества».

 

18 января 1994 года Европарламентом была принята  очередная резолюция по этому  вопросу. В ней говорится, что  «право на отказ от воинской  службы является реальным правом  человека». В своей резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме  Комиссия ООН по правам человека  «обращает внимание на право  каждого заявлять о своем отказе  от воинской службы по убеждениям, что является выражением права  на свободу мысли, совести и  вероисповедания...».

 

Комиссия ООН по правам человека подчеркивает следующее: «В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы говорится, что формы АГС должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности». Также указано, что «проходящие АГС не должны иметь меньше социальных или финансовых прав, чем те, кто проходит воинскую службу». Комиссия по правам человека в своей резолюции 1995 года «подтверждает важность того, чтобы информация о праве отказа от воинской службы по убеждениям и о правилах получения соответствующего статуса была доступна всем, кого касается военный призыв.

 

АГС в Европе

 

В большинстве Европейских стран-членов ОБСЕ признают право на АГС. Франция и Испания объявили о сокращении призыва и его ликвидации в первые годы XXI века. Бельгия и Голландия уже ликвидировали обязательную воинскую службу.

В Германии военная обязанность сохраняется, но все большее количество молодых людей заявляют о своем желании проходить АГС. По данным Бундесвера, таких людей сейчас насчитывается около 35% и это количество увеличивается в среднем на 3% в год. Свыше 70% отказников составляют лица, отказывающиеся от службы в армии по убеждениям совести, а не веры.

 

Есть страны, где до сих пор отказников приговаривают к тюремному заключению. Так, в Греции ежегодно под суд отдаются сотни мужчин в связи с отказом от военной службы по религиозным убеждениям. И все это несмотря на то, что Греция является членом Совета Европы.

 

Турция - член НАТО и Совета Европы - категорически отказывается признавать право на АГС. Наиболее благополучно дела с АГС обстоят в Дании, Германии, Швеции, Дания признала право на АГС еще в 1917 году. Раньше нее была только Англия (1916). 15 мая отмечается во многих странах как Европейский день отказников от военной службы.

 

Что же такое альтернативная гражданская служба?

 

В Федеральном Законе № 113 от 25.07.2002 г. альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности, которая осуществляется в интересах общества и государства, (ст. 1 ФЗ)

 

Любой гражданин согласно ст. 59 Конституции РФ обязан защищать свое Отечество, причем его защита - моральный долг и обязанность каждого российского гражданина. Выполняя свою обязанность перед Отечеством не в форме военной службы, а в форме трудовой деятельности, гражданин, реализуя свои трудовые способности содействует укреплению экономической мощи России.

 

Целесообразно использовать труд лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу в тех отраслях производства, которые нуждаются в рабочей силе и поддерживают авторитет государства у граждан.

 

Поэтому, согласно п. 4 ст. 4 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» существуют перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, а также перечни организаций, где предусмотрено прохождение АГС.

 

В то же время, зарубежный опыт показывает, что лица, заявившие об отказе от военной службы, привлекаются к выполнению тяжелой и не престижной работы.

 

Необходимо учитывать, что альтернативная гражданская служба, заменяющая военную, не рассматривается в качестве принудительного труда (ст. 4 Трудового Кодекса РФ), хотя анализ отдельных положений ФЗ

«Об альтернативной гражданской службе» может привести к такому заключению (например, ограничение права выбора рода занятости, принудительное направление на работу в другую местность и др.)

 

Следует подчеркнуть, что положения российского законодательства полностью соответствуют международным пактам по правам человека.

 

Трудоустройство граждан осуществляется в централизованном порядке.

 

Хочется отметить, что по сравнению с Модельным законом «Об альтернативной гражданской службе», принятым на 14-м заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16.10.99 г. в котором предлагается прохождение гражданской трудовой службы на территории постоянного места проживания, российский закон закрепил обязанность прохождения такой службы, прежде всего за пределами территории постоянного места жительства.

 

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. С учетом этого, трудовая деятельность лица, проходящего АГС, начинается с заключения с ним срочного трудового договора. Срок действия такого договора не должен превышать срока АГС. Согласно ст. 5 рассматриваемого Закона срок действия альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию не государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования -21 месяц.

 

В случаях, если гражданин проходит службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, продолжительность службы составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения АГС, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с АГС. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим АГС, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

 

Однако в отдельных случаях действие срочного трудового договора может быть продлено, если работник; имел прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня), находился в дополнительных отпусках, предоставляемых

работодателем гражданину, обучающемуся в образовательном

учреждении, отбывал уголовное или административное наказание в виде ареста, появлялся на работе в состоянии алкогольного , наркотического или

иного токсического опьянения.

 

Необходимо учитывать, что заключаемый срочный договор с гражданином, признанным годным для прохождения АГС, отличается от срочного трудового договора, заключаемого с работником в соответствии с общими положениями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Во-первых, в соответствии с ФЗ от 25.07.2002 года сторонами такого Договора выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет и признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

 

Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или

вероисповеданию, он относится к коренному малочисленному народу, ведет

традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

 

Степень годности к выполнению какой-либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

 

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на АГС, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организации в трудовых ресурсах.

 

Следует отметить, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не зависит от принадлежности к какой-либо религиозной организации.

 

Тем самым принято во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.99 г., в котором указано, что право на АГС является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте.

 

Оно должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

 

Россия единственная из стран - участниц СНГ, которая признает право на альтернативную гражданскую службу за гражданами независимо от их членства в религиозных организациях.

Информация о работе Альтернативная гражданская служба