Логические основы аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Доказательство - логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, механический характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может быть установлена механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: "доказал, но не убедил".

Файлы: 1 файл

Аргументация_Заровная_МЮП111.docx

— 52.61 Кб (Скачать файл)

Разновидностью  подмены тезиса является ошибка, получившая название «логическая диверсия». Чувствуя невозможность доказать или оправдать  выдвинутое положение, выступающий  пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого, возможно и важного  для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса остается при этом открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую темы.

(2) Частичная  подмена тезиса выражается в  том, что в ходе выступления  пропонент пытается видоизменить  собственный тезис, сужая или  смягчая свое первоначально слишком  общее, преувеличенное либо излишне  резкое утверждение. Так, первоначальное  утверждение о том, что «все  участники преступления действовали  умышленно», видоизменяется до утверждения  «большинство из них...», затем  до утверждения «отдельные...»  и т.д.

Если в  одних случаях под влиянием контраргументов  пропонент стремится смягчить свою неоправданно резкую оценку, поскольку  в таком виде ее легче защищать, то в других случаях наблюдается  обратная тенденция. Так, тезис противника нередко стараются видоизменить в сторону усиления или расширения, поскольку в таком виде его  легче опровергнуть. Например, если выдвигается тезис о необходимости  усиления контроля и укрепления трудовой дисциплины в том или ином производственном звене, то противник такого предложения  стремится изобразить автора ярым сторонником  голого администрирования, недооценивающего фактор убеждения. Здесь частичная  подмена тезиса выражается в необоснованной перестановке существенных факторов, определяющих тот или иной процесс. Очевидно, что возможности для  логически не оправданных отклонений значительно сокращаются, если соблюдаются правила и требования логики, касающиеся определенности, ясности и неизменности тезиса в процессе аргументации.

    1. Устное представление научной информации.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов  в той форме, которая принята  научным сообществом. Следует различать  две основные формы представления  результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная  работа – курсовая работа, дипломная  работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности.

Условно вид  представления научных результатов  можно разделить еще на три  подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они  относятся к тем или иным вариантам  представления текстовой, символической  и графической информации. Поэтому  разговор о способах оформления и  представления научных результатов  целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Наиболее  детально этот вопрос рассмотрен в  работе В. А. Ганзена «Системные описания в психологии» (1984). Под описанием  понимается любая форма представления  информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие  варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи информации является слово. Поэтому  любое научное сообщение –  это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают  два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и научном  языке. Любое представление результатов  исследования по сути своей является текстом «смешанного» вида, где в  естественноречевую структуру включены «куски», сформулированные на строго понятийном языке. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение  житейского и научного: научные термины  входят в повседневное обращение, а  наука черпает из естественного  языка слова для обозначения  вновь открытых сторон реальности. Например, мы свободно употребляем  в повседневной речи слова, изобретенные учеными: «кислород» (М. Ломоносов), «экстраверсия» (К. Юнг), «условный рефлекс» (И. Павлов), «кварк» (Д. Геллман). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли  слова «цвет», «очарованность», «странность» для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных  терминов употребляются такие слова: «память», «мышление», «внимание», «чувство»  и т. д. И вместе с тем, в отличие  от обыденного язык, научный термин имеет однозначное предметное содержание. А главное – значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, поэтому читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретациюпсихологического научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст  избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические  отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для  понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного  текста или повседневной речи, очень  клиширован – в нем преобладают  устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых  бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно  важна – внимание читателя не отвлекается  на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается  на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные»  штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки  для нового научного содержания. Конечно, встречаются ученые – великолепные стилисты (какими, например, были Б. М. Теплов и А. Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов  и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Правила подготовки к выступлению.

Для подготовки текста выступления, необходимо уточнить у организатора лимит времени, отведенный под ваш доклад. Если ограничения  по времени отсутствуют, все равно  не стоит готовить длинную речь. В среднем рассчитывайте на 5-7 минут, максимум – 10 минут. 

Определитесь  с целью доклада, его основной идеей. Затем приступайте к составлению плана речи. Чем подробней составлен план, тем проще будет написать сам текст. 

Главную идею доклада можно озвучить как в  начале выступления, так и в конце. Выбор зависит от вашего личного  предпочтения. Помните, речь должна быть связной, осмысленной и ёмкой. Также не рекомендуется читателя перегружать доклад профессиональными терминами. Исключение – научные конференции, в этом случае без терминов не обойтись. Рекомендуется использовать цифровые показатели, но умеренно, их количество зависит от поставленной задачи. 

Ориентируйтесь  на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати. 

После подготовки текста перечитайте его, подправьте. Сверьте по часам, сколько минут  занимает прочтение доклада. Подкорректируйте его под необходимое количество времени. 

Отработка речи выступления. Перейдем к голосовой тренировке. Прочитайте несколько раз подготовленный текст, придерживаясь вашей привычной манеры общения. Затем потренируйтесь у зеркала, подсматривая в план доклада. Попросите близких людей уделить вам время и сыграть роль вашей аудитории. 

Правила поведения в споре

Представьте себе, что вы не выполнили договоренности по какому-либо вопросу и вступили в спор, имея за собой долг. У собеседника  есть сомнения относительно вашей обязательности. Казалось бы, пустячок. Вы не придаете этому значения, да и партнер сам  ясно не сознает, что ему мешает пойти  вам навстречу. Срабатывает мысль: «Обманувшему раз кто может поверить еще?»

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: договоры должны выполняться. Это правило  сформулировано еще древними римлянами  на заре формирования государственных  отношений между людьми. С этого  начинается право.

