Образ царя Бориса и народа в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:40, реферат

Описание работы

По своей натуре Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причем передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения.

Содержание работы

Введение
1 Образ народа в опере «Борис Годунов»
2 Образ царя Бориса
3 Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Борис Годунов.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

       Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

 

 

 

               РЕФЕРАТ

 

Образ царя Бориса и народа  в опере М.П.Мусоргского

«Борис Годунов»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила студентка III курса

                                                                                             Специализации инстр. творчество

                                                                                              Морковина О.В.

Проверила преподаватель

                                                                                              Никитина Ю.В.                                                             

 

                                                       Великий Новгород

                                                                     2012  г.

Содержание

Введение

1 Образ народа в опере «Борис Годунов»

2 Образ царя Бориса

3 Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  По своей натуре Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причем передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения. Но главное, что влекло композитора к театру, - возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью. «Борис Годунов» рассказывал о крестьянской войне. У Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.  

1 Образ народа

   Центральным действующим лицом оперы является народ. Само понятие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении с другими русскими композиторами. Если раньше народ изображали неделимой массой, то Мусоргский этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы был определен как народная музыкальная драма.  
  В повой редакции опера состоит из Пролога и 4 действий (восьми картин).  
В прологе две картины. В центре каждой – два главных участника трагедии - народ и царь Борис. Народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол, - таков герой пролога. Дубинка пристава, которая отчетливо слышна в оркестре, - вот что «убеждает» московский люд звать боярина Бориса Годунова на престол.  
И народ, скорбно причитая, обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно - в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.  
Какой россыпью даны народные типы в хоровой сцене у Новодевичьего монастыря (прологе оперы). Здесь и угрюмый безымянный мужик («Митюх, а Митюх! Чего орем?»), и беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно причитающая («Ой, лихонько!»), баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»). Если вы послушаете эту сцену, вы зримо увидите этих людей, их лица, движения. И все это благодаря точнейшим речевым интонациям.  
  В начале четвертого действия - в сцене у храма Василия Блаженного - народ, измученный лишениями и голодом, поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба!» Это уже требование. И звучит оно как смутный протест, объединяющий народ.  
  В конце оперы этот народный протест прекращается в стихийный бунт. «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», - поет хор, и его могучее звучание похоже на разбушевавшуюся стихию.  
  Таков в опере образ народа, обрисованный и хоровых сценах, которые наполнены интонациями народных песен: то скорбных плачей, причитаний, то разудалых, молодецких.

 

2 Образ царя Бориса

 
  Образу народа противостоит образ царя Бориса, который также имеет свою линию развития.  
  Трагическая обреченность ощутима уже при первом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. Его монолог «Скорбит душа», которым он пресекает ликующий колокольный звон, передает затаенный страх и мрачные предчувствия.  
  Второе действие. Царский терем в Кремлёвском дворце. Ксения, дочь Бориса Годунова, неустанно горюет о погибшем женихе, оплакивая его. Её горестными причитаниями открывается действие. Напрасно мамка (няня) пытается отвлечь её и поёт шутливую песенку про комара.Затем песня переходит в весёлую игру в хлёст. В ней принимает участие Фёдор, сын Бориса Годунова. Появляется Борис. Он заботливо расспрашивает сына о его занятиях науками, печалится о Ксении. 
  В этой картине образ Бориса раскрывается ещё полнее и многогранее, во всей его сложности и противоречивости. Ведь Борис не только преступный царь, который ценой убийства ребёнка пришел к власти. Он умный и дальновидный правитель и, кроме того, любящий отец, внимательный к своим детям. В сцене с детьми показаны эти черты его характера - нежность к дочери и забота о сыне, его будущем («Что, Ксения...», «А ты, мой сын, чем занят?»). 
  Но главное, Борис это - глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием - убийством малолетнего царевича Димитрия.       Монолог «Достиг я высшей власти» раскрывает всю глубину страданий преступного царя. 
Величественно и строго звучит мелодия его арии. 
Постепенно в сознании Бориса возникает мысль о неотвратимости кары за свершённое преступление. Широкая напевность арии сменяется взволнованной декламацией. Безумные кошмары встают перед Борисом. 
  В оркестре звучит лейтмотив кошмара Бориса. 
  Входит лукавый царедворец Шуйский, представитель враждебной боярской оппозиции. Он сообщает Борису о появлении самозванца, нарёкшего себя именем покойного царевича Димитрия. Потрясённый Борис требует от Шуйского подробного рассказа о том, как был убит много лет назад царевич.    

 

  После его ухода кошмарные видения Бориса Годунова возобновляются с новой силой. 
  Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы. В конце второго действия под однообразный бой курантов видится Борису «дитя окровавленное». И терзания его совести достигали предела: «Чур, чур, дитя! Не я ...не я твой лиходей!» Здесь - кульминация в развитии трагедийной линии, вершина страданий Бориса.  
  Музыка достигает гениальной силы выражения: взволнованно трепетный оркестровый звон, словно страшный мерцающий призрак, разрозненные реплики объятого ужасом царя, передающие нечеловеческое напряжение его душевных сил.  
  Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой. Но и здесь он не может укрыться от преследований нечистой совести. Рассказ монаха Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича повергает царя в пучину новых страданий.    Не выдержав их, он умирает.

3 Вывод

  Таковы два основных образы оперы – образ народа и образ царя. Причем образ народа представлен в опере многолико. Здесь и монах-летописец Пимен, вынесший от имени народа приговор Борису, и бродячие монахи Варлаам и Мисаил, воплотившие в себе разные черты русского народа, и Юродивый, не побоявшийся бросить в лицо царю обвинение в убийстве, и многие другие персонажи, выписанные композитором очень ярко, почти осязаемо. В музыке раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя.                                                                                                                   « Борис Годунов» — народная музыкальная драма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1 А.Гозенпуд. Борис Годунов – опера М.П. Мусоргского

2 Козлова Н.П. Русская музыкальная литература (учебник)

 

3 Смитнова Э. Русская музыкальная литература (учебник)


Информация о работе Образ царя Бориса и народа в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»