Графоны как приём речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 10:55, реферат

Описание работы

Газетно-публицистический стиль является такой областью функционирования языка, которая наиболее остро и быстро отвечает на актуальные лингвистические веяния, что не может не вызывать живую заинтересованность филологов и требует тщательного исследования. Именно поэтому важным объектом исследования современных лингвистов является язык средств массовой информации, за последние несколько десятилетий претерпевший значительные изменения.

Файлы: 1 файл

Графон как прием речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Графоны как приём речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Выполнила: учащаяся 6 класса школы № 10, г. Ачинск,

Дарья Анатольевна Беркаль

Руководитель: учитель русского языка и литературы школы № 10,

Володько Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Ачинск,  2010

 

Содержание

 

 

 

Введение

Газетно-публицистический стиль является такой областью функционирования языка, которая наиболее остро и быстро отвечает на актуальные лингвистические веяния, что не может не вызывать живую заинтересованность филологов и требует тщательного исследования. Именно поэтому важным объектом исследования современных лингвистов является язык средств массовой информации, за последние несколько десятилетий претерпевший значительные изменения.

В современной лингвистике большое внимание уделяется изучению различных приёмов речевой выразительности. Однако ряд приёмов (гипербола, зевгма, гротеск) изучены достаточно широко, на материале различных слоёв языка, другие же, в частности графон, остаются в тени. На сегодняшний день фундаментальных исследований по этой теме нет. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Объектом исследования является язык современных российских молодежных печатных СМИ.

Предметом изучения выступают графоны как приёмы речевой выразительности и особенности их реализации в текстах журналов.

Проблема. Читая современные молодёжные журналы, мы обратили внимание, что в некоторых словах намеренно изменён графический облик или допущены орфографические ошибки. При этом типы таких изменений различны, и смысл образованных слов получается разный.

Гипотеза. Мы предполагаем, что слова с изменённым графическим или орфографическим обликом вводятся авторами текста специально, чтобы внести дополнительную смысловую нагрузку. Функции графонов могут быть различны.

Цель нашего исследования – изучить такой приёма речевой выразительности, как графон, с точки зрения его структуры и функций в современных молодежных печатных СМИ.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать имеющиеся исследования и дать точное и всеобъемлющее определение исследуемого приёма.

Выявить частотность употребления графонов в современных печатных молодежных СМИ.

Определить основные способы образования графонов.

Выявить функции графонов в молодежной прессе.

Источниками фактического материала являются тексты, извлеченные из современных печатных молодежных СМИ (журналы «Cool Girl», «Маруся», «Классная девчонка» за 2010 год).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- работа вносит вклад  в изучение приёмов речевой выразительности;

- расширяется и уточняется  представление (функции, способы реализации) о графонах;

- обогащается новыми данными  современное представление о  языке масс-медиа;

Практическая ценность заключается в возможности  использования результатов исследования при разработке спецкурсов по современному русскому языку, стилистике и культуре речи; при подготовке словарей языка прессы, словарей новых слов и выражений; а также расширяется арсенал средств языковой выразительности в текстах рекламы.

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования графонов

§ 1. Из истории изучения графонов

Графон является фигурой речи, широко используемой в художественных и газетно-публицистических текстах. Но эта фигура речи остаётся пока мало изученной и не нашедшей места в учебниках по риторике. Исследователи, как правило,  обращают внимание лишь на отдельные формы графонов: употребление прописных букв вместо строчных,  дефисацию, отклонение от орфографической нормы, но цельное описание фигуры графона мы находим только в словаре-справочнике «Культура русской речи» в статье А.П. Сковородникова.  Яркая представленность графонов в текстах и малая изученность данной теоретической проблемы вызвала наш интерес к графическим средством художественной выразительности.

Впервые лексикографическая фиксация термина была осуществлена в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи». Однако сам термин был введен еще в 1988 году В.А. Кухаренко, который, в соответствии с её определением, представляет ««графическую фиксацию индивидуальных произносительных особенностей» [5, с. 30]. И.В. Арнольд, ссылаясь на В.А. Кухаренко и уточняя ее, дает определение графона (она использует орфографический вариант «граффон») как «стилистически релевантного искажения орфографической нормы, отражающего индивидуальные или диалектные нарушения нормы фонетической» [1, с. 64]. Очень немногие исследователи выделяют понятие «графон», они говорят о графических альтернативах слова, графической перифразе и так далее. Но практически все авторы статей обращают внимание  на функционирование графонов в различных видах  текстов  и выделяют такие функции рассматриваемого явления, как эмоционально-экспрессивную, выделительно-актуализирующую и другие частные функции.

Мы вслед за А.П. Сковородниковым будем придерживаться следующего определения термина графон – это «стилистический приём, представляющий собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы» [3, с. 205]. На фоне графически стандартного и орфографически нормативного текста необычные,  но мотивированные стилистическим контекстом написания (начертания) слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация,  введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчных буквы и другие графико-орфографические альтернативы), а также фигурное расположение текста на плоскости листа приобретают прагматическую нагрузку (экспрессивно-выделительную, эмоционально-оценочную, эстетическую).

