Стиль модерн в русской архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Короткий период господства модерна в России приходится на рубеж XIX—XX вв. Характерные черты западноевропейского модерна — построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асимметричная композиция, декоративное убранство, основанное на изогнутых формах, — приобрели в русском зодчестве ярко выраженные черты. Особо важную роль в архитектуре русского модерна играл цвет, так как приходилось учитывать национальные традиции русского зодчества. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге…………………………………... 4
2. Особняк С.П. Рябушинского в Москве…………...……….………………... 7
3. Ярославский вокзал в Москве…………………………………………… 9
4. Торговый дом Гвардейского экономического общества в Петербурге…. 11
5. Дом компании "Зингер" в Петербурге............................................. 13
Список литературы……………………………………………………………... 16
Приложение …………………………………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

Стиль модерн в русской архитектуре.doc

— 4.30 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

Кафедра «Архитектура и  строительство зданий»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «История архитектуры и градостроительства»

на тему: «Стиль модерн в русской архитектуре»

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнил: 

                                           Принял:

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

  1. Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге…………………………………... 4
  2. Особняк С.П. Рябушинского в Москве…………...……….………………... 7
  3. Ярославский вокзал в Москве…………………………………………… 9
  4. Торговый дом Гвардейского экономического общества в Петербурге…. 11
  5. Дом компании "Зингер" в Петербурге............................................. 13

Список литературы……………………………………………………………... 16

Приложение …………………………………………………………………….. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Короткий период господства модерна в России приходится на рубеж XIX—XX вв. Характерные черты западноевропейского  модерна — построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асимметричная композиция, декоративное убранство, основанное на изогнутых формах, — приобрели в русском зодчестве ярко выраженные черты. Особо важную роль в архитектуре русского модерна играл цвет, так как приходилось учитывать национальные традиции русского зодчества. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства. Модерн рассматривался как начало подъёма русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики. Новая художественная выразительность архитектуры обусловливалась также интересами буржуазии, ее стремлением создать архитектурный «стиль нового века», призванный отразить буржуазную эстетику периода империализма. Отсутствие у модерна единой стилистической закономерности было той его стороной, которая позволяла использовать архитектуру как средство рекламы в конкурентной борьбе торговых и промышленных фирм, а также домовладельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБНЯК М.Ф. КШЕСИНСКОЙ В ПЕТЕРБУРГЕ

 

Особняк был  построен в 1904-1906 годах архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном для прима-балерины Матильды Кшесинской. Он расположен на Троицкой площади города, на углу улицы Куйбышева и Кронверкского проспекта. Фон Гогену и его помощникам удалось создать произведение, ставшее  эталоном петербургского модерна.

 Фон Гоген  отказался от регулярной осевой  ориентации здания, от выделения парадного фасада, зато он чётко выявил в динамически напряженной разнообъёмной композиции те части здания, которые выполняют различные функции. Структура особняка Кшесинской развивается «изнутри — наружу». Свободная планировка соединяется с парадными анфиладами. Одноэтажное крыло словно прорастает сквозь двухэтажный массив. Разная высота и масштаб частей, варьирование размеров, пропорций и шага окон ясно показывают на фасадах устройство помещений. Стены почти целиком раскрыты стеклянными поверхностями. В композицию смело введены эркер с железным каркасом и огромное тройное окно, перекрытое единой металлической балкой. Конструкция обнажена, она стала полноценным элементом художественного целого.

Цоколь особняка выложен красным валаамским гранитом «скальной» фактуры. Над ним широкий  пояс серого сердобольского гранита. По контрасту с мощью камня стены, облицованные светлым зигерсдорфским кирпичом, кажутся изысканно лёгкими. На их фоне выделяются тёмно-синие керамические фризы с накладным железным узором. Резкими сочетаниями разных материалов архитектор усиливает их декоративное звучание. Показательно, что верхняя граница каменной облицовки не соответствует реальному делению внутреннего пространства, уровню этажей. Тем самым зрительно деформируется архитектоника фасадов.

Здание состоит  из чётких геометрических блоков. Дворовые фасады отличаются рафинированной простотой. Архитектор заставляет любоваться гладью стен, тщательностью выполнения облицовки, выверенными пропорциями окон. Он выводит на фасад открытые металлические перемычки окон. Оригинальны плоские металлические карнизы. Эти элементы вместе с навершиями дымовых труб свидетельствуют о зарождении в модерне культуры «хай-тэк».

