Эстетика зрелищного здания в проектируемой городской среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:30, реферат

Описание работы

Для того что бы начать раскрывать тему данной работы, я бы хотела рассмотреть значение слова «эстетика». Анализируя различных авторов, изучавших данное явление, я бы хотела обратиться к российскому доктору философских наук и историку эстетики Виктору Васильевичу Бычкову, который говорил, что «Эстетика - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специ

Файлы: 1 файл

Эстетика зрелищного здания в проектируемой городской среде.docx

— 509.35 Кб (Скачать файл)

«Эстетика зрелищного здания в проектируемой городской  среде.»

 

Вавилова  Оксана Вадимовна, студентка группы АРХ-109

 

 

Зрелищная архитектура, функция, эстетические формы, облик, культура, понятия о красоте, в искусстве, деятельности человека, психологическое состояние, сознание людей.

 

 

 Тема эстетика  зрелищного сооружения всегда  будет актуальна. Так как в  любое время человеку не обходимо  выразить свои эмоции, показать  себя или продемонстрировать  свое виденье чего либо, охарактеризовать  его в целом. Автор данной  статьи рассматривает способы  формирования облика и что  на это влияет.

The subject an esthetics of a spectacular construction will be always actual. Every time it is necessary to express the person's emotions, to prove or show the image of something, to characterize it's whole. The author of this article Considers the ways of formations on a shape and what influences on it.

 

 

Для того что бы начать раскрывать тему данной работы, я бы хотела рассмотреть  значение слова «эстетика». Анализируя различных авторов, изучавших данное явление, я бы хотела обратиться к  российскому доктору философских  наук и историку эстетики Виктору  Васильевичу Бычкову, который говорил, что «Эстетика - наука о неутилитарном  созерцательном или творческом отношении  человека к действительности,  изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек  ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов.  В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта  и т. п.».1

 

 Для меня данное слово означает нечто прекрасное в искусстве, как особой формы общественного сознания. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.       

Красота как излучение  архитектурной эстетики. Внешний  облик любого сооружения имеет огромное значение на  внутренний мир человека. Что такое эстетические потребности? Это духовная потребность людей. Архитектурно – художественные качества, т.е. здание должно быть красивым, привлекательным по своему внешнему виду, благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание людей. 

При всей сложности современной архитектурной практики ее сущность остается неизменной - превращать "вещи в себе" - природный материальный мир - в "вещи для нас" - искусственную материальную среду. Иными словами, архитектура по своей сущности была и остается процессом познания и преобразования материального мира.2

Архитектура и как материально-практическая деятельность, и как эстетическая деятельность должна решать социальные задачи, превращения городов в  рационально организованные комплексы  производственных зон, жилых районов, сети общественных, культурных и учебно–воспитательных  учреждений, торговых и бытовых предприятий, спортивных сооружений, обеспечивающие наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей.  И здесь  архитектура принимает на себя функции  ведущей формы эстетического  освоения мира, объединяющий дизайн, изобразительные  искусства, цвет, звук, слово в подлинно человеческий мир пространства и  времени. С течением многовековых временных  лет, с развитием человечества, сама технология не стоит на месте. Благодаря  этому, мы можем наблюдать, что в  каждую эпоху существовали определенные типы построек, использовались особые строительные материалы, конструкции.     

После войны была актуальна  тема типового строительства, так как  города надо было одновременно планировать  и строить. Были созданы проекты  общественного, промышленного и  жилого назначения. Большое количество типовых проектов сделанные в историческом стиле. Устанавливался некий штамп в использовании композиционных приемов иногда в ущерб удобству и конструктивной логике. Самый распространенный штамп на здании клуба- портик с колоннами. По моему мнению, эстетику, как бы принуждали, в тот момент воспринимать красивой и помпезной. Выбора не было с чем сравнивать, получается, именно этот вариант лучший для восприятия людей. Такой и больше никакого быть не может. Как объект так и ансамбль. Отмена частной собственности давала о себе знать. Когда стандартная застройка за мозолила глаза, облик зданий стал постепенно манятся. От типового проекта оставались лишь некоторые правила по зонированию и некоторые правила по застройки. 

Отличительной чертой нашего времени является все возрастающая динамичность жизни общества, связанная  с высокими темпами развития новых  технологий, расширением сферы деятельности людей, усилением миграции, подвижности  населения и т.д. По мнению социологов, структура российского общества окончательно не сформировалась и находится  в сложнейшей динамике, наблюдается  нечеткость и расплывчатость социальных границ, подвижность вертикального  среза общества, когда человек  под воздействием различных факторов может изменить свой социальный статус в различные периоды жизни. Решением проблемы может стать применение гибких объёмно-пространственных структур, адаптируемых во времени, а также  разработка приемов и средств, предоставляющих  возможность обитателю обустраивать собственное пространство, поэтапно расширять и трансформировать его в зависимости от изменений в образе жизни.3

Изменялись понятия о  красоте и целесообразности, отсюда и различия форм, и декоративных украшений. Однако декоративные приемы уже в скором времени перестали  привлекать архитекторов. Начинается новая эпоха современной архитектуры, это широкое применение железных конструкций и железобетона, стекла больших размеров, перемещение наружных несущих стен внутрь зданий, что  позволило отказаться от прежних  строительных норм и правил. 