Всякие договоренности, волеизъявления, обещания, заверения  необходимо доводить до поступков, конкретных действий. Необязательного человека может отвергнуть не только любимая  жена, но и такой же, как он сам, необязательный собеседник.

Нарушение правил деловых взаимоотношений причиняет  огромный ущерб в хозяйственной, политической и всякой другой деятельности. Легко представить, что бы случилось, если бы эта норма повсеместно  утратила смысл: поведение людей  стало бы абсолютно непредсказуемым. Мы не смогли бы ориентироваться в  самых простых человеческих отношениях.

Итак, за словом должно последовать дело, которое  не разойдется со словом.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: человек - мера всех вещей. Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей ценностью. Из всех наших целей первейшей является благо человека. Мы льем чугун из расчета на душу населения, добываем нефть на душу населения, но когда конкретный человек задыхается в угольной пыли, в газовом смраде промышленных гигантов, в то время как мы спорим и добиваемся одобрения проекта, который окончательно погубит среду его обитания, то не выбрасываем ли мы эту норму вместе с отходами производства?

Если в  споре два соперника бьются за идею, то не следует истреблять друг друга за инакомыслие. Не губить самих  себя как носителей идей.

Золотое правило  вежливости: (не) поступайте по отношению  к другим так, как вы (не) хотели бы, чтобы поступали по отношению  к вам.

Вежливость  - это великое искусство вписываться в общество, необходимая душевная смазка, без которой механизм человеческих взаимоотношений не заработает.

Установка простая: уважайте достоинство партнера, поймите  его стремления, не задевайте самолюбия.

Чтобы в споре  собеседник не перешел в эгоцентрическую  позицию, В. Л. Леви предлагает четыре правила, как один эгоист может психологически нейтрализовать другого эгоиста  с самыми приятными эмоциями для  обоих (см.: «Леви В. Л. Искусство быть другим. М., 1980. С. 130).

Первое: вникните в суть высказываний собеседников. Это значит - спрячьте в карман свои эмоции и посмотрите на того, с кем имеете дело. Поймите его точку зрения, его обстоятельства, поставьте себя, ради себя же. на его место. Узнавайте о нем заранее, изучайте незаметно. Запоминайте имена и даты, вкусы и интересы.

Второе: создайте благоприятную атмосферу. Это значит - улыбайтесь пошире, начинайте с «да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоруживайте его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие, и как можно более искренне. Говорите с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только с этого, никогда не начинайте с «я». Обращайтесь к мотивам личной заинтересованности - «пряник прежде всего».

И дарите, дарите, дарите...

Третье: не унижайте другого. Не царапайте по самолюбию, не задевайте его неосторожно.

Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или  противен; отказывая, извиняйтесь и  благодарите...

Четвертое: возвышайте соперника. Проявляйте к нему повышенный интерес; оказывайте доверие; слушайте и слушайте, хвалите, хвалите и хвалите; дайте ему возможность почувствовать себя значительным... Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь с ним как со старшим.

Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы  ему показалось, что это его  идея...

Наверное, это  не бесспорные правила, но кто сомневается, всегда может проверить их эффективность.

Психологическими  барьерами могут оказаться и  психические состояния - стресс, фрустрация, проявляющаяся в виде беспокойства, напряженности, ярости, агрессии или утраты интереса к жизни, апатии.

Такие особенности  личности, как неуверенность в  себе, рассеянность, боязнь ответных мер, также могут привести к барьерам в общении.

От психологических  барьеров в споре не избавиться, но уменьшить их влияние можно. Для  этого нужно внимательно относиться к словам и поведению партнера, ставить себя на его место. Что  ни говорите, а предстать глупым и заблуждающимся в глазах другого, признать безоговорочно правоту  оппонента или свою ошибку, изменить свое мнение в пользу другого тяжело, а иногда и опасно. Поэтому личность пытается защититься. Но каким бы трудным  ни представлялся путь к цели, склонять противника к желаемому образу мыслей надо постепенно, учитывая его мотивы, особенности личности и черты  характера. И барьеры на этом пути неизбежны. Только оставаться надо на высоте требований к личности, обладающей безупречным нравственным поведением, умом, свойственным диалектику, и способной повести людей за собой.

СОФИСТИЧЕСКИЙ СПОР. Название спора происходит от слова «софизм». Софос - мудрец в Древней Греции - придумывал упражнения (рассуждения) для тренировки ума своих учеников. Эти упражнения назывались софизмами и намеренно строились с нарушениями законов и правил логики. Ученики, разгадывая софистические уловки, оттачивали свои способности противостоять нечестным приемам противника. Устраивались софистические споры для демонстрации виртуозности в словесном искусстве. Цель таких споров - одержать победу над противником, поиск истины спорящих не интересовал. Цель оправдывала средства ее достижения. Так сложилась софистика - словесная виртуозность, видимая доказательность умозаключений, подмена одного понятия другим, искусство вводить в заблуждение, злоупотребляя «гибкостью» понятий и непозволительными психологическими приемами.

В чистом виде в наше время такие споры не ведутся, но отдельные приемы пускаются  в ход, когда собеседники принимают  решение посостязаться, поиграть на нервах, отвлечь оппонента, подорвать  доверие к нему, завести проблему в тупик, вывести из равновесия противника. В книге К. Г. Павловой «Психология  спора» приводится классификация непозволительных (т. е. не помогающих отыскать истину) приемов. Мы отсылаем читателя к этой прекрасной работе и ограничиваемся лишь замечанием: основная характеристика этих приемов  заключается в уклонении от принципов  спора, а именно: оперирование достоверными фактами заменяется опорой на мнения, децентрическая направленность - эгоцентрической, конструктивный подход - деструктивным, уважительное отношение к личности противника - пренебрежением.

Информация о работе Логические основы аргументации