Внешний облик  здания дошёл до нас практически  без изменений — во многом благодаря  долговечным и прочным материалам. К сожалению, иной оказалась судьба интерьеров. Парадный вход в здание вёл не с улицы, а со стороны небольшого северного дворика. От тамбура сразу открывается вся основная анфилада. Все её помещения раскрыты друг в друга широкими проёмами с портиками. Благодаря этому возникает эффект интеграции пространств. В отличие от фасадов особняка его интерьеры не были стилистически однородными. Самые представительные помещения трактованы в классицистических формах. Светлые стены вестибюля членятся пилястрами и поясом меандра, вверху были установлены пейзажные панно. Широкая беломраморная лестница в несколько ступеней ведет из вестибюля в аванзал. Квадратный в плане, с плоским перекрытием аванзал имитирует купольную ротонду.

Центральное звено  анфилады — зал. Портики из четырёх попарно поставленных пилонов и угловых пилястр, завершенные аттиками, соединяют зал с аванзалом и зимним садом. Пилонам и карнизам портиков вторили порталы двух дверей, которые вели в столовую и гостиную. Завершал перспективу анфилады зимний сад. Прекрасно освещенное помещение распахивается в озелененный двор. Оно служит органичным переходом от внутреннего мира дома к его окружению.

Вторая анфилада, параллельная основной, вытянута вдоль  двора. Она полностью потеряла отделку. Здесь располагались гостиные и столовая. К зимнему саду примыкала малая угловая гостиная, или салон. Каждое помещение имело индивидуальный облик, отвечавший его назначению.

В двухэтажной  части особняка рядом с вестибюлем размещались биллиардная и кабинет.   Мраморная лестница ведет на второй, значительно меньший по площади  этаж, где находились детские комнаты и большая спальня хозяйки.

В интерьерах особняка на равных правах сосуществуют новый  стиль и исторические неостили. Но в главных чертах — построении плана и объемной композиции, организации  пространства, рисунке фасадов —  убедительно и оригинально воплощены генеральные идеи модерна. Все это позволяет считать особняк Кшесинской одним из выдающихся произведений нового стиля в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБНЯК С.П. РЯБУШИНСКОГО В МОСКВЕ

 

Летом 1900 года на углу Малой Никитской и Спиридоновки началось строительство роскошного особняка для миллионера Степана Павловича Рябушинского. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель. Уже к 1902 году работы по строительству были завершены.

Первое впечатление  от дома - монолит с чётко выраженной геометрической формой. Но при внимательном рассмотрении монолит оказывается состоящим из нескольких объёмов. Окруженный кольцами-балконами с мощными столбами и разнопрофильными арками он кажется  лёгким, и устойчивым. Большие проёмы, витражные окна, множество выходов наружу делают его открытым в окружающее пространство. Каждый фасад имеет оригинальный, ни в чем не повторяющийся вид. Тем более не повторяется рисунок рамочных переплётов со стилизованными растительными мотивами. Величина оконных проёмов, красота цветочных рам, расплывчатые выступы балкона, фигурные вырезы его опор создают прелесть живописной игры. Дом рассчитан на обзор с разных точек. Облицовка светлым глазурованным кирпичом делает лёгкими стены здания. Окаймляет его мозаичный фриз с изображением орхидей. Он был создан по акварельным эскизам Ф. О. Шехтеля.

В декоре особняка — как внешнего, так и внутреннего  — присутствуют две основные темы: цветочно-растительные орнаменты и  морские мотивы, надводный и подводный  миры. Главная лестница здания выполнена в виде зеленоватой волны, символизирующей вечное движение жизни. А из волны-лестницы выплывает удивительная медуза-светильник. Двери, ручки, плафоны дома — это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи. Рядом с ними растительный мир: витражные пейзажи, цветы, тонкая деревянная резьба и лепнина потолка библиотеки. Весь этот мир живет и развивается.

Всего в доме изначально было 9 витражей, созданных  по рисункам Ф. О. Шехтеля художником С. А. Виноградовым. Витражи разного  размера, отличаются сюжетом и техникой исполнения. Они не только играют декоративную роль, но и решают архитектурные задачи.

Современники  называли дом вычурным и претенциозным, однако время всё расставило на свои места. Сейчас дом считается одним  из лучших памятников московского модерна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ В МОСКВЕ

 

Первое здание Ярославского вокзала было построено  в середине ХIХ в. по проекту архитектора  Р. Кузьмина. По случаю удлинения Московско-Ярославской железной дороги в 1902 г. было принято решение заново отделать здание Ярославского вокзала. Для выполнения этой задачи был приглашен Фёдор Осипович Шехтель.

