Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е.

Файлы: 1 файл

билеты ап.docx

— 123.06 Кб (Скачать файл)

Б1

В1 Общее понятие управления, управление как социальное явление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия  субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают  различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс  воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных  элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие  в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи. Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется  наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость  элементов системы; определенные формы  и методы деятельности.

Под управлением в самом  общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы  на основе информационных связей и  отношений.

Любому управленческому  процессу свойственны следующие  характерные черты: а) необходимость  создания и функционирования законченной  системы; б) целенаправленное воздействие  на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений  и связей, способных выполнять  поставленные задачи; в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; г) информация как главное связующее  звено между участниками управления; д) наличие иерархии в структуре  управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); е) использование различных  форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых  используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Процесс управления имеет место  только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних  возмущающих факторов, приведения системы  в соответствие с объективными закономерностями данной среды.

Управление неразрывно связано  с информацией. Для устойчивого  существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию.

Существенным признаком  управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это  необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии  объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи.

Социальное управление как особый тип управления представляет собой  воздействие одних людей на других главным образом с помощью  информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения  устойчивости, развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных  особенностей. Соц управл = гос упр и негос упр.

1. Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом  в целом), что является особым  типом взаимоотношений людей.

2. Действия человека носят  сознательный, целесообразный, волевой  характер. Воля — регулирующая  сторона сознания, направляющая  деятельность человека на выполнение  поставленной цели.

3. Высокая степень автономии,  самостоятельности, свободы воли  управляемых, которые способны  к самоорганизации.

4. Управление людьми осуществляется  сознательно.

В2 Надзор органов  прокуратуры

Прокурорский надзор — это специфический  вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные  правом, являясь в этом смысле универсальным.

Прокурор вправе в силу предоставленных  ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным  лицом либо гражданином, если в поступивших  заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя  надзор, не должны подменять иные государственные  органы и должностных лиц, на которых  возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную  деятельность предприятий и организаций.

Цели прокурорской деятельности заключаются  в том, чтобы обеспечить:

верховенство закона;

единство и укрепление законности;

защиту прав и свобод человека и  гражданина;

охраняемые законом интересы общества и государства.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными  органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных  организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за законностью  деятельности государственной администрации  — одно из направлений прокурорского  надзора.

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет  и специальные меры прокурорского  реагирования:

протест - это правовой документ, который  приносится на незаконный правовой акт  и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с  действующим законодательством.;

представление - это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий.;

постановление;

заявление о признании  правового акта противоречащим закону (недействительным);

предостережение.

 

 Б2

В1   Понятие, принципы, характерные черты гос  управления.

ГУ – это целенаправленное практическое воздействие гос-ва на общественные отношения для упорядочения организации соответствующей системы, оказания на неё регулирующего влияния, обеспечения её должного функционирования и возможного изменения.

Свойства ГУ:

- опирается на силу  гос власти

- облад признаком всеобщности

- облад призн системности

ГУ в шир смысле –  регулирующая деятельность г-ва, осуществляемая гос-но властными органами и иными  органами гос власти(прокуратура, судебн департамент, счётн палата).

Гу в узк смысле –  практич целенапр, организующая, подзаконная, исполнит-распорядит и регул деят-ть Президента РФ, Прав-ва РФ, федер и  рег орг ИВ, исп орг муниц  власти, еслитакие полномочия по гос  управл делегированы ФЗ или законом  СРФ.

Виды Гу

- внутреннее осущ ИОГВ  в целях организации самой  сис-мы этих органов

- внешнее осущ-е оив  своих внеш полномочий, кот адресованы  субъектам права физ лицам  и организациям, кот не имеют отношения к гос администрации.

- внутриорганизационное  ГУ осущ в других гос-но властн  орг и прокуратуре.

Функции гу

- инф обеспеч-е

- прогнозир-е – науч  обоснование перспектив и выраб  стратегии

- планир- е опред-е достиж  конкр результ=в за опр период, а также путей и средств  достижения

- организация формир-е  сис-мы гу

- распорядит-во оператив  регу управл-х отнош-й

- руководство – устан  нормативов и правил деятельности  как гос орг так и долж  лиц

- координация – соглас-е  деят-ти разл гос орг-в

- контроль – устан-е  соотв-я фактич сост сис-мы  гу требуемому стандарту, оценка  результатов

- регулир-е – исп-е  мет и спос упр-я в процессе  организации сис-мы гу.

  Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки.

1. Государственное управление —  это исполнительно-распорядительная  деятельность по применению законов  и иных (подзаконных) нормативных  правовых актов. 

2. Государственное управление  наряду с правоприменением осуществляет  административное правотворчество  (правоуста- новление).

3. Государственное управление  осуществляется везде, где возникает  необходимость в обеспечении  исполнения законодательных актов,  а также защиты прав и свобод  граждан (признак всеобщности).

4. Государственное управление  — это непрерывная, постоянная  и планомерная деятельность, основанная  на объективных закономерностях  функционирования исполнительной  власти и направленная на обеспечение  государственных интересов, прав  и свобод граждан, общественного  порядка и безопасности.

5. Государственное управление  осуществляется специальными органами  государственной исполнительной  власти, которые создаются государством  как на уровне Российской Федерации,  так и в субъектах РФ и  образуют систему органов государственного  управления.

6. Государственное управление  отвечает принципу законности,

7. Государственное управление  строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и  горизонтальных связей и отношений.

9. Государственное управление  обеспечивает административный (внесудебный)  порядок осуществления органами  исполнительной власти так называемого  «принуждающего» управления (например,

В2 Понятие и  характерные черты административного  надзора.

административный надзор — надведомствен- ный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

Во-первых, властными субъектами надзорной  деятельности являются структурные  подразделения государственной  администрации, субъекты публичной  исполнительной власти1.

Во-вторых, основная цель административного  надзора — обеспечение безопасности граждан, общества, государства.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и  др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи  с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов  власти, в плановом порядке.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными  надведомственными полномочиями.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением  административного принуждения.

В системе регулятивного административного  надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими  лицензии и иные разрешения.

надзор за лицами, совершившими преступления.

Содержание административного  надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

1. Правотворчество, участие  в определении правового режима  поднадзорных объектов.

3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз,  выдача заключений на проекты  строительства сооружений, производства  продукции и т. д.

4. Текущий контроль. Он  предполагает наблюдение за соответствующими  отношениями, действиями, состоянием  окружающей среды и материальных  ценностей.

5. Применение мер пресечения  неправомерных действий в целях  уменьшения тяжести последствий  таких действий

6. Привлечение виновных  к ответственности.

 

Б3

В1 Понятие и  признаки исп власти.Соотношение  ив и гу.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и  возможность официальных руководителей  управлять кем-либо, подчинять своей  воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда  данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему  органов исполнительной власти), компетенцию  ее органов и служащих, ее деятельность.

1. Первый признак исполнительной  власти — ее вторич- ность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак исполнительной  власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности.

3. Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

4. Исполнительная власть  имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы.

5. Наличие в непосредственном  ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"