 

 

§ 2. Структурная классификация графонов

Опираясь на мнения таких лингвистов, как А.П. Сковородников и Н.В. Мищенко, можно представить следующую классификацию графонов:

    • Включения в графический облик слова букв латинского алфавита.
    • Дефисация - морфемное членение слова с помощью дефиса.
    • Написание прописные букв вместо строчных. В слове может использоваться как одна прописная буква, так и всё слово может состоять из прописных букв.
    • Факультативные кавычки.
    • Создание с помощью графонов нового лексического окказионализма (часто в слове выделяется корень или какое-либо сочетание букв, что ведёт к переосмыслению данного слова).
    • Написание русского слова с помощью элементов других знаковых систем (цифр, различных символов).
    • Выделение значимой части слова с помощью различных эффектов (например, цвета)  для  «приращения смысла».

Графическими средствами выразительности речи пользуются не только писатели и журналисты, но также и поэты. Для них это особый, выделяющий их из основной массы способ передачи своих мыслей. Такими средствами могут быть: неординарное построение строк  стихотворения, экстраординарное расположение текста на плоскости листа, использования таких тропов и фигур речи, как палиндром и логогриф. Значимым для поэта может быть и использования подвижного ударения в стихах, а также выделение отдельных букв в слове.

 

Глава II. Структура и функции графонов в современных молодежных журналах

§ 1. Структурные типы графонов в современных молодежных печатных СМИ

В процессе исследования с помощью метода сплошной выборки нами были выделены  примеро графонов на страницах молодежных журналов. Собранный материал можно распределить по следующей типологии с точки зрения структуры:

    1. Включение в русское слово букв латинского алфавита: красоta; zажигай.
    2. Написание прописных букв вместо строчных: СтарХит; леди ГаГа; КЛАССная работа; приЛИЧНОЕ пространство; КИНОмания; МЕЛОмания; УМничка; сФАБРИКованные; Почему ТАК плохо; РОКовые девчонки; гулять? ГУЛЯТЬ!; А там ТАКОЕ написано;
    3. Написание русского слова с помощью элементов других знаковых систем: 5ница; 3котаж; о5; 2ва самолёта; Всё про100!

Однако, стоит отметить, что большая часть примеров построена на соединении несколько способов образования графона одновременно:

    • МакSим; PROфессия; А вы часто VIPендриваетесь?;  (включение букв латинского алфавита и написание прописных букв вместо строчных);
    • Фаст-ФУ-д (написание прописных букв вместо строчных и дефисация);
    • НОЧеринка; НОСущный вопрос;  Давайте поМИНДАЛЬничаем (написание прописных букв вместо строчных и создание нового слова);

Таким образом, проанализировав собранный нами материал, мы пришли к выводу, что в современных молодежных журналах графоны используются достаточно часто, включаются в общую структурныю типологию, представлены почти все структурные типа графонов (за исключением факультативных кавычек), однако наиболее часто в одном примере графона присутствует одновременно несколько способов его образования.

 

§ 2. Функции графонов в современных молодежных печатных СМИ

Для того чтобы выявить функции графонов в современных молодежных печатных СМИ, мы предположили, что любой графон может выполнять одну из трёх функций:

  1. Привлекать внимание – выделительно-актуализирующая функция.
  2. Выражать отношения автора к написанному  - эмоционально-оценочная функция.
  3. Образование нового слова – словообразовательная (мы склонны полагать, что это именно функция, а не способ образования по той причине, что любой графон по сути является окказионализмом, а вот когда автор вкладывает в получившееся слова новый смысл – здесь и имеет место быть словообразование).

Так же возможен вариант, когда образовавшийся графон не несёт никакой функциональной нагрузки (то есть по существу является неудачным).

Нами было опрошено 100 человек в возрасте от 12 до 45 лет (образец опросного листа см. в Приложении 1). Результаты опроса представлены в таблице и на диаграммах.

Возраст: 12-45 лет

       

Количество опрошенных: 100 человек

     
 

функции

     

примеры

Выделительно-актуализирующая (для привлечения внимания

Эмоционально-оценочная (выражает положительное или отрицательное отношение автора

Словообразовательная (образование нового слова

Не несёт функциональной нагрузки

5ница, 3котаж, 7я

94

1

4

1

МакSим, PROфессия

95

1

3

1

Леди ГаГа

10

1

3

86

красоtа

7

2

5

86

ПриЛИЧНОЕ, РОКовые, КЛАССная, УМничка

83

5

6

6

НОСущный вопрос

7

3

88

2

Фаст-ФУ-д

12

78

7

3


 

Таким образом, исходя из собственных предположений и мнения респондентов, можно сделать следующие выводы: каждый графон в текстах современных молодежных печатных СМИ выполняет одну из трёх функций, либо не несет никакой функциональной нагрузки, если образование графона неудачно. Наиболее частотной является выделительно-актуализирующая функция.

 

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Графон является мало исследованным  приёмом речевой выразительности, хотя в текстах средств массовой информации и художественной литературы используется довольно часто.

2. Выделяются следующие основные  типы графонов:

Информация о работе Графоны как приём речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