Дороги местного значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Автомобильная дорога в общем представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для безопасного движения транспорта, при любых погодных условиях. Этот комплекс состоит из земельного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений.
Общие требования, предъявляемые к дорогам, сводятся к обеспечению безопасности движения с необходимой скоростью на всем их протяжении, включая спуски, подъемы, повороты, независимо от времени года и погодных условий. При проектировании дорог большое значение имеет их экономичность (минимальные затраты на строительство и эксплуатацию, снижение себестоимости перевозок и т.д.) при соблюдении высоких технических показателей.

Файлы: 1 файл

курс инжпр.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

 

При выборе направления трассы дороги необходимо соблюдать ряд  общих требований:

  • трассировать дорогу между заданными опорными пунктами по кратчайшему расстоянию с учетом промежуточных пунктов , любое отклонение от прямолинейного направления должно быть обоснованно;
  • избегать предельных (наибольших и наименьших) продольных уклонов и минимальных радиусов поворота, так как это ухудшает эксплуатационные показатели дороги;
  • не занимать под дорогу ценных угодий, избегать сноса строений;
  • не допускать затопления и подтопления прилегающих к дороге земель путем создания подпоров или преграждения стока воды;
  • не проектировать дороги по солончаковым и болотным почвам, барханным пескам, а так же в местах развитого карста, оползней, грязевых выносов, затоплений и подмывов;
  • переходы через болота делать в наиболее узких местах или с наименьшей мощностью торфяной залежи;
  • обходить действующие овраги, не допускать концентрации поверхностного стока воды, ведущей к почвенной эрозии;
  • переходы через речные долины предусматривать на прямых участках рек в наиболее узкой части поймы;
  • внутрихозяйственные дороги размещать как составной элемент устройства территории севооборотов, садов, сенокосов, пастбищ и других сельскохозяйственных угодий.

Трассирование на равнинной  местности. На равнинах трассирование  возможно по прямым большой длины. Опорными пунктами здесь служат промежуточные населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, занятые ценными культурами, границы полей и севооборотных массивов, пересечения рек  и т. д. Предельную длину прямых участков дороги обычно ограничивают 3...5 км, так как движение по длинным прямым в открытой степной местности с однообразной придорожной ситуацией утомляет водителя. На равнинной местности трассу намечают в обход участков поверхностного заболачивания, мест с необеспеченным водоотводом, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов и рощ в малолесных районах. Трассу прокладывают по местным возвышениям, гривам в обход понижений и замкнутых котловин. Это вносит разнообразие в придорожный пейзаж и обеспечивает надлежащий водоотвод и устойчивость земляного полотна.

Трассирование на холмистой  местности. Строительство в такой  местности усложняется тем, что  уклоны по трассе дороги могут на отдельных  участках превышать допускаемые. При  пересечении холмов, если их уклон  больше допускаемого, возможны два  варианта: обход холма или его  пересечение по прямой с устройством  насыпи и выемки. В первом случае удлиняется трасса, во втором – увеличивается  объем земляных работ. Кроме того, устройство дороги в выемке сопряжено  с возможностью вскрытия водоносных прослоек грунта и снегозаносимостью выемки. Оптимальную трассу выбирают путем технико-экономического сравнения вариантов.

Трассирование в горной местности. Строительство дорог в горах  обычно затрудненно  из-за сложных  геологических условий залегания  горных пород, наличия осыпей, оползней, бурных водных и селевых потоков, снежных лавин. Здесь трасса в  значительной степени подчиняется  рельефу. Как правило, ее прокладывают вдоль речной долины по террасам и  с заходом в попутные долины, чтобы  избежать строительства больших  мостовых переходов. Если соединяемые  трассой пункты расположены по разным сторонам водораздельного хребта, то его пересечение возможно двумя  способами: по поверхности или путем  устройства тоннеля.

Трассирование на мелиорированных  землях. На мелиорированных землях – орошаемых и осушаемых –  трассирование имеет свои особенности.

