Библейская картина человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Не ставя перед собой задачу осветить в столь кратком очерке всю глубину и весь сокровенный смысл библейской антропологии и этики, постараюсь проследить и охватить диалектику двух важнейших мотивов, принципов, доктрин, категорий, именующихся в Библии законом и благодатью.

Файлы: 1 файл

Шестопалов3.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, как в Ветхом, так и Новом Заветах мы находим  множество мест, говорящих о половых  отношениях, но в большинстве случаев о детях там не говорится ни слова. А в "Книге Притчей Соломона" напрямую поются дифирамбы физической, чувственной любви.

"Источник твой да будет  благословен; и утешайся женою  юности твоей, любезною ланию  и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовию ее наслаждайся постоянно".38

Знаменитая же "Книга Песни  Песней Соломона" целиком посвящена  культу любовного пира.

"О, ты прекрасна, возлюбленная  моя, ты прекрасна! Глаза твои  голубиные под кудрями твоими; волоса твои, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои, как стадо выстриженных овец, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя, как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных. Два сосца твои, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями... Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет не тебе... О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста; о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!.."38

Этот чудесный гимн любви прямо  свидетельствует о том, физическая любовь в Библии рассматривается  далеко не только как средство деторождения, а, прежде всего, как прекрасное и необходимое проявление своих чувств к любимому человеку. Иначе говоря, христианство предписывает вступать в брак, чтобы здесь, и только здесь реализовывать свою половую энергию, поскольку чистой и честной половая любовь может быть только в одном случае — если она связывает двух супругов.

В седьмой главе знаменитого  Первого Послания Коринфянам апостол  Павел предлагает свое (и в целом  христианское) видение проблем брака  и интимных отношений. Не секрет, что  главным мотивом супружеской измены чаще всего является сексуальная неудовлетворенность в браке или обида на супруга или супругу. Как профилактику этого святой апостол Павел дает ряд конкретных советов, помогающих людям преодолеть препятствия, стоящие на пути семейного счастья. "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу".40

В этом императиве явно просматриваются  три мысли:

1. Половая близость есть долг, обязанность по отношению к  супругу или супруге. Священное  Писание велит удовлетворять  физическую потребность второй половины.

2. Однако исполнение этого долга  призвано основываться на благорасположении  к жене или мужу, то есть  чувствах любви, нежности, преданности,  восхищении и т. д.

3. Долг этот обоюдный, равный  и основывается на понимании  брака как онтологического единства супругов, где каждая половина перестает принадлежать только себе самой: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена".40

Здесь мы снова чувствуем специфику  христианского понимания брака: супруги теряют онтологический статус независимой личности и все его атрибуты: свободу, собственность и т. д. Человек утрачивает право распоряжаться даже своим телом. Тело предназначено для наслаждения супруга (супруги). Следовательно, муж или жена должны удовлетворять потребность друг друга по первой же просьбе, поскольку просьба эта сродни не просьбе денег взаймы, а просьбе вернуть долг, то есть что-то свое. Ниже будет видно, насколько важна такая покорность. Читаем дальше: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим".41

В первой строке этого стиха звучит принципиально важный совет: физическое воздержание обязательно должно основываться на обоюдном согласии (симфонии) супругов. После непродолжительного перерыва половая близость должна быть возобновлена. Апостол Павел, а через него Господь предупреждают, что дьявольское искушение невоздержанием является очень сильным, поскольку основной инстинкт человека заложен самим Богом, и, следовательно, отсутствие канала выхода страсти может сыграть очень злую шутку с человеком. Если отказ от близости не обоюдный и нарушает желание одного из супругов, то это чревато ростом обиды, злобы. Здесь Сатана тут как тут — подкарауливает и подбрасывает мысль об отмщении, об измене "на зло".

