Занятость населения Р. Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Изучение занятости населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения………………..6
1.1 Понятие занятости населения………………………………………………...6
1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9
Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……...13
2.1 Статистическое наблюдение занятости населения………………………..13
2.2 Статистические методы изучения занятости населения…………………..20
Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27
3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения.docx

— 152.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения………………..6

1.1 Понятие  занятости населения………………………………………………...6

1.2 Государственное регулирование занятости населения …………………….9

Глава 2 Направления статистического изучения занятости населения……...13

2.1 Статистическое  наблюдение занятости населения………………………..13

2.2 Статистические  методы изучения занятости населения…………………..20

Глава 3 Статистический анализ занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27

3.1 Общая характеристика уровня занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...27

3.2 Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия…………………………………………………………………………...33

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение  занятости населения является одной  из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет  судить, насколько эффективна социально-экономическая  политика государства, и в какой  степени общество справляется с  поставленными задачами. Необходимость  более детального анализа положения  на региональном рынке труда в  период преобразований придает актуальность проведению данного исследования. Вопросы  объективного отражения занятости  населения, их доходов, возможностей, потребления  и степени удовлетворения потребностей являются наиболее актуальными, в тоже время теоретически и методологически  эти проблемы недостаточно проработаны. Попытки создания комплексного показателя, характеризующего с достаточной  точностью все стороны занятости  населения, предпринимались многими  экономистами разных стран.

Достоверные показатели занятости  населения необходимы как для  адекватной оценки социально - экономического состояния общества в текущем  периоде, так как и для разработки различных социальных программ, корректировки  всей социальной политики государства. Информация о статистике занятости  крайне необходима основным социальным партнерам рынка труда – организациям предпринимателей и трудящихся.  Категория занятость населения  характеризует экономическое положение  общества в целом путем анализа  благосостояния каждого гражданина. Она широко применяется при анализе  уровня жизни населения и конкурентоспособности  отраслей экономики, позволяет проследить взаимосвязи между всеми экономическими показателями, показывает влияние экономических  преобразований на социальную ситуацию в регионах.

Классификация населения по статусу  занятости и безработицы используется в статистической практике, основывается на соответствующих международных  классификациях. Для сбора данных о занятости организованы регулярные выборочные обследования, программы, проведения которых направлялись на экспертизу в международное бюро труда и  другие международные организации  и получили положительный отзыв  экспертов этих организаций.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ занятости, анализ занятости населения в Республике Бурятия.

Руководствуясь  этой целью необходимо решить следующие  задачи:

рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа  занятости населения;

изложить  основные категории населения и  трудовых ресурсов;

осуществить статистический анализ уровня занятости  населения по Республике Бурятия;

рассчитать  прогноз занятости населения  Республики Бурятия;

Объектом  исследования работы является занятое население Республики Бурятия.

Предмет исследования курсовой работы – количественно-качественная характеристика занятости населения в республике Бурятия.

Работа имеет следующую структуру:

В первой главе «Теоретические основы изучения занятости населения» рассматривается:

-  Понятие занятости  населения

-  Государственное регулирование занятости населения

Во второй главе «Направления статистического изучения занятости населения» рассматривается:

- Статистическое наблюдение занятости населения

- Статистические методы изучения занятости населения

В третьей главе «Статистический  анализ занятости населения в  Республике Бурятия» анализируется  состояние занятости населения  на рынке труда в Республике Бурятия:

- Общая характеристика уровня  занятости населения в Республике  Бурятия

- Расчет аналитических показателей занятости населения в Республике Бурятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы изучения занятости населения

1.1 Понятие занятости населения

 

Источником  рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы — это часть  населения страны, обладающего необходимым  физическим развитием, умственными  способностями и знаниями для  работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами  люди, потерявшие трудоспособность или  не обладающие ею, например инвалиды или  больные, длительное время находящиеся  на лечении. Поэтому численность  трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В  России, например, трудовые ресурсы  составляют  53% населения страны.

Для человека возможность трудиться обусловлена  разными обстоятельствами. Основное из них — рабочий возраст, который  имеет определенные физиологические  границы. В России трудоспособный возраст  для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин — от 16 до 55 лет. На продолжительность  трудоспособного возраста может  влиять специфика труда, которая  снижает верхнюю его границу, например для балерины, профессионального  спортсмена или военного1.