Нормальное использование  мелиорированных земель невозможно без своевременной и правильной постройки дорожной сети. На орошаемых  землях сеть дорог и дорожные сооружения – составная часть оросительной системы, они проектируются и  строятся одновременно с ней. В зависимости  от назначения выделяют дороги следующих  типов: межхозяйственные, внутрихозяйственные, полевые, эксплуатационные и скотопрогоны.

Межхозяйственные дороги обычно относят к дорогам общего пользования, они связывают центральные  усадьбы колхозов и совхозов между  собой и с районными центрами, железнодорожными станциями, пристанями, пунктами сдачи и переработки  сельскохозяйственной продукции, с  автомобильными дорогами общегосударственного, республиканского и областного значения. Дороги этого типа проектируют вдоль  магистральных каналов и хозяйственных  распределителей. Эти дороги, проходящие по орошаемым землям, должны иметь  с обеих сторон санитарную защитную полосу не менее 5м.

Внутрихозяйственные дороги соединяют хозяйственные центры колхоза и совхоза с межхозяйственными  дорогами, полевыми станами, бригадами,  фермами, севооборотными участками  или связывают перечисленные  объекты между собой. Их трассируют вдоль хозяйственных распределителей  и водосборных каналов.

Полевые дороги по назначению разделяют на основные и вспомогательные. Основные дороги – постоянные, они обеспечивают подъезд к поливным участкам и полям севооборотов, к межхозяйственным и внутрихозяйственным дорогам. Трассируют их вдоль границ полей и каналов. Вспомогательные дороги – временные, так как их устраивают на период полевых работ. Они служат для перевозки урожая с полей, доставки удобрений и посевного материала на поля, для обслуживания машинно-тракторных агрегатов, а так же для их холостых поворотов при выполнении полевых работ.

Эксплуатационные дороги необходимы для доставки стройматериалов  и оборудования, требуемых при  ремонте каналов и сооружений мелиоративных систем. Их располагают  вдоль магистрального канала и главных  распределителей. Ширину проезжей части  принимают равной 3м.

Скотопрогоны устраивают для прохода животных от скотных  дворов на пастбища и выгулы. Трасса скотопрогонов должны обеспечивать свободный и кратчайший доступ скота  на пастбищные участки и к водопоям. Вдоль трассы с обеих сторон устанавливают  изгородь во избежание повреждения  открытых каналов скотом. Ширину скотопрогонов  на мелиорированных землях принимают  в пределах 5...8м.

Дороги, проходящие по мелиорированным  землям, входят в состав мелиоративной  системы. Капиталовложения на их строительство  обычно составляют значительную часть  общих капиталовложений на мелиорацию.

 

 

Вычисление направлений  и углов поворота

По топографической карте  путем непосредственных измерений  расстояние от начала трассы до ВУ 1 равняется 720 метровВУ1 до КТ составляет 580 метров.

 Элементы всех закруглений:

ВУ1

Угол поворота: α =28;

Радиус кривой: R=400 м;

Тангенс:

;

Кривая закругления: К= =195,3 м;

 Биссектриса закругления:  Б=12,2 м;

Домер закругления: Д= 2*99,7–195,3 = 4.1 м;

 

Ведомость углов поворота, прямых и кривых

точка

положение вершины угла

угол поворота, град. мин.

Радиус R,м

Элементы кривой,м

пикетажное

S, м

 

ПК

+

лев

прав

 

Т

К

Д

Б

начало кривой

конец кривой

 

НТ

ПК0

0

                     

0

ВУ1

ПК7

20

28

 

400

 

195,3

4,1

12,2

ПК6+20

 

ПК8+19

 

720

КТ

ПК13

                       

580

Σ

             

4,1

         

1300


 

 

Продольный профиль дороги

Продольный профиль вычерчивают  в строгом соответствии с требованиями оформления, установленными нормативной  литературой. 

При построении продольного  профиля вертикальные расстояния (высотные отметки) откладывают в масштабе в 10 раз превышающем горизонтальный:

  • вертикальный масштаб 1:500;
  • горизонтальный масштаб 1:5000.

 

Определение черных отметок

Чтобы построить линию  поверхности земли продольного  профиля, необходимо знать ее отметки  на пикетах. Отметки пикетов определяют по карте методами интерполяции и  экстраполяции.