Анализируя опыт проектирования в России и за рубежом, можно выделить несколько этапов. В первый входят работы, появившиеся в конце 1920-х  годов в связи с ревизией всех традиционных ценностей и поисками новых принципов построения архитектуры  новой эпохи. Основные доктрины новых  течений: рационализма (Н. Ладовский) и  конструктивизма (А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Красильников) в СССР, о теоретических  обоснований своих творческих методов Jle Корбюзье , Л. Саариненом, Ф.Л. Райтом9 и другими мастерами архитектуры, содержали принципиальные положения, касающиеся разных трактовок пространственного  строения объектов архитектуры.

 

Характерной особенностью второго  этапа явился поиск методики проектирования. Начался он в 1960-е годы в связи  с новыми достижениями в области  естественных наук, математики и вычислительной техники. В отечественной архитектурной  науке шел интенсивный поиск  «матриц проектного мышления». Разрабатывались  программы «автоматизированных  средств проектирования объектов строительства» (АСПОС), «алгоритмы проектирования -квартирографы», «системы автоматизированного проектирования объектов строительства» (САПР), нашедшие отражение в работах Л.Н. Авдотьина, Л.Д. Бронера, В.И. Ретинского, Э.П. Григорьева, А.П. Рома, H.H. Ноткина, А.Э. Гутнова, Е.А. Костогаровой и др. Исследования объединялись в рамках

Третий этап связан с популяризацией семиотических и структуралистских  исследований в конце 1970-х - начале 1980-х  годов. Важнейшим моментом в жизни  общества стало появление в 1980-м  году первого персонального компьютера (IBM PC). В отечественной архитектурной  науке были предприняты исследования семиотического направления (А.И. Иконников, И.Г. Лежава, B.JI. Глазычев, A.B. Боков, О.И. Явейн, С. Станишев и др.)10. Эти исследования послужили основой для выработки  новых исследовательских методов.

Четвертый этап характеризуется  направленностью на увеличение роли геометрии в архитектурном формообразовании нашего времени. Возникли прикладные геометрические исследования строения объектов. Можно  выделить немногочисленные работы, обобщающие круг геометрических знаний в профессиональной сфере (И.Г. Лежава, О.Д. Бреславцев, И.А. Бондаренко, С.О. Хан-Магомедов, И.Ш. Шевелев, Е.С. Пронин, Н.Д. Кострикин, Ж. Зейтун, Ф. Стидман, В. Митчелл, Л. Марч, Р. Бон, А. Эрль, М.В. Шубенков)11. Это направление  исследований в настоящее время  нуждается в активной дальнейшей разработке, поскольку все попытки  формализации строения архитектурных  объектов неизбежно проходят через стадию геометризации.4

Для примера новой эпохи  современной архитектуры, рассмотрим фасад здания – это визитная карточка, создающая неповторимый облик. С помощью данного облика мы может получить выразительность зрелищного сооружения. В строительстве растет популярность всевозможных конструкций с использованием стекла. Прозрачные фасады универсальны, хорошо сочетаются с любой застройкой, придают легкость и свежесть зданию, а использование подсветки порождает фантастические образы объектам. (на п-р: 1) Хан-Шатыр (торгово-развлекательный центр), находится в столице Казахстана Астане, автором которого является Норман Фостер. Данное сооружение выполнено в форме прозрачного шатра, а благодаря химическому составу полимерного материала, из которого выполнено здание, внутреннее пространство защищено от резких температурных перепадов. Это дает возможность создания внутри комплекса комфортного микроклимата.

2)  Отель The Yas (Абу Даби, ОАЭ). Данное здание напоминает трассу Формулы – 1, был открыт вместе  с автодромом «королевских гонок». Металлическая решетка, обрамляющая гостиницу, издали напоминает рыболовную сеть или паутину, наброшенную на здание отеля. В металлоконструкцию встроено стекло, образующее более 5000 сверкающих ячеек, каждая из которых снабжена светодиодами, создающими ночью потрясающий футуристический эффект.       

