Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:40, реферат
По своей натуре Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причем передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения.
Введение
1 Образ народа в опере «Борис Годунов»
2 Образ царя Бориса
3 Вывод
Список литературы
Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова
РЕФЕРАТ
Образ царя Бориса и народа в опере М.П.Мусоргского
«Борис Годунов»
Проверила преподаватель
Содержание
Введение
1 Образ народа в опере «Борис Годунов»
2 Образ царя Бориса
3 Вывод
Список литературы
Введение
По своей натуре Мусоргский был выдающимся
музыкальным драматургом. Именно в театре
он смог так полно и ярко показать явления
действительности. Он был великим мастером
создания в музыке живых человеческих
характеров, причем передавал не только
чувства человека, но и его внешний вид,
повадки, движения. Но главное, что влекло
композитора к театру, - возможность показать
в опере не только отдельного человека,
но и жизнь целого народа, страницы его
истории, которые перекликались с полной
драматизма современностью. «Борис Годунов»
рассказывал о крестьянской войне. У Мусоргского
народ протестует, поднимается на бунт.
Эта картина народного восстания, завершающая
оперу, пожалуй, самая главная.
1 Образ народа
Центральным действующим лицом оперы
является народ. Само понятие «народ»
наполнилось у него новым смыслом в сравнении
с другими русскими композиторами. Если
раньше народ изображали неделимой массой,
то Мусоргский этот обобщенный образ складывает
из множества индивидуальных типов. Недаром
жанр оперы был определен как народная
музыкальная драма.
В повой редакции опера состоит из
Пролога и 4 действий (восьми картин).
В прологе две картины. В центре каждой
– два главных участника трагедии - народ
и царь Борис. Народ забитый, угнетенный
и совершенно равнодушный к тому, кто сядет
на царский престол, - таков герой пролога.
Дубинка пристава, которая отчетливо слышна
в оркестре, - вот что «убеждает» московский
люд звать боярина Бориса Годунова на
престол.
И народ, скорбно причитая, обращается
к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец
наш?» В этом хоре такое вековое народное
горе, что становится ясно - в таком подневольном
состоянии народ не может долго оставаться.
Какой россыпью даны народные типы в хоровой
сцене у Новодевичьего монастыря (прологе
оперы). Здесь и угрюмый безымянный мужик
(«Митюх, а Митюх! Чего орем?»), и беззаботный
Митюха («Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно
причитающая («Ой, лихонько!»), баба сварливая
и злая («Вишь, боярыня какая!»). Если вы
послушаете эту сцену, вы зримо увидите
этих людей, их лица, движения. И все это
благодаря точнейшим речевым интонациям.
В начале четвертого действия - в сцене
у храма Василия Блаженного - народ, измученный
лишениями и голодом, поднимает свой голос:
«Хлеба! Хлеба!» Это уже требование. И звучит
оно как смутный протест, объединяющий
народ.
В конце оперы этот народный протест
прекращается в стихийный бунт. «Расходилась,
разгулялась удаль молодецкая», - поет
хор, и его могучее звучание похоже на
разбушевавшуюся стихию.
Таков в опере образ народа, обрисованный
и хоровых сценах, которые наполнены интонациями
народных песен: то скорбных плачей, причитаний,
то разудалых, молодецких.
2 Образ царя Бориса
Образу народа противостоит образ
царя Бориса, который также имеет свою
линию развития.
Трагическая обреченность ощутима
уже при первом появлении Бориса в прологе
в сцене коронации. Его монолог «Скорбит
душа», которым он пресекает ликующий
колокольный звон, передает затаенный
страх и мрачные предчувствия.
Второе действие. Царский терем в Кремлёвском дворце.
Ксения, дочь Бориса Годунова, неустанно
горюет о погибшем женихе, оплакивая его.
Её горестными причитаниями открывается
действие. Напрасно мамка (няня) пытается
отвлечь её и поёт шутливую песенку про
комара.Затем песня переходит в весёлую
игру в хлёст. В ней принимает участие
Фёдор, сын Бориса Годунова. Появляется
Борис. Он заботливо расспрашивает сына
о его занятиях науками, печалится о Ксении.
В этой картине образ Бориса раскрывается
ещё полнее и многогранее, во всей его
сложности и противоречивости. Ведь Борис
не только преступный царь, который ценой
убийства ребёнка пришел к власти. Он умный
и дальновидный правитель и, кроме того,
любящий отец, внимательный к своим детям.
В сцене с детьми показаны эти черты его
характера - нежность к дочери и забота
о сыне, его будущем («Что, Ксения...», «А
ты, мой сын, чем занят?»).
Но главное, Борис это - глубоко страдающий
человек, чья больная душа уязвлена злодеянием
- убийством малолетнего царевича Димитрия. Монолог «Достиг я высшей власти» раскрывает всю глубину страданий преступного
царя.
Величественно и строго звучит мелодия
его арии.
Постепенно в сознании Бориса возникает
мысль о неотвратимости кары за свершённое
преступление. Широкая напевность арии
сменяется взволнованной декламацией.
Безумные кошмары встают перед Борисом.
В оркестре звучит лейтмотив кошмара
Бориса.
Входит лукавый царедворец Шуйский,
представитель враждебной боярской оппозиции.
Он сообщает Борису о появлении самозванца,
нарёкшего себя именем покойного царевича
Димитрия. Потрясённый Борис требует от
Шуйского подробного рассказа о том, как
был убит много лет назад царевич.
После его ухода кошмарные видения Бориса
Годунова возобновляются с новой силой.
Все это создает образ жизненно правдивый,
образ человека, олицетворяющего и неправедную
царскую власть, и нечистую совесть убийцы.
В конце второго действия под однообразный
бой курантов видится Борису «дитя окровавленное».
И терзания его совести достигали предела:
«Чур, чур, дитя! Не я ...не я твой лиходей!»
Здесь - кульминация в развитии трагедийной
линии, вершина страданий Бориса.
Музыка достигает гениальной силы
выражения: взволнованно трепетный оркестровый
звон, словно страшный мерцающий призрак,
разрозненные реплики объятого ужасом
царя, передающие нечеловеческое напряжение
его душевных сил.
Преследуемый кошмаром, в безумном
состоянии, царь появляется перед боярской
думой. Но и здесь он не может укрыться
от преследований нечистой совести. Рассказ
монаха Пимена о чудодейственной целительной
силе могилы убиенного царевича повергает
царя в пучину новых страданий.
Не выдержав их, он умирает.
3 Вывод
Таковы два основных образы оперы – образ
народа и образ царя. Причем образ народа
представлен в опере многолико. Здесь
и монах-летописец Пимен, вынесший от имени
народа приговор Борису, и бродячие монахи
Варлаам и Мисаил, воплотившие в себе разные
черты русского народа, и Юродивый, не
побоявшийся бросить в лицо царю обвинение
в убийстве, и многие другие персонажи,
выписанные композитором очень ярко, почти
осязаемо. В музыке раскрыта трагедия одиночества
и обреченности царя.
Список литературы:
1 А.Гозенпуд. Борис Годунов – опера М.П. Мусоргского
2 Козлова Н.П. Русская музыкальн
3 Смитнова Э. Русская музыкальная литература (учебник)
Информация о работе Образ царя Бориса и народа в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»