Данные заносим в ведомость . По данным отметок земли строят чёрную линию продольного профиля.

Отметки пикетов и плюсовых точек трассы относительно горизонталей определялись по формуле линейной интерполяции

Н = Нmin + а/b *h

где Нmin – отметка нижней горизонтали, м; a – расстояние от нижней горизонтали до пикета (плюсовой точки); b – расстояние между горизонталями по линии наибольшего ската; h – высота сечения рельефа.

Результаты измерений  расстояний по плану трассы и вычисления отметок земли по оси приводятся в таблице, в которой превышение точки относительно нижней горизонтали  определяется так:

h = 2.5·x/L.

 

 

Отметки земли по оси трассы. Высотные отметки пикетов

ПК +

a, мм

b, мм

а/b *h, мм

Н(min), м

Н, м

ПК0

7

13

 

187,5

189,5

ПК1

4

6

 

190

192,4

ПК2

0

0

 

195

195,7

ПК3

9

14

 

195

197,3

ПК4

14

18

 

195

197,6

ПК5

30

38

 

195

197,6

ПК6

30

32

 

192,5

195,5

ПК7

32

34

 

192,5

195,5

ПК8

13

37

 

192,5

194,1

ПК9

45

34

 

192,5

193,5

ПК10

7

9

 

190

192,6

ПК11

5

6

 

190

192,8

ПК11+40

0

0

 

192,5

192,8

ПК12

3

6

 

190

191,9

ПК13

1

6

 

187,5

189,1


 

 

 Определение рекомендуемой  рабочей отметки

Рекомендуемая отметка зависит  от дорожно-климатической зоны (в  данном случае - 3 зона). Для вычисления рабочих отметок учитывают высота грунтовых вод, высота поверхностных вод, высота снежного покрова. В нашем случае учитывается только высота снежного покрова, равная 30см = 0,3м.

Рабочая отметка в данном случае вычисляется по формуле:

Нс=hсн + hвоз,

 где Нс - рабочая отметка, м; hсн - высота снежного покрова, м (0,3м);  hвоз - высота над снегом, м.

Высота над снегом для  дорог 5-й категории равна 0.4 м. Следовательно, рабочая отметка для обеспечения незаносимости снегом из расчета по формуле равна:

Нс=0.3 м + 0.4 м = 0.7 м.

Высота земляного полотна  в месте грунтовых вод равна:

Н =2,2– 1=1,2

Наносить проектную линию  следует, не превышая наибольшие продольные уклоны и руководствуясь значением рекомендуемой рабочей отметки.

Вычисление  продольных уклонов

Уклоны вычисляются по формуле:

i = hmin-hmax\ r * 1000

где i - уклон в промилле (‰); hmax - наибольшая высота в масштабе 1:500, м; hmin- наименьшая высота в масштабе 1:500, м; r - расстояние уклона.

 

Поперечный профиль дороги

Поперечный профиль дороги проектируется в масштабе 1:100. для  построения профиля необходимо знать: ширину земляного полотна В, м; ширину проезжей части Во, м; крутизну откоса H/l и поперечный уклон (30‰).

В соответствии с действующими техническими условиями дороги 5 категории устраивают дороги с проезжей частью шириной 3,5...4,5 м, Следовательно, ширина земляного полотна дорог 5-й категории 8 м.

В обычных суглинистых  и супесчаных грунтах чаще всего  применяют полуторные откосы (1:1,5). Крутизна откоса H/l равна 1:1,5, т.е. заложение откоса в 1,5 раза больше его высоты.

«Основные параметры поперечного  профиля» (СНиП 2.05.02-85)

Параметры элементов дорог 

Категории дорог

Ia

II

III

IV

V

Число полос движения

4, 6, 8

4, 6, 8

2

2

2

1

Ширина полосы движения

3,75

3,75

3,75

3,5

3

 

Ширина проезжей части

2*7,5

2*11,25

2*15

7,5

7

6

4,5

Ширина обочин

3,75

3,75

3,75

2,5

2

1,75

Наим. ширина укрепленной полосы обочины

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

 

Ширина земляного полотна

28,5

36

43,5

27,5

35

42,5

15

12

10

8

Информация о работе Дороги местного значения