В убранстве  вокзала использованы архитектурные  мотивы севера России — Ярославской, Костромской и Архангельской  губерний, совмещенные с новой, свойственной модерну композиционной схемой. Центральный ризалит здания, похожий на гигантскую въездную башню, увенчан шатром, напоминающим одновременно деревянные дозорные вежи русского Севера, юрту оленевода и кокошник праздничного наряда девушек северных губерний. Определенная подражательность форм связывает это здание с архитектурой второй половины ХIХ в., но ритмичная музыкальность композиции, былинно-эпический строй образа, силуэт и пластичность объёмов, цветовое богатство материалов обнаруживают зримые черты нового.

В здании чётко  определился план современного вокзала, создаваемого как крупное общественное сооружение. В нём сочетались просторный кассовый вестибюль, большие залы ожидания с удобными выходами на перрон, многочисленными  служебными помещениями.

Фасады Ярославского вокзала, обогащенные ризалитами, башнями, отличаются подчёркнутой объёмностью и разнообразием крупных форм. В основе композиции лежит принцип асимметрии. Композиционное построение главного входа в общих чертах повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проёмами. Несколько утяжеленный ризалит главного входа уравновешивается устремленной ввысь башней водонапорного бака с восьмигранным шатром.

Здание Ярославского вокзала, как и другие постройки Шехтеля, рассчитано на рассмотрение вблизи. Формы здания обобщены, плавны и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторён в широкой ленте майоликового фриза со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, подчёркивающего нераздельность фасадов.

При сооружении Ярославского вокзала нашли применение основные элементы из арсенала новых  декоративных средств: широкий фризовый пояс из мягко переливающихся зеленовато-коричневых глазурованных плиток, хорошо гармонирующих  с серым тоном стен, цветные  орнаментальные и резные майоликовые вставки, ажурные металлические «кружева» в коньках кровли и стрелках арок, в свою очередь трактованные в характере русского Севера.

В эпоху брожения умов, в годы всеобщей переоценки установившихся понятий в национальных мотивах искали цельность, душевное здоровье, простоту, олицетворявшие собой непреходящие ценности. Сложный силуэт, динамическая асимметрия объёмной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетная лепнина — всё призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и нетронутых богатствах недр, лесов и рек Севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТОРГОВЫЙ ДОМ ГВАРДЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕТЕРБУРГЕ

 

Крупнейший универмаг Петербурга вошёл в историю архитектуры как выдающееся произведение рационалистического модерна и значительное достижение инженерного искусства. Впервые в практике отечественного гражданского строительства здесь был применён с таким размахом монолитный железобетон. Каркасная структура позволила создать оптимальные условия для просторных торговых помещений, наполненных естественным светом. Она послужила тектонической основой пространственной организации интерьеров с многоярусными залами — атриумами, а также композиции фасадов с огромными витринами и ясно читаемыми несущими конструкциями.

Первоначально комплекс Гвардейского экономического общества был задуман как полифункциональная мегаструктура, включавшая торговое здание на углу Большой Конюшенной улицы  и Волынского переулка, доходный дом  на набережной Мойки и жилой корпус для служащих между ними. В 1907 г. проведён международный конкурс проектов, на который поступило 26 работ. Главным строителем был назначен опытный Э. Ф. Виррих. По сравнению с конкурсной программой объём первой очереди строительства был ограничен угловым торговым зданием.

Строительство длилось  с 1908 по 1909 гг. Уникальный по размерам каркас был сооружен всего за пять месяцев. Здание имело один многоярусный атриум (Большой зал). Главный фасад состоял из трёх крупных звеньев, центрированных фронтоном. Роль высотного ориентира играет угловая башня с типично петербургским шпилем. Фундамент выполнен в виде сплошной железобетонной плиты, непосредственно из неё вырастают несущие столбы, с которыми жёстко сопряжены прогоны, балки, арки и перекрытия. Большой зал, опоясанный открытыми галереями и перекрытый стеклянным сводом, служил интегрирующим пространственным ядром компактного сооружения и обеспечивал его эффективную эксплуатацию. В композиции центрального интерьера зримо выражено нерасторжимое единство всех элементов конструктивной системы.

Информация о работе Стиль модерн в русской архитектуре