    В состав трудовых ресурсов  включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают  по найму или самостоятельно.

    Население, входящее в состав  трудовых ресурсов, можно разделить  на две группы: экономически активное  население и экономически неактивное  население.

    Экономически активное население  охватывает всех фактически занятых  в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение  рабочей силы в обществе.

    Экономически неактивное население  — это лица трудоспособного  возраста, которые по различным  причинам не заняты в народном  хозяйстве. К ним относятся  учащиеся, студенты, слушатели и  курсанты, аспиранты дневной формы  обучения, лица, получающие пенсию  при потере кормильца, занятые  уходом за детьми или за  больными родственниками, лица, не  имеющие работы, или те, которым  нет необходимости работать, чтобы  обеспечить себе средства для  существования.

    Термин "экономически активное  население" часто встречается  в экономике труда, так как  он характеризует состояние трудовых  ресурсов страны. Рассмотрим его  подробнее.

    Экономически активное население  может состоять из наемных  работников и из лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой,  в том числе работодателей.

    Наемными работниками, могут быть  гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной  военной службе по призыву  или контракту. Кроме того, экономически  активное население делится на  занятых и безработных.

    Занятость — это термин, характеризующий  состояние человека, включенного  в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением  его личных и общественных  потребностей, не противоречащую  законодательству страны и приносящую, как правило, заработок (трудовой  доход). В число занятых включаются  лица обоего пола старше 16 лет,  а также младших возрастов,  которые выполняют работу по  найму за вознаграждение.

    Занятое население может работать  на условиях полного или неполного  рабочего времени. Полное рабочее  время характеризует работу в  течение времени, установленного  трудовым законодательством, но  не более 40 ч в неделю, а для  некоторых профессий, например  учителей и врачей, — 36 ч в  неделю. Неполное рабочее время  характеризует работу меньшей  продолжительности, чем установлено  нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего  ребенка, может работать не 8 ч,  а лишь 3 или 4 ч в день. Соответственно  оплата ее труда будет производиться  за отработанное время или  согласно выработке2.

    В экономике труда используется  понятие "неполная занятость". Причинами неполной занятости  являются объективные факторы,  например структурная перестройка  в стране или на предприятии,  отсутствие заказов на производство, технический прогресс. Под влиянием  этих причин изменяется спрос  на рабочую силу и требуется  меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям  многие предприятия, не желая  допускать массового увольнения, прибегают к использованию неполной  занятости и тем самым оказывают  своим работникам определенную  социальную поддержку. Действие  рыночного механизма таково, что  предприятие, чья продукция не  пользуется спросом, должно закрыться.  Однако нынешние задачи обеспечения  роста благосостояния населения  часто достигаются путем повышения  занятости.

    К числу занятого населения  относят лиц, временно отсутствующих  на работе по болезни, из-за  отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде,  и др. Занятым населением не  считаются безработные, выполняющие  общественные работы, а также  учащиеся и студенты, работающие  на сельхозработах по направлениям  учебных заведений.

    Занятое население может заниматься  каким-либо делом самостоятельно  или у отдельных работодателей,  может работать на основной  или дополнительной работе. Основная  работа для работника — это  та, где находится его трудовая  книжка. Если же у работника  нет трудовой книжки, то основной  работой считается та, которую  как таковую признает сам работник  или где он отработал больше  часов.

Дополнительная  работа — это любое совместительство, случайная или разовая работа.

 

1.2 Государственное  регулирование занятости населения

 

Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х гг. регулирование рынка труда  становится одним из важнейших направлений  деятельности многих государств, на которое  затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как  бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования  трудовых ресурсов в этой стране. Затем  было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству  рабочей силы. Это программа "Новые  возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии  по созданию рабочих мест в государственном  секторе.

К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это  программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования  безработицы, т. е. выделения средств  на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления  и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это  налоговая, денежно-кредитная, амортизационная  политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей  силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они  воздействуют на занятость через  общеэкономическую конъюнктуру[10].

В настоящее  время идет активный поиск моделей  регулирования рынка труда. Определение  основных направлений, форм и методов  регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей  реформирования экономики, отсутствием  окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка  труда предопределили пересмотр  трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию  рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

Информация о работе Занятость населения Р. Бурятия