 Так же облик играет огромную роль в получении прибыли. Ведь чем вычурнее здание, тем оно в большей вероятности запомнится человеку. Большинство людей любит красоту, и каждый, увидев необычайное, захочет к этому вернуться. Любой путешественник перед поездкой обязательно в интернете найдет интересные места, которые он захочет посетить, находясь в какой либо стране. Этот человек просмотрит тысячу фотографий с различными местами, зданиями, но посетит он только те места, которые запомнились ему зрительно. И таких людей, как этот путешественник миллионы. Итог данной мысли приводит к тому что, чем здание зрелищнее и запоминающееся, тем больше вероятности привлечения внимания человека, не взирая на функции сооружений. Например:

Эскизный проект здания библиотеки в виде стопки книг выполнила немецкая компания Tilke Ingenieure, за технологический процесс отвечает компания «ДЮТЕК».

 

      В 2000 году было открыто одно из самых удивительных сооружений мира. Знаменитый американский музей Experience Music Project необычен не только внешними формами. Сама идеология музея уникальна. Большое здание, расположенное недалеко от Space Needle, содержит практически всю коллекцию американской рок и поп музыки. Проект музыкального центра Сиэтла был разработан по заказу соучредителя Microsoft Пола Аллена. Experience Music Project (EMP) — своего рода, дань уважения творчеству великого рок-музыканта Джими Хендрикса, которой как никто другой повлиял на эволюция американской музыки. К разработки EMP привлекли самого харизматичного архитектора США знаменитого Фрэнка Гери. Вдохновением для формы музея послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он регулярно разбивал после каждого концерта. Собственно поврежденный инструмент и повлиял на дальнейший внешний вид здания. Фрэнк Гери в своем фирменной стиле (см. Здание Питера Льюиса) спроектировал необычное волнообразное здание из нержавеющей стали и алюминия с оттенками фиолетового цвета, серебра и золота.5   

Одним из не мало важных факторов в современной постройке на облик  является окружающая среда. Она может  влиять на цвет, форму, материал и объем. Например в городе Суздаль, мы не найдем высотных зданий, так как большинство  построек не превышает 4 этажное здание. И если вы заметили из новых построек, на пример, Пушкарская или Никольская слобода, выполнены в старом городском  стиле, ничем не отличающимися постройками. В Суздале действует градостроительный регламент на ограничение высоты. Небоскребы в городе Суздаль это абсурд. Суздаль - как центр старо-славянской культуры. Архитектурную композицию города представляют тихие улочки и переулки, деревянные избы и жилые дома. Рестораны, кафе и бары также олицетворяю дополнительное сходство с крестьянскими избами. Суздаль это музей под открытым небом, состоящий от и до из эстетики.      Но если архитектору достается проектируемая территория, то на данной территории он может возвести все что угодно, не зависимо от размеров, материалов и функций постройки.  В данном проекте происходит полет фантазий, архитектору дается воля воображению, и с помощью данных проектов, в дальнейшем застраивается новые районы вокруг зрелищного здания. С помощью таких зданий архитекторы могут создать будущий облик застройки.    

В современно мире архитекторы  стараются совместить все больше и больше мест для удовлетворения большего количества потребностей человека, с помощью данной моей теории, появляются все больше и больше комплексов.(на п-р.: 1) К рокус Сити Хол, г. Москва. Это огромная территория зданий, в которых собрано много всего для удовлетворения небольшой части удовлетворения. Там есть спорт зал, рестораны,  можно посмотреть игры, концерт, а так же выставки, и много всего другого.)             

 

Понимать архитектуру как эстетическую деятельность, oбладающую oгрoмной силoй вoздействия на ширoкие массы, необходимо направить развитие стрoительства не назад - к архитектуре как искусству, а вперед - к архитектуре как архитектуре. Только принимая и осoзнавая собственную сущнoсть, архитектура может идти в нoгу со временем, способствуя улудшению oтнoшений, идеалов, образа жизни. И, как этo ни парадоксальнo, лишение архитектуры ее мифическoгo художественного ореола, oтдаление архитектурных форм от произведений искусства, осознание эстетики архитектуры как эстетики реальной жизни объективно ведут к расцвету архитектуры как высoкoго искусства подлинно челoвеческого преобразoвания материальнoго мира, искусства гармoнизации самой человеческой жизни.

И в заключении можно сказать, что архитектурная деятельность отличная от художественной формой человеческой деятельности, а произведения архитектуры  представляют собой не духовную, а  материальную ценность. Утверждая архитектуру  как эстетическую деятельность обладающую силой воздействия на широкие  массы необходимо развитие строительства  не назад – к архитектуре как  к искусству, а вперед – к архитектуре  как к архитектуре. Лишение архитектуры  ее мифического художественного  ореола, отдаление архитектурных  форм от произведений искусства, эстетики архитектуры как к эстетике реальной жизни ведут к рассвету архитектуры, как высокого искусства человеческого  преобразования, материального мира, и самой человеческой жизни.

Информация о работе Эстетика зрелищного здания в проектируемой городской среде