Церковь в Клюни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Тема моего реферата связана с романской архитектурой, в которой, на мой взгляд, можно встретить наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. В романике наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами. В романской архитектуре Франции прежде всего выделялись школы Бургундии, Прованса и Аквитании. Мне особенно интересна школа Бургундии, так как её важнейшая особенность - стремление к базиликальному разрезу здания. На мой взгляд, из всех типов здания базилика наиболее гармонична и элегантна в своей простоте.

Содержание работы

Введение
История создания
Строение здания, технологии его возведения
Распределение функциональных зон
Внутренняя отделка здания
Современное состояние и виды реконструкций
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Файлы: 1 файл

Церковь в Клюни.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

 

«Церковь в Клюни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение
  2. История создания
  3. Строение здания, технологии его возведения
  4. Распределение функциональных зон
  5. Внутренняя отделка здания
  6. Современное состояние и виды реконструкций
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моего реферата связана с романской архитектурой, в которой, на мой взгляд, можно встретить наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. В романике наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами. В романской архитектуре Франции прежде всего выделялись школы Бургундии, Прованса и Аквитании. Мне особенно интересна школа Бургундии, так как её важнейшая особенность -  стремление к базиликальному разрезу здания. На мой взгляд, из всех типов здания базилика наиболее гармонична и элегантна в своей простоте. Кроме того, в Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. И это не случайно: Бургундия, где власть римской церкви была особенно влиятельной, являлась важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период. Ее центр - крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма. Главная церковь ордена в Клюни, воздвигнутая в самом конце 11 века, являлась наиболее грандиозным и величественным сооружением всей средневековой Европы и отличалась всеми типичнейшими особенностями бургундской школы.

Ни одна светская постройка  той эпохи не могла сравниться с Клюни – одним из старейших монастырей того времени. Монастырь в Клюни тогда даже называли «вторым Римом», так как он был еще и очень влиятельным сооружением - в 1122-1156 годах аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. С аббатством Клюни связано множество фигур, сыгравших огромную роль в истории культуры Франции (в частности, это так называемые «клюнийские святые»: Бернон, Одон, Майоль, Одилон, Гуго)

Самой большой силой  во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира. Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Бургундия, один из наиболее развитых и богатых районов Франции, оказался в центре естественных путей сообщения, что рано сделало его средоточием торговли и ремесел. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции - в Бургундии было множество клюнийских аббатств, игравших видную роль в религиозной и политической жизни. По этой причине выработка архитектурных форм здесь была связана главным образом со строительной деятельностью клюнийского монашеского ордена. Филиалы его были учреждены в разных странах Западной Европы, в которых, таким образом, получили широкое распространение архитектурные приемы, обусловленные потребностями ордена. Главный же и старейший их монастырь, о котором пойдет речь в моей работе, находился в Клюни. Сама церковь возводилась в 3 этапа. В своей работе мне хотелось бы подробнее рассмотреть весь храм с даты его возведения и до сегодняшних дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

История создания

Бургундия - историческая область во Франции, в бассейне реки Сены, занимающая юго-восточную окраину Парижского бассейна, северо-восточные отроги Центрального массива.

Аббатство Клюни, расположенное в Бургундии в 17 километрах на северо-западе от Макона,  представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

Клюнийское аббатство было основано в Верхней Бургундии Гильомом I Благочестивым, герцогом Аквитании, в сентябре 910 года с привилегией не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

Строительство первого храма началось в 927 году при первом настоятеле храма, аббате Берноне. Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский, именно ему в 931 году папа Иоанн XI даровал привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу. В итоге при аббате Одилоне к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей. Настоятели монастыря трудились над созданием дочерних обителей, соответствующих уставу Клюни. Идеалы клюнийского движения были необычны для бурного периода жизни европейских государств: строгий аскетизм, жесткий контроль над целибатом духовенства, пристальное внимание к благоговейному совершению литургии и работе монахов. В подчинении аббатства находились около 2 тыс. дочерних монастырей, в том числе и за пределами Франции. Обитель Клюни получила право чеканить собственную монету, создавать школы и библиотеки.

 
В 955-981 годах при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II). В 1088 году настоятелем Гуго Клюнийским был предложен план перестройки храма - создается Клюни III, на тот момент являющаяся самой большой церковью Европы. При  Гуго Клюнийском (1049—1109) и Петре Достопочтенном (1122—1157) само аббатство достигло расцвета, а конгрегация (в нее входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях) перешагнула границы современной Франции, что дало монастырю право пользоваться большим влиянием и авторитетом во всей Европе. Во главе конгрегации стоит главный настоятель, который надзирает за всеми монастырями — членами конгрегации. В клюнийских монастырях особое внимание уделяют литургии, в них также очень развито почитание умерших. Клюнийская конгрегация поддерживала самые тесные отношения с папой, и именно в ее монастырях вынашиваются первые планы общей реформы в Церкви. Дух Клюни проникает во многие государства: во Францию, Италию, Испанию, Германию, Англию. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах.

