Юридическая (правовая) экспертиза правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

В условиях российской правовой действительности вопрос разработки единой системы требований к подготовке проектов нормативных правовых актов, проведению экспертиз, как на стадии подготовки нормативного правого акта, так и в отношении уже действующего акта (в том числе правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертизы), установления критериев правовой корректности нормативных правовых актов, определения процедуры оценки их качества является весьма актуальным.
Объектом исследования контрольной работы является правовая экспертиза нормативных правовых актов.
Цель контрольной работы — определение значения и методики проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов для повышения эффективности законодательства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

1. Понятие и классификация нормативных правовых актов…………………...4
2. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов……………8
3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма исодержание………………………………………………………..14

Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Зак Субъекта.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Так же отдельно выделяют научную  экспертизу, которая проводится по наиболее сложным нормативным правовым актам научными институтами. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации о 2 августа 2001 года № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной государственной власти при осуществлении законопроектной деятельности направляют концепцию законопроекта в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.

В Российской Федерации статус общественной экспертизы проектов федеральных законов  и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления определен в Федеральном законе от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об общественной палате Российской Федерации». Согласно которому, решения Общественной палаты, принимаемые в результате проведения общественной экспертизы в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер, однако подлежат обязательному рассмотрению в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления.

В рамках законодательного процесса на федеральном уровне правовая экспертиза проекта закона осуществляется, прежде всего, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Проведение юридической  экспертизы нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  является полномочием Министерства юстиции РФ, которое является органом  исполнительной власти РФ. Юридическая  экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п «а» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

В настоящее время  юридическую экспертизу в Министерстве юстиции России проводят:

территориальные органы Минюста России:

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации  по федеральным округам;

- Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России.

При необходимости к  проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата Минюста России, учреждения Минюста России.

Так, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также в целях снижения административных барьеров осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности утвержден порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Уполномоченным органом по проведению экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности определен аппарат Губернатора Тюменской области. Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области определен в Приложении к постановлению Правительства Тюменской области от 3 сентября 2013 г. N 368-п.

В ряде случаев проведение юридической (правовой) экспертизы связано  с изучением порядка принятия актов, предусмотренного федеральным и (или) региональным законодательством. В основном  это касается актов, устанавливающих порядок использования объектов окружающей природной среды, утверждающих различные нормативы и т. п. Например, ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ установлено, что обязательной экологической экспертизе подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; а также материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

Оценку соблюдения порядка  принятия актов при проведении юридической (правовой) экспертизы давать не рекомендуется.

При поступлении акта, вносящего изменение (дополнение) в  ранее принятый акт, рекомендуется проводить юридическую (правовую) экспертизу измененного (дополненного) акта и составлять экспертное заключение на измененный (дополненный) акт.

Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый акт, устанавливает также новые нормы  или вносит изменения (дополнения) в большое количество актов, возможно составление экспертного заключения на акт о внесении изменений (дополнений).

При проведении юридической (правовой) экспертизы актов, признающих утратившими силу другие акты, рекомендуется оценивать компетенцию принявшего их органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены акта.

Анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения юридической (правовой) экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений акта и норм федерального законодательства. Рекомендуется изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В некоторых случаях рекомендуется рассмотреть несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма и содержание

 

Заключение представляет собой официальный документ, содержащий результат проведенного экспертом исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Правовая экспертиза считается проведенной, если исследование текста нормативного правового акта проведено полностью и выявлены все его недостатки, либо если исследование показало, что замечаний нет, и соответствующие результаты официально зафиксированы в заключении. В юридической литературе высказывается мнение, что экспертное заключение по результатам правовой экспертизы должно состоять из вступительной, основной и заключительной частей.

Во вступительной части  излагаются общие положения о  соответствии нормативного правового  акта действующему законодательству; в основной части — замечания и предложения по тексту акта. В заключительной части экспертного заключения должен быть вывод о возможности или невозможности принятия проекта нормативного правового акта или действия уже существующего нормативного правового акта. Такая точка зрения, на мой взгляд, представляется логичной и обоснованной.

В соответствии с этапами  правовой экспертизы, экспертное заключение должно содержать ответы, в том  числе на следующие вопросы:

Существует ли потребность  в правовом регулировании рассматриваемого вида общественных отношений?

Насколько полно по отношению  к исходной проблеме определен предмет  правового регулирования, насколько  анализируемые правовые нормы необходимы и достаточны для достижения целей  нормативного правового акта?

Соблюдён ли порядок внесения проекта нормативного правового акта в орган государственной власти, уполномоченный на его принятие?

Относится ли осуществление правового регулирования в соответствующей сфере к предметам ведения и полномочиям субъекта Российской Федерации?

Входит ли регулирование отношений в соответствующей сфере в компетенцию конкретного органа государственной власти субъекта РФ?

Какие нормативные правовые акты РФ и её субъектов регулируют отношения в данной сфере на момент внесения проекта нормативного акта в орган государственной власти, уполномоченный на его принятие?

Нет ли в потенциальном  или действующем нормативном  правовом акте положений ненормативного характера, дублирования существующих норм?

Можно ли решить возникшую проблему средствами правового регулирования?

Соответствуют ли положениям проекта нормативного акта нормативным актам большей юридической силы?

Предусмотрен ли в проекте нормативного правового акта механизм реализации его положений?

Требуются ли затраты  из бюджета или иных источников для реализации нормативного правового акта?

Соблюдены ли правила  юридической техники при оформлении проекта нормативного акта?

Требования к содержанию экспертного заключения закреплены в Рекомендациях по подготовке экспертного заключения по юридической экспертизе нормативных правовых актов, указанных в Приказе Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. № 278. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

реквизиты акта, проходящего  юридическую экспертизу (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);

повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в  него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона, поручение Минюста России или управления по федеральному округу, обращение полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, иных органов, а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству, и другие);

предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность  акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции  принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации  и федеральным законам;

соответствие формы  и текста акта правилам юридической  техники.

Полнота экспертного  исследования нормативного правового акта предполагает также анализ всех положений, комплексное изучение соотношения различных статей акта, проверку логичности, отсутствия внутренних противоречий, последовательности расположения всех структурных элементов, определения правильности использования терминов и других атрибутов документов рассматриваемого вида.

Следует обратить внимание на то, что экспертное заключение носит  рекомендательный характер, то есть не обязывает орган государственной  власти субъекта РФ вносить соответствующие изменения в нормативный правовой акт, содержащий положения, не соответствующие Конституции РФ и федеральному законодательству. «Получается, - отмечает Ю. И. Колесов, - что органы юстиции проводят юридические экспертизы, выявляют незаконные нормативные правовые акты, составляют соответствующие экспертные заключения, но призвать к ответственности за принятие незаконных актов не могут... Самой актуальной проблемой, требующей незамедлительного решения, является отсутствие у Министерства юстиции Российской Федерации механизма для реализации своих полномочий по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экспертная деятельность занимает особое место в системе  инструментов оценки эффективности  законодательства. Экспертные оценки проектов нормативных правовых актов имеют прогностические суждения, содержащие возможные варианты развития событий в той или иной сфере общественных отношений, в результате принятия нормативного акта. Поэтому значение производства правовой экспертизы важно как на стадии проектирования норм права, так и уже действующих нормативных актов.

Информация о работе Юридическая (правовая) экспертиза правового акта