Советская архитектура в 1920-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:52, доклад

Описание работы

Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Советская архитектура  в 1920-х годах.

Ар.В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.

Разрабатывался и распространялся  стиль советской архитектуры. Его  питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.

(слайд) Рационализм(слайд) — авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном  искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920— первой половине 1930 годов.

 Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

   

Главой рационалистов  был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредотачивалось на проблеме художественного образа. Искания основывались на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Архитекторы этого направления придавали большое значение учёту объективных закономерностей композиционного построения архитектурной формы. Они считали, что нельзя забывать об объективных закономерностях формообразования, а также о психофизиологических особенностях восприятия человека.

Школа конструктивизма сформировалась чуть позже. Архитекторы-конструктивисты  подчеркивали важность учёта функционально  конструктивной основы строительства, кроме того — боролись против «реставраторских» тенденций в отношении прежних архитектурных традиций, а также против «левого формализма», как часто назывались поиски некоторых современников. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявил себя в начале 1923 года.

В результате общих устремлений  рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской  архитектуры в целом. Работы этого  направления — конкурсные работы на проекты здания московского отделения «Ленинградская правда», акционерного общества «Аркос» (арх. Иван Фомин), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (арх.Константин Мельников), московского телеграфа (арх. Иван Рерберг) и т. Д

В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре  определялись «преодолением полемической прямолинейности теоретических  позиций и практики конструктивистов и рационалистов». Происходил синтез обоих направлений. С его использованием возводились жилые комплексы, которые  во второй половине двадцатых годов  получили активное развитие. Массовое строительство жилья рабочих (3-5 этажные секционные дома), а также  типовое проектирование жилищ «трудящихся  в условиях социалистического общества»  вызывало различные теоретические  споры. Индивидуальный дом с сенями и русской печью считался отвечающим задачам построения общества, с другой стороны — возводились и громадные дома-коммуны. Много строится рабочих и сельских клубов, изб-читален, народных домов. Постепенно складывается новый тип общественного здания. (слайд) Константин Мельников в этом смысле был важным мастером. По его проекту в Москве было построено 5 клубов: имени Русакова,имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Он рассматривал рабочие клубы как тип здания, который своим обликом должен отражать новые формы жизни и труда, то есть в нём должны сливаться функциональные и пространственные задачи.

(слайд)  Дом-коммуна- Это здание, возведённое в 1929-1930 годах по проекту архитектора И.С.Николаева, входит в число основных чудес русского конструктивизма 1930-х годов.  
Здание включает два самостоятельных объёма: вытянутую на 200 метров восьмиэтажную "пластину" с 1000 двухместных, аскетически обставленных жилых комнат - "спальных кабин" площадью 6 кв.м. на два человека, трёхэтажный корпус для дневного пребывания с вестибюлем, столовой, залами для занятий и связывающий их санитарный корпус с душевыми кабинами и раздевалкой. По ночам в комнаты должен был подаваться озонированный воздух, днем же вход был запрещен.  
 
На протяжении всего ХХ века Дом-коммуна служил временным домом поколениям студентов. С 1950-х годов он был общежитием студентов Института стали и сплавов, центром собраний интеллектуалов и художников, волею судьбы заброшенных на факультеты строительства металлургии. В 1990-х годах дом дал приют художникам-авангардистам. В 1996 году здание было признано аварийным. 

(слайд) Братья Веснины  возвели Днепровскую гидроэлектростанцию(слайд)  — лучший образец промышленного строительства 1920- начала 1930-х годов.

(слайд) Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х были такими сильными, что влияли на мастеров, которые прежде ориентировались на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева (слайд)

СК.(слайд) Видный скульптор этого периода — Иван Шадр. Самое яркое его произведения — «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год» (1927)и Юноша со звездой . (слайд)Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927).

В своем понимании формы она  учитывает традиции и опыт импрессионизма. (слайд) Александр Матвеев характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объёмов в пространстве знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка) .

Жив.Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».

(слайд) АХРР

Ассоциация художников революционной  России была основана в 1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники, манера которых оказала большое влияние  на подход группы — реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, «хождения в народ» и тематические экспозиции. Главные мастера и произведения группировки:  Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928), Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924), Исаак Бродский  «Советский суд»,  Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Вильямс «Гамбургское восстание»),Дейнека («На стройке новых цехов», 1925; «Перед спуском в шахту», 1924; «Оборона Петрограда», 1928), Лабас, Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Пименов («Тяжелая индустрия»), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.

