Идейные предшественники христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

Сегодня около трети жителей нашей планеты называют себя христианами. Это постоянно принимается во внимание, когда речь идет о религии, которая опирается на веру в Иисуса Христа. Но христианство - очень широкое понятие. Христианами называли себя Августин Блаженный и патриарх Никон, Мартин Лютер и В.Соловьев. К христианам относятся последователи католицизма и православия, сторонники Мюн-цера и Цвингли. Христианство - это и русская икона, и Варфоломсевская ночь, христианство - это и собор Парижской богоматери и храм Покрова на Нерли. Еще Гегель, выдающийся немецкий философ, говорил, что весь исторический процесс движется к Христу, идет от него.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Возникновение христианства. Его идейные предшественники……………......4
Формирование христианских догматов и культа……………………………….8
Основные направления и особенности христианской религиозной философии………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

Новая религия не противилась  включению в нее обрядов из других религий и культов. Вновь  приобщавшиеся к христианству находили в нем знакомую обстановку и привычные обряды. Об этой особенности христианства писал в V веке Августян Блаженный: "Христиане меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому..."

Одним из важнейших таинств, исполнение которого связано по поверью с чудом, является водное крещение. Однако погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появился не в христианстве. Христиане приспособили его к своему культу. Вероятно, несколько ранее крещения, в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его объяснение мы находим в евангельском рассказе о тайной вечере, когда Иисус Христос в последний раз разделил трапезу со своими учениками — апостолами. Организация этого обряда вылилась в широких масштабах в общую трапезу для членов общины, которая, как уже отмечалось, получила название "агапе".

Одно из главных мест в  культовой стороне христианства занимает почитание креста. Культ  креста, однако, ничего не имеет общего с предполагаемым орудием казни  Иисуса Христа. На крестах действительно  распинали, но они имели форму  буквы "Т". Христианский крест — это чрезвычайно древний религиозный символ, который встречается на древнеегипетских, критских и других изображениях. На древнейших христианских памятниках в качестве священных символов встречается не крест, а другие изображения: агнца, пастуха с ягненком на плечах, рыбы и другие. Изображения распятого на кресте Иисуса Христа начали делать лишь с VIII — IX веков. Однако в книге "Закон Божий", которая являлась пособием для учеников церковных школ России, находим следующее объяснение: "Сын Божий, Иисус Христос был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть — воскрес из мертвых, и сделал крест орудием своей победы над грехом и смертью. Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью".

Существенным обстоятельством, повлиявшим на развитие раннего христианства, стали гонения на христиан. Возникнув  среди рабов и угнетенных, как  протест против римского господства, христианство стало казаться опасным и вызывало враждебное отношение со стороны римских правящих кругов. Церковные историки насчитывают 10 великих гонений, начиная с первых, ставших легендарными, — при императорах Нероне и Домициане в первые века и, кончая самыми крупными, — при императоре Диоклетиане и его соправителе Мак-симиане в конце III и начале IV веков. Все эти гонения приводили к уходу из общины колеблющихся в вере, неустойчивых и укреплению яростных и фанатичных приверженцев веры.

Только в IV веке император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать ее в интересах государства. Принято считать, что особым законодательным актом — Миланским эдиктом 313 года — был положен конец гонениям и христианство было узаконено как государственная религия.

Сделавшись государственной  религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает  вместе с греко-римской культурой  к германцам и славянам. К Х веку почти вся Европа стала христианской. И только ислам, возникший в VII веке, преградил путь дальнейшему распространению христианства в страны Востока.

 

 

 

 

 

Основные направления  и особенности христианской религиозной  философии

Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений  и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным  в ней является учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.

Прежде чем перейти к изложению особенностей главных направлений в христианстве как религии, попытаемся хотя бы вкратце познакомиться с теми проблемами, которые рассматривает с самого начала существования христианства его философия.

Как и само христианство — его философия также имеет свои различия. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснованием основных принципов вероучения.

Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 — 753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной работе "Источник знания", где сформулировал основополагающие установки о том, что философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм и христианских принципов.

В последующие века в византийской, а после принятия христианства и в русской христианской философии разрабатываются различные проблемы христианской жизни и отношения к действительности. Православная философская мысль подарила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них можно назвать Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296- 1359 гг.) и наших соотечественников — Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).

Позже, в конце XVIII — начале XIX веков формируется так называемая академическая философия ( ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания Бога.

Конец XIX — начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важный этап в разработке основополагающих христианских философских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С.Соловьева (1853—1900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".

Заметной и влиятельной  фигурой в русской религиозной  философии был С.Н.Булгаков (1871—1944 гг.), в центре религиозной философии которого было учение о Софии. Благодаря божественной премудрости, "софийности" — все разрозненное в обществе и мире приобретает целостность, бого-человеческий характер.

Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А.Бердяев (1874- 1948 гг.). В его разработках вопросов христианской философской мысли прослеживается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.

В католической философии  можно выделить две тенденции: одна из них — это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 — 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. В своей книге "О граде Божием" историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил — царства приверженцев всего земного и царства Божия. Царство Божие — это римская католическая церковь.

Второе направление — рационалистическая традиция, которую начал развивать Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным философом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 тезиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истинное учение.

В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-новому решает эти проблемы видный ученый и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.). Он считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность.

Протестантская религиозная  философия наиболее молодая. Ее основы разработаны М.Лютером (1483— 1546 гг.) иЖ.Каль-вином (1509— 1564 гг.). В центре их религиозных представлений проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная совесть. В одном из своих писем М.Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.

Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом Завете, является единственным источником христианской истины. Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

У христианства было много  предшественников и направлений, но все они сходились в одном  мнении о человеке и его главной  цели в жизни – искуплении грехов и  наставления на путь истинный. Таким образом предшественники и разные направления христианства вместе создают наиболее полную и правильную религию, которая объединяет людей в мире, задает правильные ценности в жизни, учит терпению и дает надежду, просвящает и дает людям цель в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Библия: Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. –М.: Русский Паломник,1990.-1690с.

2.     Лосев А.Ф. Русская Философия: Малый энциклопедический словарь. –М.: Наука,1995.-624с.

3.     Философский энциклопедический словарь / Л.Ф.Ильичев. –М.: Советская энциклопедия,1983.-840с.

4.     Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. –М.: Политиздат,1991.-398с

 

 

 

 

РЕСПЕКТЫ СЮДА http://vk.com/rushsamurai

 


Информация о работе Идейные предшественники христианства