ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: Определить роль ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме.
2. Охарактеризовать правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;
3. Рассмотреть систему профилактической работы с несовершеннолетними;
4. Раскрыть деятельность ПДН в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2
Глава 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Несовершеннолетние как категория лиц……………………4
1.2. Антиобщественное поведение несовершеннолетних как причина правонарушений………………………………………………….6
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………….8
2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних……………12
2.3. Методы профилактики правонарушений……………..……18
Заключение ……………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….…34

Файлы: 1 файл

Профилактика правонарушений несовершеннолетних Курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

-профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального  воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы  профилактики правонарушений, включают в себя8:

- сбор и анализ сведений о  правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

- анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других, связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

- прогнозирование преступности  и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

- создание на основе анализа  сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

- выявление и устранение причин  правонарушений и условий, способствующих их совершению;

- учет правовых и криминологических  аспектов при подготовке проектов решений;

- осуществление правовой пропаганды  и правового воспитания населения;

- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

- обеспечение в пределах полномочий  соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

- разработка и внедрение стандартов  безопасности от правонарушений;

Необходимо использовать:9

- направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

- направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков.

Планируется введение паспортов профилактики правонарушений на территориях и объектах.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений:10

- профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);

- направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

- оказание помощи профилактируемому лицу;

- осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);

- привлечение родственников, других лиц к воздействию;

- другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Виктимологическая профилактика правонарушений – выявление и устранение, нейтрализация  факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих  поведение отдельных лиц, обуславливающих  повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.

 

2.2.  Подразделения по делам несовершеннолетних

 

В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования  деятельности подразделений по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел.11

Прежде всего деятельность ПДН регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции». В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.12

В настоящее время система имеет прежде всего защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним.

Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в законе о профилактике определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних13. Кроме того Приказом Министерства внутренних дел РФ №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26 мая 2000 года, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в РФ непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется законом о профилактике, Приказом МВД и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД.

В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними14:

-  употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;

- совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного взыскания;

- совершившими правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

-не подлежащими уголовной ответственности в связи с  недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

Все, сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые  помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о  профилактике. В частности, ПДН:15

- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения  
о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;

- принимать участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

Деятельность ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №569.

Должностные лица подразделений  по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке  посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

Информация о работе ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних