Задачи статистики и ее организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

В работе я рассмотрю такие понятия как статистическая совокупность, статистическое наблюдение. Узнаю историю статистики, ее первооткрывателей и ее развитие в то время. Проанализирую организацию статистики в РФ. Цель моей работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.

Содержание работы

Введение
1. Статистика как наука……………………………………………………4
2. Задачи статистики………………………………………………………….5
3. Организация статистики………………………………………………….11
4. Заключение………………………………………………………………..16
5. Список использованной литературы ……………………………………17

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Статистика   как   наука……………………………………………………4
  2. Задачи статистики………………………………………………………….5
  3. Организация статистики………………………………………………….11
  4. Заключение………………………………………………………………..16
  5. Список использованной литературы ……………………………………17

 

Введение

 

Статистика – одна из важнейших  дисциплин в системе экономического образования. Статистическая информация является важнейшей составной частью глобальной информационной системы  государства. Статистика призвана обеспечить анализ количественной стороны массовых явлений, служить основой для  принятия соответствующих управленческих решений. Переход к рынку повышает требования к уровню статистической подготовки будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей и всех руководителей. Овладевая методами статистических исследований, они могут более эффективно изучать тенденции рыночной конъюктуры товаров и услуг для последующего принятия наиболее оптимальных решений в сфере своей деятельности, в частности в полиграфической отрасли.

Статистика – интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).

В работе я рассмотрю такие понятия  как статистическая совокупность, статистическое наблюдение. Узнаю историю статистики, ее первооткрывателей и ее развитие в то время. Проанализирую организацию статистики в РФ. Цель моей работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.

 

 

 

 

 

 

 

Статистика   как   наука 

 

Статистика  - самостоятельная общественная  наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Возникла  она из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения войн и т.п. В дальнейшем, по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.

Особенно  возрастает объем собираемой информации с развитием капитализма и  мирохозяйственных связей. Потребности  этого периода вынуждали органы государственного управления и капиталистические  предприятия собирать для практических нужд обширную и разнообразную информацию о рынках труда, и сбыта товаров, сырьевых ресурсах.

В середине 17-го века в Англии возникло научное  направление, получившее название "политической арифметики". Начало этому направлению  положили Вильям Петти (1623-1687)  и Джон Граунт (1620-1674 г.г.). "Политические арифметики" на основе изучения информации о массовых общественных явлениях стремились открыть закономерности общественной жизни и таким образом ответить на вопросы, возникавшие в связи с развитием капитализма.

Наряду со школой "политических арифметиков" в Англии, в Германии развивалась  школа описательной  статистики  или "государствоведения". Возникновение  этой  науки  относится к 1660 г.

Развитие  политической арифметики  и  государствоведения привело к появлению  науки   статистики .

 

Понятие " статистика " происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений.

В научный  оборот термин " статистика " ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719-1772).

Таким образом, статистика сложилась из элементов  политической арифметики и государствоведения. От политической арифметики статистика получила комплексный анализ количественных характеристик массовых явлений  с целью познания их закономерностей, а от государствоведения – систему  количественного описания социально-экономических  явлений.

 

Задачи статистики

Особое место  в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку  состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых  управленческих решений. Наличие систематической  и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных  управленческих решений на государственном  и региональном уровнях. В этой связи  обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений  тесно связано реформирование российской статистики.

В настоящее  время выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого  реформирования статистики связано  с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики  и характеризует первый этап, который  охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразованиям в стране, создание общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее полно отвечающая запросам рынка и соответствующая международной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статистической отчетности были существенно пересмотрены и обновлен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистической системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике методологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на системный принцип реформирования статистики и адаптации ее к ры­ночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов государственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершенствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.

Крайне актуальными  для второго этапа являются разработка методологии и организации получения  информации о теневой экономике, осуществление взаимосвязи показателей  макро- и микроуровней, разработка системы показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения, дальнейшее совершенствование организации статистического наблюдения, в том числе регистрового метода, классификаций, расширение сети мониторингов. Достаточно остро стоит проблема повышения оперативности сбора и обработки информации.

В соответствии с требованиями развития рыночной экономики  встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы  информатизации России, предусматривающей  решение ряда задач по программной  и технической совместимости  различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях.

Определяя в  общем виде задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно  к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших  тенденций и закономерностей  развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни  населения:

  • оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация:
  • оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям; выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов; исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика  зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.

 

  • Преодоление автономности отдельных направлений социальной статистики и обусловленной этим несопоставимости многих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики. Недоработки в этой области объясняются не только объективной причиной — резкими различиями в сущности и формах проявления разных социальных процессов, но и некоторыми организационными предпосылками. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями (секторами, отделами) органов государственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. Социальные показатели оказываются изначально включенными в разные подсистемы показателей социально-экономической статистики, что накладывает отпечаток на решение ряда методологических вопросов
  • Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показатели не дают их качественных характеристик. Учитываются лишь отдельные формальные количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь лишь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения различных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учреждений. Все должно найти отражение в статистических показателях.

 

  • Интегрирование исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и механизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные результаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.

 

  •  Разработка показателей, построение моделей, оценка гипотез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Используемые при этом схемы группировок населения следует корректировать по мере того, как происходят сдвиги в составе населения. Действующая система показателей социальной статистики практически нивелирует реально существующую дифференциацию условий жизнедеятельности различных групп населения, системы их ценностных ориентации и т. д. Тенденция возрастания социального расслоения общества усиливает актуальность этого вопроса.

 

  •  Преодоление существующей несопоставимости показателей социальной статистики и показателей, представленных в других отраслевых статистиках.

 

  •  Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной системе. На макроуровне представлен ряд объективно существующих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных условиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при выработке социальных программ.

 

  •  Расширение круга показателей статистики мнений. Актуальность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляющей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предопределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.

 

  •  Проведение специальных мер, компенсирующих по возможности такие слабые стороны многих показателей, как: элементы субъективизма; неточности данных анамнеза (информация о событиях и фактах прошлых лет, получаемая при опросах населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают информацию; отсутствие объективных однозначных критериев и шкал для различного рода оценочных суждений и т. д. Это одно из важных условий построения полноценной системы показателей социальной статистики, повышающее ее достоверность и информационную емкость. Смягчить негативные проявления можно с помощью ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же вопросу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некоторым изменением оттенков смысла и редакции; детализация вопроса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контрольные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.

Приведенными  примерами далеко не исчерпывается  перечень актуальных задач совершенствования  социальной статистики.

Систематическое предоставление информации по названным  вопросам региональным и центральным  органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении — актуальная задача статистики.

 

Организация государственной статистики в России.

 

В основу организации  статистической работы в России положены следующие принципы:

1)  централизованное руководство статистикой;

2)  единое организационное строение и методология;

3)  неразрывная  связь статистических органов  с органами государственного  управления.

В соответствии с Положением о Государственном  комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

В соответствии с государственным устройством  и административно-территориальными образованиями Российской федерации  создана единая система государственной  статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Система государственной  статистики находится в ведении  Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь  с органами государственного управления.

Система государственной  статистики в России имеет иерархическую  структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской  и районный уровни.       

Низовыми  органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также  в Москве и Санкт-Петербурге имеются  статистические комитеты по Статистике. Руководящим организационным и  методологическим центром является Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное  управление всей находящейся в его  ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета  и отчетности во всех отраслях народного  хозяйства, созданием и функционированием  статистической информационной системы  на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует Совет руководителей  органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной  статистики.

Информация о работе Задачи статистики и ее организации