4 искусства и  ОМХ

(слайд) Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением.

В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие», а также члены «Бубнового валета». Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Художники создавали «тематические» картины, используя наработанные «бубново-валетовские» и проч. тенденции авангардной школы..

Творчество двух этих групп  являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. В 1920-х годах были проведены две  масштабные выставки, которые закрепили  тенденции — к 10-летию Октября и Красной армии, а также «Выставка искусства народов СССР» (1927)

Советская культура в 30-е годы.

Арх.В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов.

(слайд) Зда́ние Центросоюза (Наркомлегпро́ма) — офисное здание, возведённое в 1928-1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье.

Первоначально — административное здание Всесоюзного общества кооператоров . Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, являя собой образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века, созданный знаменитым архитектором

(слайд)  «Дом на на́бережной» (официальное наименование — «Дом прави́тельства»; другие названия — Первый Дом Советов, или Дом ЦИК и СНК СССР) — комплекс сооружений на Берсе́невской набережной Москва-реки на Болотном острове, по адресу улица Серафимовича, дом 2. Организации, расположенные на стороне набережной, иногда используют адрес: Берсеневская набережная, дом 20.

Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. Стоит  на острове, и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича (бывшая Всехсвятская) и Берсеневская набережная

Стилевые тенденции располагались  между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. (слайд) Влияние конструктивизма ещё мощно ощущалось, вдобавок, завершались стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е годы: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх),  (слайд) Очень удачен созданный в 1936-38 гг. группой архитекторов Крымский мост.

(слайд) Жолтовский же в эти годы возглавляет традиционалистическое направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 г. он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию — большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. Вообще, в 1930-е годы колоннада становится излюбленным декоративным приемом, подчас в ущерб внутренней конструкции и удобствам.

(слайд)Ощущается тяготение к возрождению старых стилевых особенностей. Это заметно и в национальных школах, в частности — это проявилось при строительстве павильонов будущего ВДНХ.

(слайд) Московский Метрополитен  также создавался мастерами, ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, бывш. «Дворец Советов») и Маяковскую (1938), стремясь к преодолению материала, облегчению конструкций, легкости, рациональности. Он использует для этого современный архитектурный стиль и новые материалы.

К концу десятилетия классицизирующие тенденции побеждают конструктивные. Архитектура приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпохасталинского ампира. Те же тенденции во-многом проявились и в других видах искусства, в особенности, в прикладном и декоративном творчестве

Ск.Основная тенденция развития скульптуры этого периода — также тяготение к монументальности. (слайд) Ясней всего их выражает творчество Веры Мухиной. Её работы этого периода — портрет доктора А. А. Замкова (1934-35) — мужа скульптора, а также архитектора С. А. Замкова (1934-35), который приводился советскими искусствоведами как пример «собирательного образа молодого человека 1930-х годов». (слайд)В 1936 году в Париже состоялась Всемирная выставка, советский павильон для которой создал Борис Иофан. Мухина выиграла конкурс на создание статуи, которая по замыслу Иофана должна была его увенчивать — так появилась знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», прославившая её имя

Продолжает работать Иван Шадр, своими произведениями, наравне с мухинскими, определяя характер и направленность всей советской монументальной скульптуры. (слайд) Его главная работа этого периода — статуя Горького для площади Белорусского вокзалаМосквы (1938) — он успел создать только небольшую модель, скульптура после его смерти была завершена бригадой во главе с Мухиной (В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд). (Ныне демонтирован).

(слайд) Николай Томский — представитель нового поколения скульпторов, начинающий работать в этот период. Среди самых известных его работ тех лет — памятник Кирову в Ленинграде (1935—1938), строгий, простой и лаконичный[21].

Советские скульпторы продолжают вносить  вклад в фарфор, фаянс и другие материалы с большими декоративными  возможностями .

Помимо монументально-декоративных форм все-таки продолжают развиваться  и камерные тенденции, в частности — в портретном жанре. (слайд)Сарра Лебедева оказывается здесь главной фигурой, развивая намеченное ею в 1920-е годы («Портрет Чкалова», 1937;; «Портрет Мухиной», 1939). 

Живопись  (слайд) Дейнека, который также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись, работает по-другому. Его мозаики станции «Маяковская» (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Темы в основном спортивные

Советская станковая живопись также испытывает упомянутую выше тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все  более широкой по сюжету и менее  этюдной по манере. «В станковую  картину проникает героическая обобщенность»

Информация о работе Советская архитектура в 1920-х годах