Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Впервые официально термин «чрезвычайная ситуация» был введен Временным положением о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация определялась как обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности1.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
1. Понятие, содержание и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

2. Факторы, определяющие особенности организации деятельности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера как обстоятельства введения особых административно-правовых режимов

Глава 2.
1. Принципы, цели и задачи деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

2. Организационная структура органов управления при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

3. Нормативно-правовой аспект организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

           Колледж Современная школа бизнеса 

 

 

 

 

 

         КУРСОВАЯ                                                                                                                                

                                 По дисциплине МДК

На тему: Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС техногенного характера

 

 

                                                                 Выполнил

                                                                 Студент 4 курса специальности

      МДК 

                                                Киракосян Арман Норайрович

            Проверил

       Преподаватель:Шиков В.В

 

 

 

 

                                             Г.Ставрополь,2015

 

 

 

 

Введение

Глава 1.

1. Понятие, содержание и  характеристика чрезвычайных ситуаций  техногенного характера

 

2. Факторы, определяющие  особенности организации деятельности  при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

 

3. Чрезвычайные ситуации  техногенного характера как обстоятельства  введения особых административно-правовых  режимов

 

Глава 2.

1. Принципы, цели и задачи  деятельности органов внутренних  дел при чрезвычайных ситуациях  техногенного характера

 

2. Организационная структура  органов управления при чрезвычайных  ситуациях техногенного характера

 

3. Нормативно-правовой аспект  организации деятельности органов  внутренних дел при чрезвычайных  ситуациях техногенного характера

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Понятие, содержание и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

Прежде, чем дать определение чрезвычайным ситуациям техногенного характера, необходимо выяснить, что означает понятие «чрезвычайная ситуация» в целом.

 

В настоящее время в научной литературе и нормативных актах можно найти несколько определений чрезвычайной ситуации.

 

Впервые официально термин «чрезвычайная ситуация» был введен Временным положением о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация определялась как обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности1.

 

Другое, более широкое определение чрезвычайной ситуации мы встречаем в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», а именно: это ситуация, при которой нарушены нормальные условия жизнедеятельности людей, на объекте и определенной территории (акватории), вызванная аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям .

 

Согласно же федеральному законодательству2 под чрезвычайной ситуацией подразумевается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В данном случае законодатель не только перечисляет некоторые опасные явления (авария, природное явление, катастрофа, стихийное бедствие), но и критерии, согласно которым иные бедствия также можно отнести к разряду чрезвычайных ситуаций.

 

Несколько иное определение чрезвычайной ситуации дано в постановлении Правительства Москвы № 530 от 21 июля 1992 г.: это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или их здоровью, с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом. В данном определении речь идет лишь о негативных последствиях для людей и материальном ущербе, но ничего не говорится о самой сути явления. На наш взгляд, данная формулировка не в полной мере соответствует необходимым требованиям научной дефиниции. Если иметь в виду криминальные чрезвычайные ситуации, то при таком подходе априори заложена многозначность ее толкования .

 

 

 

 

Как обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду определяет чрезвычайные ситуации А.П. Зайцев .

 

Совершенно иную формулировку дают Н.И. Архипова и В.В. Куль-ба: чрезвычайная ситуация - это неблагоприятное сочетание факторов и событий, составляющих угрозу жизни людей, нарушающих условия их нормальной жизнедеятельности, препятствующих производительной, бытовой и другим видам деятельности4.

 

Основной упор в указанной дефиниции делается на неблагоприятные факторы и события, составляющие угрозу жизни людей и нарушающих условия их нормальной жизнедеятельности. Сходную точку зрения имеет Б.П. Кондрашов. По его мнению, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного, техногенного или социального явления, создающая угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства, которая требует принятия неотложных адекватных мер правового, экономического, организационного и иного характера1.

 

Наиболее точной нам представляется позиция С.А.Старостина , который под понятием «чрезвычайная ситуация» подразумевает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате опасного явления социального, природного или техногенного характера, создающую реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства или уже повлекшую многочисленные жертвы, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей, ущерб окружающей природной среде и для ликвидации которой требуются неотложные и специальные меры правового, организационного и иного характера. На наш взгляд, это мнение более предпочтительно, поскольку такое определение называет источник чрезвычайной ситуации (опасные явления социального, природного и техногенного характера), но и говорит о необходимости принятия неотложных и адекватных мер, а это очень важно для органов внутренних дел.