Лучшее лекарство в такой  ситуации — откровенный разговор по душам. Обиженной стороне лучше  всего преодолеть свою обиду и  прямо спросить, в чем дело. Здесь  не место закомплексованности и ложной скромности. Труднее всего смирить свою гордость, поэтому Христос и поставил на первое место заповедь "Блаженны нищие духом".42  Лучше всего открыто сказать своему супругу, что необходимо для удовлетворения ваших интимных потребностей. Ведь сексуальная удовлетворенность в браке — лучший способ защиты от измены. Известно, что физическая близость для большинства мужчин — это физическое удовлетворение № 1. Поэтому когда у мужчины есть соблазн измены, его моральные устои должны подкрепляться таким количеством приятных воспоминаний о супружеской близости, которое бы перевесило приятные ожидания и чувство новизны, связанные с потенциальной любовницей.

Основания развода

С пониманием брака как цельного начала связано и учение о нерасторжимости супружества: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает"43 — говорит Христос.

Замужняя женщина была привязана  законом к своему мужу, и единственным законным способом освобождения от этой зависимости была смерть супруга: "Если жена при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейницею..."44

Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: "жене не разводиться  с мужем и мужу не оставлять  жены своей",45 — говорит апостол  Павел.

Моисеев Закон в ряде случаев  развод все-таки допускал, однако считал это мерзостью, а отпущенную женщину — оскверненной: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: То не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена; ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел".46

Позиция Самого Христа, исполнившего (то есть дополнившего) смысл Моисеева Закона, в отношении развода была еще более строгой. На слова фарисеев: "Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою" Он ответил: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами, а сначала так не было… 47 Сказано также, что если кто разводится с женою своею, пусть даст ей разводную. ...Я говорю вам, что всякий, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать... и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".48

Иначе говоря, единственным основанием развода, помимо смерти Христос установил  измену одного из супругов.

Что касается последней строчки, то это, пожалуй, одно из самых труднодоступных  для наших современников мест Нового Завета, и вызывает она неоднозначные суждения в богословии. Одни под "разведенной" понимают лишь ту, с которой муж развелся по причине измены с ее стороны, другие — всякую разведенную женщину.

Современный молодой человек с  большим трудом осознает, что измена супругу (прелюбодеяние) есть грех; гораздо сложнее осознать то, что прелюбодеянием являются даже порочные мысли определенного содержания; но что касается греховности вступления в брак с разведенным (или разведенной), то это большинству понять вообще практически невозможно. Чтобы осознать это, нужно внимательно изучить все места Священного Писания касательно брака, сопоставляя их друг с другом. Вероятно, такая строгость связана с тонкими механизмами передачи наследственной информации, пока еще недоступными современной науке.

Список литературы

16. Булгаков С. Н., прот. Православие.  Очерки учения православной церкви. - М.: Терра, 1991. - 416 с.

17. Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с. (Мыслители XX века).

18. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. – Нижний Новгород: изд. Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2002.–392 с.

19. Варсануфий Великий и Иоанн,  препп. Руководство к духовной  жизни в ответах на вопрошения учеников. – М., 2003.

20. Василий Великий, свят. Нравственные  правила. – М.: Московское подворье  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.

21. Вениамин (Пушкарь), арх. Священная  библейская история. Изд-е 3-е.  – Владивосток - СПб., 2003. – 768 с.

22. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. – СПб., 1992.

23. Воронов Ливерий, прот. Догматическое  богословие. Курс лекций. – М., 1999.

24. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного  эроса / Вступ. стат., сост. и коммент.  В.В.Сапова. – М.: Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли).

25. Гармаев А., свящ. Этапы нравственного  развития ребенка // газета "Свет  Православия" - Изд. Макариев-Решемской  обители, 1998. Вып. 43. – 128 с.

26. Гельвеций. О человеке // Соч.  В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред.  Х.Н. Момджана. – М.: Мысль, 1974. – 688 с. ("Философское наследие").

27. Гельвеций. Счастье. Сост. и  коммент. А.В. Серегина. Вст.ст. Х.Н.  Момджана. – М.: Советская Россия, 1997. – 480 с.

