Правовой режим земель космического обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 00:13, реферат

Описание работы

Земли для обеспечения космической деятельности.
На этих землях размещаются наземные объекты космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, экспериментальные базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов.

Файлы: 1 файл

земелька.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕАЦИИ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЗЕМЕЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему «Правовой режим земель космического обеспечения»

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

                        

 

                                Выполнила:

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения

Земли для обеспечения космической деятельности

На этих землях размещаются наземные объекты космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, экспериментальные базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов.

Основной перечень наземных и иных объектов космической инфраструктуры предусматривается в ст. 18 Закона РФ «О космической деятельности». Этот Закон с дополнениями является основным нормативным правовым актом, призванным регулировать в соответствии с ЗК земельные отношения в связи с космической деятельностью.

Являясь мировой космической державой, направляя усилия на развитие научно-технического прогресса, повышение авторитета страны, наращивание своих позиций по запуску искусственных спутников и людей в космос, Россия установила особый режим использования и охраны земель для обеспечения космической деятельности. Она предоставляет и сдает в аренду свои космические сооружения другим государствам.

Регулирование указанных отношений осуществляется в постановлениях Правительства РФ от 26.06.2004 № 314 «Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве» и от 15.08.1997 № 1039 «О правилах оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю».

Использование участков под эпизодическое падение ракет

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, не изымаются у землеобладателей, а порядок возмещения им ущерба определяется Правительством РФ. Эти положения ст. 92 ЗК нуждаются в развитии подзаконными актами. Так, в постановлении Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» предусматривается выделение Минобороны России органами исполнительной власти субъектов РФ земельных участков для падения отделяющихся частей ракет при пусках ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они находятся. В этих договорах предусматриваются:

  • установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;
  • обеспечение Минобороны России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещения затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период пусков ракет;
  • установление порядка возмещения Минобороны России причиненного ущерба, приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, и др.

На Минобороны России возлагается обязанность возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет. Ущерб возмещается по представлению заключений совместных комиссий Минобороны России, МЧС России, Минприроды России и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет"» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование районов падения при запусках космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Земли для обороны и безопасности

В отличие от других земель промышленности и иного специального назначения права на земли обороны и безопасности возникают у участников земельных отношений лишь по основаниям, предусмотренным ЗК и иными федеральными законами (не законами и иными актами субъектов РФ и муниципальных образований).

В соответствии со ст. 93 ЗК РФ к землям данной категории относятся земельные участки, предоставленные соответствующим субъектам для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. Указанные земли предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование соответствующих субъектов или в аренду. В то же время при необходимости временного (эпизодического) использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки могут предоставляться в краткосрочное пользование без изъятия их у собственников земли и землепользователей.

Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны, определяется общими нормами законодательства о землях несельскохозяйственного (специального) назначения.

Государственный контроль за использованием земель, предоставленных для нужд обороны, осуществляется соответствующими органами государственного земельного контроля. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по согласованию с войсковыми частями и предприятиями Минобороны РФ могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны, в безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

В пределах границ земель, предоставленных войсковым частям, могут устанавливаться внутренние запретные зоны с определением обязательного режима пользования ими. Такие запретные зоны могут устанавливаться и вне предоставленных войсковым частям участков (внешние запретные зоны). Как правило, они устанавливаются без изъятия у землепользователей, на территории которых создаются. Их границы, размеры и правовой режим определяются в решении о предоставлении земель или устанавливаются в соответствии с действующим земельным законодательством.

Часть земельных отношений, связанных с обеспечением обороны и безопасности, регулируется в других федеральных законах. Содержащиеся в них нормы земельного права должны соответствовать земельному законодательству (п. 1 ст. 2 ЗК). Так, в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», как и в ЗК, предусматриваются предоставление участков для подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ (дислокация войск и сил флота, проведение учений, испытательные полигоны, места уничтожения оружия и боеприпасов), разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов, создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Для проведения временных военных учений могут выделяться участки во временное (срочное) пользование на основании срочных договоров с землеобладателями, договоров аренды земельных участков без изъятия участков у землеобладателей.

Природные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Порядок землепользования на землях обороны частными землепользователями регулируется Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176.

Запретные зоны

Для обеспечения безопасности хранения вооружения, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного и социально-бытового назначения, а также охраны окружающей природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов участках могут устанавливаться запретные зоны.

Для смежных с военными землями территорий могут вводиться ограничения, призванные обеспечить интересы обороны страны, экологическую безопасность населения и охрану окружающей среды. В пределах земель обороны и безопасности могут устанавливаться запретные зоны двух видов:

  • внутренние, расположенные внутри, в границах расположения военного объекта; в них допускается пропускной режим прохода и проезда;
  • внешние, устанавливаемые органами, которые издают акты об отводе земель; здесь вводятся ограничения на некоторые виды строительства, размещение объектов связи и иных средств информации, топографические и картографические работы.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082) расквартирование войск, организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ и использование земель для иных нужд обороны, как и установление на них режима деятельности, относятся к компетенции Минобороны России.

Земли для обеспечения Государственной границы РФ

Особую часть земель, предоставленных для нужд обороны, составляют земли пограничных войск. Как и всем другим войскам, им могут предоставляться земельные участки для размещения военных городков и иных специальных объектов. Вместе с тем их деятельность по охране государственной границы осуществляется в пределах особых территорий

  • пограничных зон 
  • пограничных полос

Размеры и режим пограничных зон и полос устанавливаются Законом Российской Федерации "О государственной границе".

В пограничную полосу включаются: полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морского побережья и пограничных рек.

Упомянутый Закон определяет возможность и порядок использования пограничной полосы для хозяйственной, промысловой и иной деятельности, а также для проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий.

В целях защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска.

В пограничную полосу могут не включаться: территории населенных пунктов, домов отдыха, других лечебно-оздоровительных учреждений, места массового отдыха и общего водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Исходя из характера отношений России с сопредельными государствами на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

На въездах в пограничные полосы выставляются опознавательные и предупредительные знаки. Эти знаки и пределы пограничных полос определяются решениями исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по представлениям старших должностных лиц пограничных войск на территории субъекта РФ. Содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные правила действуют, подлежат опубликованию.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, проведение массовых культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ; конкретные работы и мероприятия проводятся с разрешения пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Информация о работе Правовой режим земель космического обеспечения