 

Представляет несомненный интерес мнение практических работников ОВД по вопросу содержания понятия чрезвычайная ситуация. На вопрос в соответствии с какими признаками Вы отнесли бы ситуацию к категории чрезвычайных руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации перечислили следующие признаки: наличие пострадавших (100.0% опрошенных), размеры материального ущерба (100.0%), степень общественной опасности (100.0%), масштабы распространения (55.3%), количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности (44.7%о), необходимость использования дополнительных сил и средств для ликвидации последствий ЧС (36.8%), продолжительность ситуации (23.7%)1.

 

Ответы сотрудников младшего и среднего начальствующего состава ОВД, также принимавших участие в ликвидации ЧС природного и техногенного состава, не намного отличаются от ответов руководителей, однако по их мнению (72%), размеры материального ущерба ЧС не столь существенный признак ЧС, в отличие от наличия пострадавших и степени общественной опасности.

 

Понятие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тесно связано с существующей классификацией чрезвычайных ситуаций.

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как обстоятельства введения особых административно-правовых режимов

 

Единственным законодательно регламентированным особым административно-правовым режимом, вводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций, в настоящее время является чрезвычайное положение.

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ст. I)1.

 

Конституционный институт чрезвычайного положения является важным элементом государственно-правовой системы и обязательным компонентом системы национальной безопасности России, что вызвано многими причинами, как социального, так и природного и техногенного характера.

 

В период чрезвычайного положения допускаются отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена в ст.55 Конституции Российской Федерации. Ст.56 Конституции РФ устанавливает пределы и порядок введения таких ограничений при чрезвычайном положении.

 

Термин "чрезвычайное положение» имеет два значения. В первом он соответствует английскому выражению "emergecy", которое, в "Новом Бентамском словаре английского языка" толкуется как "внезапное или неожиданное событие, требующее немедленных действий" (анонимы: крайняя необходимость - exigency, кризис - crisis, настоятельная потребность -necessity, критическое состояние - pass, стечение обстоятельств -conjuncture). Во втором соответствует английскому словочетанию - a state of emergency, что означает «состояние (или режим) чрезвычайного положения».

 

Предметом правового регулирования является чрезвычайное положение во втором своем значении. По определению, чрезвычайным положением называется конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке. Соответственно конституционный институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм, определяющих: а) обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; б) государственный орган (или органы) уполномоченный вводить чрезвычайное положение; в) порядок введения чрезвычайного положения; г) временные и пространственные границы действия; д) особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий огра ничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей; е) в федеративных государствах - временные изменения в разграни чении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов власти субъектов федерации; ж) регулирование иных изменений в период чрезвычайного положе ния и др. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации (ст. 2).

 

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно - спасательных и других неотложных работ (п. «б» ст. 3).

 

Далеко не все практические работники считают перечень обстоятельств, перечисленных в законе исчерпывающим (только 81,6%). Обращает внимание тот факт, что этот перечень нуждается в дополнении не только при ЧС социального, но и природного и техногенного характера.

 

Часть «б» ст.З Закона сформулирована таким образом, что с ней полностью сочетается часть первая статьи 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законодателями принято решение выделить такие явления, как эпидемии и эпизоотии, из общей категории «иные бедствия».

Принципы, цели и задачи деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации является едва ли не главным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, а в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера совместно с другими органами выполняет значительные функции, связанные с их ликвидацией их последствий.

 

Рассмотрим в начале основные принципы управления органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях. По мнению автора, только на основе строго определенных, научно обоснованных, взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, представляющих исходные правила, требования, нормы деятельности по упорядочению всей системы управления возможно обеспечить эффективность деятельности ОВД. Руководствуясь ими, субъекты управления обеспечивают необходимую интеграцию отдельных видов управленческой деятельности во всех элементах (подразделениях системы), их взаимную согласованность и общую направленность на реализацию поставленных задач.

 

Спектр толкования принципов колеблется от восприятия их как чисто объективных категорий до признания за ними лишь субъективных идей конкретных людей. Например, Ц.А. Ямпольская определяет принципы управления как объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится управление и на основе которых оно функционирует. По мнению И.Н. Кузнецова, принципы - это руководящие правила, положения, нормы поведения, которыми руководствуются органы управления . Г.И. Петров характеризует принципы управления как исходные положения, базирующиеся на познании объективных законов общественного развития и которыми руководствуются в своей деятельности работники органов социального управления .

Информация о работе Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС техногенного характера