28. Грачев А., свящ. Когда болеют дети. Советы врача-священника. – М.: Даниловский благовестник, 2003. – 88 с.

29. Григорий Нисский. О блаженствах.  – М.: Изд-во святителя Игнатия  Ставропольского, 1997. – 127 с.

30. Григорий Нисский. Об устроении  человека. – М., 2000.

31. Григорий Палама. Триады в  защиту священнобез-молвстующих. / Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. - М.: Канон +, 2003. - 384 с. - (История христианской мысли в памятниках).

32. Гусейнов А.А., Апресян А. Этика. – М.: Гардарики, 2002.

33. Давыденков О., свящ. Догматическое  богословие. Курс лекций в 2-х тт. – М.: ПСТБИ, 2001. Т. 1 – 160 с. Т. 2 – 292 с.

34. Давыденков О., иерей. Катихизис.  Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. –  232 с.

35. Давыденков О., свящ. Тайна велия  сия. Бог явися во плоти. – М.: ПСТБИ, 2002. – 120 с.

36. Догматическое богословие. Учебное пособие. Под ред. М.В.Бахтина. – М.:МГИПКиПК, 2004. – 100 с.

37. Дорофей авва, преп. Душеполезные  поучения. М., 2000

38. Духовная жизнь. Аскетические  творения святых Отцов. – М., 2000.

39. Емельянов А., иерей. Введение  в Новый Завет. – М.: ПСТБИ, 1999. – 48 с.

40. Еротич Владета. Психологическое  и религиозное бытие человека. (Серия "богословие и наука"). - М.: Библейско-богословский иститут  св. апостола Андрея,2004-212 с.

41. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю.  Наука и религия: новый симбиоз?  Моделирование каритиы мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. - СПб.: Алетейя, 2003. - 368 с.

42. Ефрем Сирин, преп. О свободе  воли человека // Творения в 8-ми  тт. Т. V. М.: Изд. отдел Мос. Патриархии, 1993. – С. 24 - 33.

43. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907.

44. Зеньковский В., прот. На пороге  зрелости. Беседы с юношеством  по вопросам пола. – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004 – 64 с.

45. Зеньковский В. В. Основы  христианской философии. – М.: Канон +, 1997. – 560 с. (История христианской мысли в памятниках).

46. Зеньковский В.В., прот. Педагогика.–  Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2004 – 224 с.

47. Зеньковский В., прот. Проблемы  воспитания в свете христианской  антропологии. – М.: Школа-пресс, 1996. – 250 с.

48. И дух прав обнови во  утробе моей. Сборник святоотеческих  изречений и поучений. Ч. II. – Свято-Троицкий  Новоголутвин монастырь, 1992.– 306 с.

49. Иванов В., прот. Священное Писание  Ветхого Завета. Учебное пособие.  Под ред. М.В. Бахтина. – М: МГИПКиПК, 2004. – 110 с.

50. Иванов Н., прот. И сказал Бог…  Библейская онтология и антропология. – М., 2001. – 350 с.

51. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский. О Православии. – М.: Изд. Мос.  Патриархии – Донской монастырь, 1991. – 24 с.

52. Игнатий (Брянчанинов), еп. Полное собрание сочинений. М., 2001 – 2003. Том 1. Аскетические опыты. Том 2. Слово о смерти. Том 3 и 4. Аскетическая проповедь.

53. Иерофей (Влахос), митр. Православная  духовность. Свято-Троице Сергиева  Лавра, 1998. – 136 с.

54. Иерофей (Влахос), митр. Смерть и первородный грех. О смерти младенцев (перевод с греческого). – М.: Сардоникс, 2002.

55. Иисус Христос в документах  истории. Составление, статья  и комментарии Б.Г. Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное  – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники).

56. Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати. / Сост. , вступ. Ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконструкция древнерусского текста  Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я.  Дерягина, А.К. Светозарского. –  М.: Столица, Скрипторий, 1994. – 146 с.

Информация о работе Библейская картина человека