С XIII века начался постепенный упадок аббатства, вызванный в основном финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к ещё большему упадку монастыря. В 1562 году  Клюни было полностью разграблено гугенотами, а знаменитая на весь мир библиотека, в которой находилось около 570 манускриптов, сожжена. После Великой французской революции в 1790 году в ходе гонений на бенедиктинский орден аббатство полностью закрыли. Сам монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. В 1798 году его остатки были проданы (существует мнение, что здание приобрел торговец из Макона за два миллиона франков ) и несколько десятилетий использовались как каменоломня. В 1833 г. уцелевшую часть здания арендовал, а затем почти за бесценок выкупил Александр дю Соммерар, археолог и  коллекционер древностей. Наследники собирателя продали особняк вместе с коллекцией обратно государству, и уже в 1834 г. на территории бывшего аббатства открылся музей Средневековья, который работает до сих пор. Что касается самого монастыря, то в настоящие дни от него осталась лишь часть южного рукава трансепта вместе с башней.

 

 

 

 

Строение здания, технологии его возведения

 

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен в 927 году при аббате Берноне. К сожалению, сведений об архитектурно-планировочном решении этой церкви очень мало. Известно лишь, что Гильом I Благочестивый основал её на базе своей виллы. Первоначально она представляла собой небольших размеров здание (из-за этого её чаще называли Часовней в Клюни) и напоминала Часовню Святого Бенедикта в Сен-Рикье и церковь Каролингов, однако её алтарная часть была разделена на 3 части и имела большее углубление.

Вторая монастырская церковь (около 955-981г.) была выстроена при аббатах Майоле и Одилоне и являлась заменой Клюни I по причине малых размеров последней. Здание было возведено в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане колокольней у средокрестья (такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе). Церковь имела сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни.

Около 1040 года комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, шеве, нартексом и атрием.

Далее в Клюни начали разрабатывать тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III). Основным материалом для постройки этого и предыдущих храмов служил камень.  Основой и центром обновленной Клюни являлась церковь Святого Михаила, строительством которой руководил аббат Гуго. Хоровая часть Клюни III  была закончена в 1095, полностью строительство завершили в 1107 г. Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Именно им было решено увеличить высоту и ширину центрального нефа, прорезав его стены оконными проемами. Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы. К сожалению, архитекторы не учли, что нагрузку перекрытия равномерно несла вся стена, вследствие чего постройка оказалась довольно ненадежной. Так, в 1125 году своды обрушились, и храм был полностью восстановлен лишь в 1130 году.

После того, как в 1220 г. с западной стороны было пристроено низкое трехнефное здание, церковь  в Клюни по своей протяженности (длина базилики составляла 187 м, длина до трансепта - 73 м, длина трансепта - 71 м, высота — 30 м) стала почти равной базилике Святого Петра в Риме, построенной только в 1506 году.

Неф состоял из трех ярусов: изящные аркады со стрельчатыми арками, трифорий с тремя арками в каждой травее и клиресторий со сходным рисунком. Аркады клирестория служили обрамлением для арок следующих нефов и для окон предыдущих нефов. Утопленные столбы с полукруглыми полупилонами или полупилонами с каннелюрами несли поперечные арки глухого цилиндрического свода стрельчатого очертания, равномерно и гармонично расчленяя внутреннее пространство храма. Квадрат средокрестия увенчивала небольшая галерея с куполом. Над ним возвышалась квадратная башня. Резко уходящие ввысь поперечные девятипролетные крылья увенчивались во втором и восьмом пролетах башнями над куполами на барабанах. Вертикальное строение двух крайних пролетов было идентичным строению нефа. Огромный центральный неф, высота которого составляла 30 м (лишь спустя десятилетия готические соборы превзойдут Клюни по высоте), а ширина – 15 м, освещался через окна в стенах над боковыми нефами.

В восточной части  храма, примыкая к первому трансепту, располагались два пролета хора, повторявшего рисунок стен нефа. Хор, имевший 225 мест для певчих, имел обход и был обрамлен венком капелл. К нему, в свою очередь, примыкал второй трансепт с другим квадратным средокрестием и еще одной восьмиугольной башней над куполом на барабане. Второй трансепт состоял лишь из трех центральных травеи, равных по высоте нефу или большому трансепту. Две травеи, примыкающие к нему по краям, были низкими, видимо, напоминая капеллы. Восточное окончание храма образовывали еще одна равная по высоте нефу травея и деамбулаторий с полукольцевым в плане цилиндрическим сводом и люнетами.

 Из вышеописанного можно сделать вывод, что Церковь в Клюни делилась на две основных части. Первую составлял четко структурированный неф довольно больших размеров, вторую - восточная область храма, предназначавшаяся для монахов, с невероятно сложным распределением пространства и конструкций. Обе зоны объединялись общим вертикальным строением по всей длине храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение функциональных зон

 

Гуго Клюнийский в 1089 году постановил, что мастерские различных ремесленных цехов будут занимать площадь 125 футов в длину и 23 фута в ширину. Существовала канализация. В сухой каменистой почве прокладывали подземные трубы для стока хозяйственных вод, для водопровода в монашеских кельях и рядом с кухней, а также для «осушения подвала, влажного из-за многочисленных подземных источников». С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен мощными стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Местные постройки и устройство улиц здесь своеобразны. Дома сложены из крупного камня и напоминают нехитрые крепости или башенки с маленькими окнами и высокими лестницами. Узкие улицы городка вымощены крупным камнем.

Информация о работе Церковь в Клюни